Скачать презентацию Подготовка к сочинению по рассказу А П Чехова Скачать презентацию Подготовка к сочинению по рассказу А П Чехова

Презентация Счастье.pptx

  • Количество слайдов: 32

Подготовка к сочинению (по рассказу А. П. Чехова «Счастье» ) Подготовка к сочинению (по рассказу А. П. Чехова «Счастье» )

О чеховском рассказе • Летом 1887 года в петербургской газете «Новое время» появился рассказ О чеховском рассказе • Летом 1887 года в петербургской газете «Новое время» появился рассказ Чехова под названием «Счастье» . • Рассказ о том, как ночью в степи беседуют о счастье три человека. Старый пастух рассказывает о зарытых в степи кладах с несметными сокровищами. Никто не знает, где они спрятаны, и счастье, которое, казалось бы, совсем близко, никому не дается в руки. • У каждого из троих свое отношение к тому, что принято называть счастьем. • Старик, рассуждая о кладах, собирается еще раз попытать счастья, хотя и сам не знает, зачем это ему нужно. • Молодой пастух интересуется не столько счастьем, сколько сказочной таинственностью услышанных рассказов. • В словах третьего человека звучит доминирующая в рассказе грустная нота: «Да, так и умрешь, не повидавши счастья, какое оно такое есть… Кто помоложе, может, и дождется, а нам уж и думать пора бросить» . • На фоне бескрайней ночной степи, живущей своей особой, отдельной от человека жизнью, мечта о счастье кажется совершенно неосуществимой.

 • (1)У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. (2)Стерегли ее • (1)У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. (2)Стерегли ее два пастуха. (3)Один, старик лет восьмидесяти, беззубый, с дрожащим лицом, лежал на животе у самой дороги, положив локти на пыльные листья подорожника. (4) Другой был молодой парень, с густыми черными бровями и безусый, одетый в рядно, из которого шьют дешевые мешки. (5) Он лежал на спине, положив руки под голову, и глядел вверх на небо, где над самым его лицом тянулся Млечный путь и дремали звезды. • (6)В сонном, застывшем воздухе стоял монотонный шум, без которого не обходится степная летняя ночь. (7) Непрерывно трещали кузнечики, пели перепела, да на версту от отары, в балке, в которой тек ручей и росли вербы, лениво посвистывали молодые соловьи. • (8)Вдруг старый пастух прервал молчание: • (9)Санька, спишь, что ли? • (10) Нет, дедушка, не сразу откликнулся молодой. • (11) В этих местах кладов много, вздохнул старик. – (12) По всему видать, что есть, только, брат, копать их некому. • (13) Молодой пастух подполз шага на два к старику и, подперев снизу голову кулаками, направил на него неподвижный взгляд. (14) Младенческое выражение страха и любопытства засветилось в его темных глазах и, как казалось в сумерках, растянуло и сплющило крупные черты его молодого, грубого лица. (15) Он напряженно слушал.

 • — (16) И в писаниях сказано, что кладов тут много, — продолжал • — (16) И в писаниях сказано, что кладов тут много, — продолжал старик. — (17) А клад – это ж и есть счастье человеку! (18) Одному новопавловскому старику солдату в Ивановке карту показывали, так в той карте напечатано и про место, и даже сколько пудов золота, и в какой посуде. (19) Давно б он по этой карье клад достал, да клад заговоренный, не подступишься. • —(20) Отчего же, дед, не подступишься? — спросил молодой. • — (21) Должно, причина какая есть, не сказывал солдат. (22) Заговоренный… (23) Талисман надо. • (24) Старик говорил с увлечением, как будто изливал свое сердце. (25) Он гнусавил от непривычки говорить много и быстро, заикался и, чувствуя такой недостаток своей речи, старался скрасить его жестикуляцией головы, рук и тощих плеч. (26) При каждом подобном жесте его холщовая рубаха мялась в складки, ползла к плечам и обнажала черную от загара и старости спину. (27) Он обдергивал ее, а она тотчас же опять лезла. (28) Наконец старик, точно выведенный из терпения непослушной рубахой, вскочил и заговорил с горечью: • — (29) Рядом счастье то, а что с него толку, если оно в земле зарыто? (30)Так и пропадает добро задаром, без всякой пользы, как полова или овечий помет! (31) А ведь счастья много, так много, парень, что его на всю бы округу хватило. (32) Да не видит его ни одна душа! • — (33) Дед, а что ты станешь делать с кладом, когда найдешь его? • — (34)Я то? (35) Только бы найти, а то… показал бы я всем кузькину мать…(36) Гм!. . (37) Знаю, что делать…

 • (38) И старик не сумел ответить, что он будет делать со счастьем, • (38) И старик не сумел ответить, что он будет делать со счастьем, если найдет его. (39) За всю жизнь этот вопрос представился ему в это утро, вероятно, впервые, а судя по выражению лица, легкомысленному и безразличному, не казался ему важным и достойным размышления. (В голове Саньки копошилось еще одно недоумение: почему клады ищут только старики и к чему сдалось земное счастье людям, которые каждый день могут умереть от старости? Но недоумение это Санька не умел вылить в вопрос, да едва ли бы старик нашел, что ответить ему. ) • (40) Окруженное легкою мутью, показалось громадное багровое солнце. (41) Вокруг быстро светлело. (42) Широкие полосы света, еще холодные, купаясь в росистой траве, потягиваясь и с веселым видом, как будто стараясь показать, что это не надоело им, стали ложиться по земле. (43) Серебристая полынь, голубые васильки, желтая сурепка — всё это радостно запестрело, принимая свет солнца за свою собственную улыбку. • (44) Старик и Санька разошлись и стали по краям отары. (45) Затем оба встали, как столбы, не шевелясь, глядя в землю и думая. (46) Первого не отпускали мысли о кладе, второй же размышлял о том, что говорилось ночью. (47) Интересовали Саньку не сами клады, которые были ему не нужны, а фантастичность и несбыточность человеческого счастья. ( по рассказу А. П. Чехова «Счастье» . Посвящается Я. П. Полонскому)

 Основные проблемы Позиция автора 1) Проблема человеческого счастья. (Понимают ли люди, в чем Основные проблемы Позиция автора 1) Проблема человеческого счастья. (Понимают ли люди, в чем заключается счастье и как им распорядиться? ) 2) Проблема разного понимания счастья. (Одинаково ли представляют себе счастье разные люди? ) 1) Люди не всегда понимают, в чем состоит счастье; в погоне за тем, что кажется счастьем, люди часть не представляют, как распорядиться найденным. 2) У разных людей может быть разное представление о счастье, разное его понимание.

Попутные замечания Текст (1)У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. (2)Стерегли Попутные замечания Текст (1)У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. (2)Стерегли её два пастуха. (3)Один был старик лет восьмидесяти, 1. Герои беззубый, с дрожащим лицом, лежал на животе у самой рассказа: дороги, положив локти на пыльные листья старик лет восьмидесяти и подорожника. (4)Другой был молодой парень, с молодой парень. густыми чёрными бровями и безусый, одетый в рядно, из которого шьют дешёвые мешки. (5) Он лежал на спине и, положив руки под голову, глядел вверх на небо, где над самым его лицом тянулся Млечный Путь и дремали звёзды. (6)В сонном, застывшем воздухе стоял монотонный шум, без которого не обходится степная 2. К летняя ночь. (7)Непрерывно трещали кузнечики, пели комментарию: перепела, да на версту от отары, в балке, в которой Действие происходит на бежал ручей и росли вербы, лениво посвистывали фоне молодые соловьи. прекрасного пейзажа.

Попутные замечания Текст (8)Вдруг старый пастух прервал молчание: Проблема? А клад – это ж Попутные замечания Текст (8)Вдруг старый пастух прервал молчание: Проблема? А клад – это ж и есть счастье человеку! (Что такое счастье? ) К кладу (счастью) не подступишься – (9)Санька, спишь, что ли? – (10)Нет, дедушка, – не сразу откликнулся молодой. – (11)В этих местах кладов много, – вздохнул старик. – (12)По всему видать, что есть, только, брат, копать их некому. (13)Молодой пастух подполз шага на два к старику и, подперев голову кулаками, устремил на него неподвижный взгляд. (14)Младенческое выражение страха и любопытства засветилось в его тёмных глазах и, как казалось в сумерках, растянуло и сплющило крупные черты его молодого, грубого лица. (15)Он напряжённо слушал. – (16)И в писаниях сказано, что кладов тут много, – продолжал старик. – (17)А клад – это ж и есть счастье человеку! (18)Одному новопавловскому старику солдату в Ивановке карту показывали, так в той карте напечатано и про место, и даже сколько пудов золота, и в какой посуде. (19)Давно б он по этой карте клад достал, да только клад заговорённый, не подступишься.

Попутные замечания Текст (24)Старик говорил с увлечением, как будто изливал свою душу. (25)Он гнусавил Попутные замечания Текст (24)Старик говорил с увлечением, как будто изливал свою душу. (25)Он гнусавил от непривычки говорить много и быстро, заикался и, чувствуя такой недостаток своей речи, старался скрасить его жестикуляцией головы, рук и тощих плеч. (26)При каждом подобном жесте его холщовая рубаха мялась в складки, ползла к плечам и обнажала чёрную от загара и старости спину. (27)Он обдёргивал её, а она тотчас же опять лезла. (28)Наконец старик, точно выведенный из терпения этой непослушной рубахой, вскочил и заговорил с горечью: – (29)Рядом счастье то, а что с него толку, если оно в земле зарыто? (30)Так и пропадает оно задаром, без ? К авторской всякой пользы, как овечий помёт! (31) А ведь счастья много, так много, парень, что его на всю бы позиции: Счастья много, округу хватило! (32)Да не видит его ни одна душа! но оно достичь его трудно.

Попутные замечания Текст – (33)Дед, а что ты станешь делать со счастьем этим, если Попутные замечания Текст – (33)Дед, а что ты станешь делать со счастьем этим, если найдёшь ? К авторской позиции: Вопрос о счастье для старого человека не прдставляется особенно важным (может, потому что оно недостижимо? ? ? ) К комментарию: Снова великолепный пейзаж… Зачем? ? ? его? – (34)Я то? – усмехнулся старик. – (35)Только бы найти, а то… показал бы я всем кузькину мать… (36)Гм!. . (37)Знаю, что делать…(38)И старик не сумел ответить, что он будет делать со счастьем, если найдёт его. (39)За всю жизнь этот вопрос представился ему в это утро, вероятно, впервые и, судя по выражению лица, легкомысленному и безразличному, не казался ему важным и достойным размышления. (40)Окружённое лёгкою мутью, показалось громадное багровое солнце. (41)Вокруг быстро светлело. (42)Широкие полосы света, ещё холодные, купаясь в росистой траве, потягиваясь и с весёлым видом, как будто стараясь показать, что это не надоело им, стали ложиться по земле. (43)Серебристая полынь, голубые васильки, жёлтая сурепка – всё это радостно и беспечно запестрело, принимая свет солнца за свою собственную улыбку.

Попутные замечания ? К авторской позиции: Мечты о счастье фантастичны и несбыточны. Текст (44)Старик Попутные замечания ? К авторской позиции: Мечты о счастье фантастичны и несбыточны. Текст (44)Старик и Санька разошлись по краям отары. (45)Затем оба встали, как столбы, не шевелясь, глядя в землю и думая. (46)Первого не отпускали мысли о кладах, второй же размышлял о том, что говорилось ночью. (47)Интересовали Саньку не сами клады, которые были ему не нужны, а фантастичность и несбыточность человеческого счастья. (По А. П. Чехову*) * Антон Павлович Чехов (1860 – 1904) – русский писатель, драматург, общественный деятель.

(сформулируй её одним или двумя словами) На мой взгляд, проблема …………………… актуальна (укажи, в (сформулируй её одним или двумя словами) На мой взгляд, проблема …………………… актуальна (укажи, в какое время, в каких ситуациях). Автор по своему (по новому), (весьма оригинально, своеобразно), (очень аргументированно) раскрывает её. Чтобы помочь читателю разобраться в поднятых вопросах, (назови автора) …………………. обращается к (воспоминаниям о………………, конкретизируй эпизоду из…………, размышляет о ……, вступает в полемику с … и т. д. ) Повествователь рассуждает над поднятым им вопросом не отстраненно, чувствуется его заинтересованность в том, о чём он пишет. Его отношение к важному вопросу бытия ощущается во взволнованной, эмоциональной манере письма (приведи примеры), в стремлении сделать читателя своим единомышленником. Рассуждая над (повтори проблему), NN пишет о (укажи, на каком материале автор рассматривает проблему: может быть, это воспоминания, диалоги, художественное повествование, взволнованный монолог, цитирование мыслей великих людей, рассуждение, описание картин природы и т. п. ). Передай содержание текста, но ни в коем случае не пересказывай, а комментируй то, как автор пытается подвести нас к пониманию своей главной мысли (к авторской позиции).

Комментируем проблему Ловлю себя на мысли, что не всё в рассказе Чехова сразу понятно Комментируем проблему Ловлю себя на мысли, что не всё в рассказе Чехова сразу понятно для меня. Его герои, старик лет восьмидесяти и молодой парень, размышляют о счастье. Первый считает, что «клад – это ж и есть счастье человеку» , много его, «на всю округу хватит» , но пропадает оно задаром, потому что «земле зарыто» . Когда Санька спрашивает его, что он станет со счастьем делать, если найдёт его, старик не может ответить на этот вопрос, он не кажется ему «важным и достойным размышления» . Его собеседник молод, и если после этого разговора первый всё думает о кладах, то второго «интересовали …. не сами клады, которые были ему не нужны, а фантастичность и несбыточность человеческого счастья» .

Комментируем проблему Есть в рассказе и ещё один герой – прекрасная степь, дважды подробно Комментируем проблему Есть в рассказе и ещё один герой – прекрасная степь, дважды подробно описанная автором. Степной летней ночью дремлют звёзды, трещат кузнечики, поют перепела, посвистывают молодые соловьи… А утром «серебристая полынь, голубые васильки, жёлтая сурепка – всё это радостно и беспечно запестрело, принимая свет солнца за свою собственную улыбку» . Случайны ли эти пейзажные зарисовки? . Думаю, нет, А. П. Чехов исподволь пытается подвести нас к своим воззрениям на то, что он думает о счастье.

Формулируем позицию автора Из предложенных вариантов выбери подходящий, по твоему мнению, к этому тексту. Формулируем позицию автора Из предложенных вариантов выбери подходящий, по твоему мнению, к этому тексту. Точка зрения автора весьма определённа (однозначна), (убедительна), (оригинальна). Она, как мне кажется, наиболее чётко сформулирована им в предложении: «(Цитируй!)» . Мне довольно трудно выявить авторскую точку Если предложений несколько или трудно позицию автора с помощью зрения, NN не даёт готовых решений поставленных цитирования, сформулируй позицию автора своими словами: вопросов. Он заставляет читателя самостоятельно На мой взгляд, главный вывод, к которому хочет подвести нас автор всем ходом своих рассуждений ( своего повествования, рассказа, сделать вывод, найти решение проблемы. И всё таки, воспоминания – выбери нужное), заключается в наблюдая за тем, как автор относится к своим героям, следующем: ………………………………. как взволнованно, эмоционально он пишет о том, что ИЛИ : Мне довольно трудно выявить авторскую точку зрения, NN не его волнует, я позволю себе предположить, что даёт готовых решений поставленных вопросов. Он заставляет читателя самостоятельно сделать вывод, найти решение проблемы. авторская позиция заключается в следующем: ……………. . И всё таки, наблюдая за тем, как автор относится к своим героям, как взволнованно, эмоционально он пишет о том, что его волнует, я позволю себе предположить, что авторская позиция заключается в следующем: ……………. .

Формулируем позицию автора Позволю себе предположить, что и герои его рассказа, и сам автор Формулируем позицию автора Позволю себе предположить, что и герои его рассказа, и сам автор считают, что человеческое счастье фантастично и несбыточно, к нему, как к заговорённому кладу, не подступишься, много его, «на всю округу хватило бы» . На эти мысли наводит и прекрасная картина степи, живущей своей, отдельной от человека жизнь. На фоне чудесной ночи и величественного утра мечта о счастье кажется совершенно неосуществимой.

Пословицы о счастье • Наше счастье — вода в бредне. • Счастье — вольная Пословицы о счастье • Наше счастье — вода в бредне. • Счастье — вольная пташка: где захотела, там и села. • Счастье — что волк: обманет, в лес уйдет. • Счастье не в воздухе вьется, а руками достается. • Счастье не ищут, а делают. • Счастье не конь: не взнуздаешь. • Счастье не птица: само не прилетит. • Счастье не рыбка: удочкой не поймаешь. • Счастье немногим служит.

Мысли мудрых людей о счастье q Ни один человек не счастлив, пока он не Мысли мудрых людей о счастье q Ни один человек не счастлив, пока он не считает себя счастливым. Марк Аврелий q Счастье не в счастье, а лишь в его достижении. Ф. И. Достоевский q «Счастье есть лишь мечта…» Вольтер q Надо верить в возможность счастья, чтобы быть счастливым. Л. Толстой q Чтобы быть счастливым, нужно постоянно стремиться к этому счастью и понимать его. оно зависит не от обстоятельств, а от себя. q Л. Толстой q «Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро! Счастья нет и не должно его быть, а если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чем то более разумном и великом. Делайте добро!» А. П. Чехов

Русская литература всегда очень настороженно относилась к счастью. q На свете счастья нет, но Русская литература всегда очень настороженно относилась к счастью. q На свете счастья нет, но есть покой и воля… (А. С. Пушкин) q Я жить хочу, хочу печали Любви и счастию назло… (М. Ю. Лермонтов) q А счастье где? Не здесь, в среде убогой… (А. А. Фет) q И, наконец, увидишь ты, Что счастья и не надо было… (А. А. Блок)

Вся русская классическая литература 19 века посвящена поискам счастья. Ищут счастья все герои нашей Вся русская классическая литература 19 века посвящена поискам счастья. Ищут счастья все герои нашей литературы, начиная с героев комедии Грибоедова «Горе от ума» и заканчивая персонажами А. П. Чехова. Наиболее ярко звучи эта тема в… «Евгении Онегине» А. С. Пушкина «А счастье было так возможно…» Поэма Н. А. Некрасова «Кому На Руси жить хорошо»

 • Уже в названии комедии А. С. Грибоедова содержится антоним слову счастья – • Уже в названии комедии А. С. Грибоедова содержится антоним слову счастья – горе. Герои комедии Софья Фамусова и Александр Андреевич Чацкий ищут счастья и не находят его. Софья не понимает высокой души Чацкого, выдумывает себе героя, приписывая Молчалину черты героев прочитанных ею книг и в конце концов узнаёт его подлую и мелочную натуру. Чацкий не находит счастья ни в любви, ни на поприще общественной жизни. Оба главных героя комедии несчастны.

 В романе «Евгений Онегин» нет счастливых людей. Ни у кого нет сомнений в В романе «Евгений Онегин» нет счастливых людей. Ни у кого нет сомнений в том, что несчастлив главный герой Онегин. Счастливым человека не может сделать ни происхождение, ни богатство, ни природная одаренность. Все это у Евгения есть. «Наследник всех своих родных» , принадлежащих к высшему петербургскому обществу, наделенный такими качествами, как «резкий, охлажденный ум» и «счастливый талант» коммуникабельности, Онегин обделен чем-то • важным, необходимым для счастья. Кажется счастливым Владимир Ленский, но его счастье будет разрушено бездушием Евгения Онегина: Ленский убит Онегиным на дуэли. Татьяна Ларина находит короткое счастья в мечтах о любви, но она быстро понимает, что ей Онегин «не может. . . счастья дать» . Когда в конце романа Онегин признаётся ей, уже замужней женщине, в любви, она оказывается мудрее и выше его, принимая Онегина «без гнева» , не скрывая слез, откровенно говоря о своей любви и отказываясь от счастья ради чести и долга. Горько звучат слова пушкинской героини: А счастье было так возможно, Так близко!. . .

 • Главная проблема поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» — • Главная проблема поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» — проблема счастья, об этом говорит само название произведения. Семеро мужиков из некрасовской поэмы ищут и не находят счастливого на Руси. Ни власть имущие, ни тем более крестьяне счастливыми себя не считают. Мы говорим, что Некрасов хотел показать счастливым народного заступника Гришу Добросклонова, но с трудом верится в счастье человека, которому • …судьба готовила • Путь славный, • Имя громкое • Народного заступника, Чахотку и Сибирь. • Наверное, не только смерть прервала работу Некрасова над поэмой: он искал и не находил счастливого на Руси.

 Поразмышляйте над тем, как раскрывается проблема счастья в других произведениях русской классической литературы. Поразмышляйте над тем, как раскрывается проблема счастья в других произведениях русской классической литературы.

А. П. Чехов «Крыжовник» • Можно ли назвать счастливым чехов ского героя Николая Ивановича? А. П. Чехов «Крыжовник» • Можно ли назвать счастливым чехов ского героя Николая Ивановича? Почему его довольство вызывает тягостное чув ство? • Достаточное ли условие для счастья материальное благополучие и комфорт? • • Сытое довольство Николая Ивановича счастье животного (недаром рас сказчик Иванович сравнивает своего брата со свиньей и что то свинское видит во всех его домо чадцах). Прятаться у себя в усадьбе, со здавать идиллию любви, пренебре гая всем миром, отгораживаясь от его неблагополучия, такого счас тья Чехов не принимает. И его ге рой Иванович вместе с авто ром оценивает людей, закрывшихся в футляр собственного благополу чия и «приличной» жизни: • К моим мыслям о человеческом счастье всегда почему то примешивалось что то грустное. . . Я соображал: как, в сущности, много довольных, счастливых людей! Ка кая это подавляющая сила! Вы взгляните на эту жизнь: наглость и праздность силь ных, невежество и скотоподобие слабых, кругом бедность невозможная, теснота, вырождение, пьянство, лицемерие, вра нье. . . И такой порядок, очевидно, нужен, очевидно, счастливый чувствует себя хоро шо только потому, что несчастные несут свое бремя молча, и без этого молчания счастье было бы невозможно. Видеть и слышать, как лгут и тебя же называют ду раком за то, что ты терпишь эту ложь, сносить обиды, унижения, не сметь откры то заявить, что ты на стороне честных, свободных людей. . . нет, больше жить так невозможно!

С. Есенин Многие видел я страны. Глупое сердце, не бейся! Счастья искал повсюду, Все С. Есенин Многие видел я страны. Глупое сердце, не бейся! Счастья искал повсюду, Все мы обмануты счастьем, Только удел желанный Нищий лишь просит участья. . . Больше искать не буду. Глупое сердце, не бейся. Месяца желтые чары Жизнь не совсем обманула. Льют по каштанам в пролесь. Новой напьемся силой. Лале склонясь на шальвары, Сердце, ты хоть бы заснуло Я под чадрою укроюсь. Здесь, на коленях у милой. Глупое сердце, не бейся. Жизнь не совсем обманула. Все мы порою, как дети. Может, и нас отметит Часто смеемся и плачем: Рок, что течет лавиной, Выпали нам на свете И на любовь ответит Радости и неудачи. Песнею соловьиной. Глупое сердце, не бейся. 1925

Сочинение Сочинение

Счастье… Кто из нас не задумывался над тем, что включает в себя это понятие, Счастье… Кто из нас не задумывался над тем, что включает в себя это понятие, достижимо ли счастье. Мне кажется, именно эти вопросы поставлены А. П. Чеховым в его рассказе. Ловлю себя на мысли, что не всё в рассказе Чехова сразу понятно для меня. Его герои, старик лет восьмидесяти и молодой парень, размышляют о счастье. Первый считает, что «клад – это ж и есть счастье человеку» , много его, «на всю округу хватит» , но пропадает оно задаром, потому что «земле зарыто» . Когда Санька спрашивает его, что он станет со счастьем делать, если найдёт его, старик не может ответить на этот вопрос, он не кажется ему «важным и достойным размышления» . Его собеседник молод, и если после этого разговора первый всё думает о кладах, то второго «интересовали …. не сами клады, которые были ему не нужны, а фантастичность и несбыточность человеческого счастья» .

Позволю себе предположить, что и герои его рассказа, и сам автор считают, что человеческое Позволю себе предположить, что и герои его рассказа, и сам автор считают, что человеческое счастье фантастично и несбыточно, к нему, как к заговорённому кладу, не подступишься, много его, «на всю округу хватило бы» . На эти мысли наводит и прекрасная картина степи, живущей своей, отдельной от человека жизнь. На фоне чудесной ночи и величественного утра мечта о счастье кажется совершенно неосуществимой. Ах, как не хочется соглашаться с таким печальным выводом, с таким своеобразным видением проблемы. Мне все семнадцать, я, как всякий человек, мечтаю о счастье… А оно «фантастично и несбыточно» ? О счастье есть много пословиц. Вспомним: «Наше счастье — вода в бредне» . А ещё народ говорит: «Счастье — что волк: обманет, в лес уйдет» . Увы, эти пословицы подтверждают мысли чеховских героев…

Произведения русской классической литературы XIX века, на мой взгляд, это книги о поисках счастья, Произведения русской классической литературы XIX века, на мой взгляд, это книги о поисках счастья, и герои многих их них ищут счастья, но , увы, не находят… Уже в названии комедии А. С. Грибоедова содержится антоним слову счастья – горе. Герои комедии Софья Фамусова и Александр Андреевич Чацкий ищут счастья и не находят его. Софья не понимает высокой души Чацкого, выдумывает себе героя, приписывая Молчалину черты героев прочитанных ею книг и глубоко несчастна, узнав его подлую и мелочную натуру. Чацкий не находит счастья ни в любви, ни на поприще общественной жизни. Оба главных героя комедии несчастны. В романе «Евгений Онегин» нет счастливых людей. Ни у кого нет сомнений в том, что несчастлив главный герой Онегин. Счастливым человека не может сделать ни происхождение, ни богатство, ни природная одаренность. Все это у Евгения есть. «Наследник всех своих родных» , принадлежащих к высшему петербургскому обществу, наделенный такими качествами, как «резкий, охлажденный ум» и «счастливый талант» коммуникабельности, Онегин обделен чем то важным, необходимым для счастья.

Кажется счастливым Владимир Ленский, но его счастье будет разрушено бездушием Евгения Онегина: Ленский убит Кажется счастливым Владимир Ленский, но его счастье будет разрушено бездушием Евгения Онегина: Ленский убит Онегиным на дуэли. Татьяна Ларина находит короткое счастья в мечтах о любви, но она быстро понимает, что ей Онегин «не может. . . счастья дать» . Когда в конце романа Онегин признаётся ей, уже замужней женщине, в любви, она оказывается мудрее и выше его, принимая Онегина «без гнева» , не скрывая слез, откровенно говоря о своей любви и отказываясь от счастья ради чести и долга. Горько звучат слова пушкинской героини: А счастье было так возможно, Так близко…. Главная проблема поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» — проблема счастья, об этом говорит само название произведения. Семеро мужиков из некрасовской поэмы ищут и не находят счастливого на Руси. Ни власть имущие, ни тем более крестьяне счастливыми себя не считают.

Мы говорим, что Некрасов хотел показать счастливым народного заступника Гришу Добросклонова, но с трудом Мы говорим, что Некрасов хотел показать счастливым народного заступника Гришу Добросклонова, но с трудом верится в счастье человека, которому …судьба готовила Путь славный, Имя громкое Народного заступника, Чахотку и Сибирь. Наверное, не только смерть прервала работу Некрасова над поэмой: он искал и не находил счастливого на Руси. Да, к грустным выводам пришли мы , размышляя о невозможности счастья в жизни человека… Но давайте вспомним, что литература – учебник жизни, что писатели лишь предостерегают нас от возможных ошибок. Подумаем о том, что жизнь многогранна, в ней есть и счастливые моменты, и невзгоды. «Счастье не в воздухе вьется, а руками достается» , гласит русская пословица. А ещё мы говорим: «Человек – кузнец своего счастья» . Давайте же искать зарытый и «заговорённый» клад – счастье, делать свою жизнь счастливой!