Подготовка к сочинению.
Причины страданий и мучений Раскольникова в романе. I. История замысла романа «Преступление и наказание» . II. Образ главного героя, его философия и внутренняя борьба. 1. Теория Раскольникова – причина убийства: а) идея о сверхчеловеке; б) страшная нищета, желание помочь людям, общечеловеческая и благородная цель. 2. Крах теории: а) момент убийства (Лизавета); б) выводы героя после убийства/ живая душа (жажда людей); 3. Постепенное осознание героем своей ошибки: а) роль Порфирия Петровича (логическое развенчание теории); б) роль Сони Мармеладовой (смирение, покаяние, любовь, жертвенность). 3. Каторга. Окончательное разочарование в теории. Прощение. III. Идея автора (зачем заставляет страдать героя? )
«Униженные и оскорбленные» в романе. I. Понятие «достоевщина» ( «перенасыщенность текста болезненными явлениями» ). II. «Дно жизни» в романе. 1. Обитатели Петербурга: а) утопленница; б) нищая девочка; в) жители улиц, пьяницы. 2. Семья Мармеладовых: а) Семен Захарович Мармеладов; б) Катерина Дмитриевна; в) Соня. 3. Родион Раскольников (причина зарождения теории – нищета). III. Мир остается прежним (отсылка к эпилогу).
Сонечка Мармеладова – проводник идеи автора. I. Двойственность женских образов в романах Достоевского (одна в грязи, сохранившая чистоту души, вторая – «в чистой оболочке» , тоже добрая, обе готовы к самопожертвованию (Аглая, - Наст. Фил, Грушенька – Кат. Ив. ) II. «Какая вы худенькая!. . Совсем прозрачная. . » . Образ Сони в романе. 1. Портретная характеристика и судьба. 2. Встреча с Раскольниковым: а) развенчание теории: «Это человек-то вошь!» ; б) призыв к покаянию. III. Жизненная позиция Сони (смирение, любовь, жертвенность) – позиция самого автора.
Раскольников и его «двойники» в романе. I. Образы «двойников» в русской литературе и их функции в тексте. II. Карикатуры на Раскольникова. 1. Петрович Лужин: а) общее с Раскольниковым (наличие теории, обособление себя); б) эгоистическая цель/ общечеловеческая цель; 2. Аркадий Иванович Свидригайлов: а) далек от Раскольникова: образ жизни, «черная душа» ; б) таинственное сходство: «…убитый тобой живет в тебе, с тобою…» (нет освобождения от мыслей о жертвах. 3. Способность обоих двойников на преступление, но неспособность на раскаяние. III. Нравственное превосходство Раскольникова (способность раскаяться, получить прощение и шанс на «счастливую жизнь» ).