история мирового этикета.pptx
- Количество слайдов: 31
Подготовила: Жукова Т. 1101 Г
Слово «этикет» происходит от французского etiquette. Первоначально так называли появившиеся во второй половине XVII века карточки с написанными на них правилами того, как нужно вести себя при королевском дворе. Впоследствии данное слово стало использоваться и в более широком значении – «церемониал, установленный порядок поведения»
В наши дни этикетом принято называть правила, предписывающие, как человек должен выглядеть и действовать в различных ситуациях, в обществе других людей. Эти нормы непосредственно связаны с такими понятиями, как порядочность и благовоспитанность
Древнейшим сведениям об этикете насчитывается примерно пять тысяч лет. Жизнерадостные греки, превозносившие любовь к Родине, готовность отдать жизнь за нее, поклонялись разуму, силе и красоте. Сдержанность в будни, раскрепощенность в праздники и ярость в бою - наиболее ценимые формы поведения грека
Древний Рим, хотя и принял греческую культуру за основу, в силу своих общественно-социальных условий был вопиюще дисгармоничен в потребностях, нравственных и эстетических нормах. Естественно, что это находило отражение и в этикете: невоздержанность в поведении, проявление чувств, стремление покорить роскошью в нарядах и празднествах
Еще не зная слова "этикет", придворный церемониал создали на Востоке. Японский этикет обусловлен многовековыми традициями, сложнейшей иерархией сословных расслоений. Японский этикет обязывает к крайней деликатности и основан на заботе о том, чтобы не поставить собеседника в неловкое положение О том, как себя вести в обществе, знали и жители Древнего Китая. Древнекитайский этикет насчитывает более тридцати тысяч церемоний
В V веке до н. э. в Древнем Китае правила поведения людей обосновал Конфуций. По его мнению, необходимо уравнять людей в общении и заставить быть «взаимными» - доброжелательными, верными долгу, уважительными и человеколюбимыми. Осуществить это призваны конкретные принципы и нормы поведения
В трудах античных философов и поэтов часто поднимались вопросы воспитания и нравственности, вежливого и уважительного отношения к людям. Об этом писали Гомер, Платон, Аристотель, Овидий и многие другие выдающиеся люди той эпохи. Поэтому можно сказать, что основы этикета, являющегося частью европейской культуры, начали формироваться именно тогда
Грубость нравов, невежество, поклонение грубой силе, дикий произвол в XV столетии господствуют в европейский странах. Одна лишь Италия составляет исключение. Эта страна и заслуживает по справедливости быть названной “родиной этикета”
С развитием общественной жизни и международных контактов появилась необходимость составления руководств по поведению. Первое из них, дошедшее до наших дней, принадлежит перу испанца Петруса Альфонса. Этот труд, появившийся в 1204 году, носил название «Дисциплина клерикалис» и адресовался духовным лицам
Рыцарство оказало огромное влияние на европейский этикет, создало вокруг феодальной аристократии бесчисленное множество новых ритуалов и церемоний. Кодекс чести предписывал рыцарю соблюдать сложные этикетные процедуры
Первые руководства по этикету предназначались для придворных и аристократии, и поэтому хорошие манеры, учтивость и вежливость довольно долго оставались принадлежностью высших слоев общества
Сфера применения этикета расширилась и требования этикета из простых норм постепенно преобразовались в сложные ритуализованные формы общения. Со временем это потребовало даже специальных людей — церемониймейстеров, знавших все тонкости этикетных ритуалов, которые не имели права нарушать даже коронованные особы
Само слово «этикет» стало употребляться со времен Людовика XIV , на приемах которого гостям вручали карточки, где перечислялись требуемые от них правила поведения. Эти карточки — «этикетки» (ярлыки) — и дали имя этикету. Можно сказать, этикет был поведенческим ярлыком, который указывал на принадлежность человека к определенному слою общества
Этикет был важным средством регулирования поведения людей высокого происхождения. Долгое время считалось, что этикет — придворное достояние. Этикет пронизывал все сферы жизни высшего сословия, до мелочей регламентировал жизнь двора, имея характер закона. Нарушение норм этикета рассматривалось как преступление
С наступлением Эпохи Просвещения этикет перестал быть достоянием избранных. Стали появляться и расходиться большими тиражами книги о культурном поведении в обществе. Хорошие манеры уже не были отличительным признаком аристократии, а начали цениться и в других слоях общества. Зародилось стремление к демократизации норм поведения, подчинения их актуальным жизненным требованиям и целесообразности
На Руси правила поведения складывались под влиянием обычаев, религиозных норм, традиций. Огромное влияние оказало крещение Руси. У Византии взяли не только христианство, но и мораль, запрещавшую мстить, убивать, красть
Нормой этикета в Киевской Руси были непререкаемость родительского авторитета, уважение к наставнику, культ семьи (рода, племени) и т. д. Ориентация человека на добро, честные дела и праведную жизнь – все также отражено в русском фольклоре: § «Жизнь дана на добрые дела» § «В ком правды нет, в том добра мало» ; § «Не в силе Бог, а в правде»
«Домострой» , т. е. домоустроение, домостроение, свод правил домашнего этикета, долгое время служил практическим руководством для жизни русской семьи. «Домострой» был составлен в XVI веке священником Сильвестром, пользовался популярностью в народе вплоть до Петровских реформ
§ «Следовать христианским канонам, жить с чистой совестью и в правде, в вере соблюдая волю Божью и заповеди Его, а себя утверждая в страхе Божием и в праведном житии…» , - вот этическое кредо составителя «Домостроя» . § От женщины требовались чистота и послушание: «Жена добрая, трудолюбивая – венец своему мужу…» ; «За жену хорошую мужу хвала и честь» . § «Домострой» содержит наставления в духе своего сурового времени: «…Не жалея бей ребенка: если прутом посечешь его, не умрет, но здоровее будет, ибо ты, казня его тело, душу его избавляешь от смерти» . § Современным девушкам будет интересен такой фрагмент: «Если у кого дочь родится, то рассудительные люди от всякой прибыли на дочь откладывают: на ее имя или животинку растят с приплодом, или из полотен, и из холстов, и из кусков ткани… все эти годы ей в особый сундук» откладывают приданое «понемножку, а не все вдруг, себе в убыток»
Приблизить нравы и обычаи общества к европейским попытался в начале XVIII века Петр I, немало попутешествовавший и повидавший. Именно поэтому он безжалостно боролся с любыми проявлениями «азиатчины» , насаждая западные традиции, порой даже насильственными методами
Петр I учреждает «Табель о рангах» , разделив чиновников на 14 классов ( «чинов» ). Эта карьерная иерархия просуществовала вплоть до 1917 года. Не только царю, но и каждому «рангу» (чиновнику) определяется этикетное обращение в официальной переписке
Вводится новая одежда: камзолы, чулки, башмаки, галстуки, шляпы. Сам царьреформатор пишет инструкции, обучающие подданных азам нового этикета: «Не разувая, сапогами или башмаками, не ложатся на постели» Самодержец понимал, что мало составить этикетные формулы для подачи царю и его чиновникам писем, жалоб, прошений. Следует также позаботиться и о воспитании молодежи. В начале XVIII столетия появляются многочисленные «письмовники» , содержащие этикетные правила, подлежащие для исполнения, как законы. «Не вопить в Сенате, как бабы на базаре» , - призывал сам царь Петр своих сановников
«У родителей речей перебивать не надлежит, и ниже прекословить, и других их сверстников в речи не впадать, но ожидать, пока они выговорят» «Без спросу не говорить, а когда и говорить им случится, то должны они благоприятно, а не криком и ниже с сердца, или с задору говорить…нужду свою благообразно в приятных и учтивых словах предлагать…» «Никакое неполезное слово, или непотребная речь да не изыдет из уст твоих, всякий гнев, ярость, вражда, ссора и злоба да отдалится от тебя… все, что делаешь, делай с прилежание, за это и похвален будешь» «Рыгать, кашлять и подобные такие грубые действия в лице другого (перед другими – Авт. ) не чини, но всегда либо рукой закрой, или отворотя рот на сторону…»
1. Оставить все чины вне дверей, равно как и шляпы, а наипаче шпаги 2. Местничество и спесь или что-либо тому подобное, когда бы то ни случилось, оставить у дверей 3. Быть веселым, однако ничего не портить, не ломать и ничего не грызть 4. Садиться, стоять, ходить – кто как заблагорассудит, не смотря ни на кого 5. Говорить умеренно и не очень громко, дабы у прочих тама находящихся уши или голова не заболели 6. Спорить без сердца и без горячности 7. Не вздыхать и не зевать и никому с руки тягости не наносить 8. Во всяких невинных затеях, что один вздумает, другим к тому приставать 9. Кушать сладко и вкусно, а пить с умеренностью, дабы всякий мог найти свои ноги у дверей, выходя из дверей 10. Сор из избы не выносить, а что войдет в одно ухо, то бы вышло из другого, прежде нежели выступят из дверей
В конце XVIII века русский самодержец пытается административным путем устранить из русской речи заимствования: фрак, жилет, панталоны и др. Боязнь распространения идей Великой французской революции в России приведет правительство к тому, что «нецензурным» (запрещенным) станет слово свобода. Его велено заменить в печати, в газетах и журналах позволением. Магазин станет лавкой, граждане – жителями или обывателями, а Отечество – государство
Не только на Западе, но и в России, соблюдение правил хорошего тона считались необходимым для достижения делового и личного успеха. Идеал светского человека определялся и определяется сейчас французским выражением ''комильфо'' ( «как надо» , «как следует» ). Это предполагает безукоризненное выполнение всех правил этикета, владение утонченными манерами во внешнем виде и общении. Типичный представитель этого соответствующего правилам светского приличия молодой человек выведен А. С. Пушкиным в образе Евгения Онегина
После 1917 года этикет считался «выдумкой буржуазии» , бессмысленным нагромождением нелепых правил, только осложняющих жизнь и поэтому совершенно ненужных. Последствия этого культурного регресса отчасти ощутимы и сегодня В 20 -е гг. рукопожатие как приветствие считалось переносчиком инфекции, а девушки считали себя оскорбленными, если им подавали пальто
Современный этикет наследует обычаи практически всех народов от седой древности до наших дней. В основе своей эти правила поведения являются всеобщими, поскольку они соблюдаются представителями не только какого-то данного общества, но и представителями самых различных социально-политических систем, существующих в современном мире Народы каждой страны вносят в этикет свои поправки и дополнения, обусловленные общественным строем страны, спецификой ее исторического строения, национальными традициями и обычаями
Этикет – своеобразный кодекс хороших манер и правил поведения людей дома, на светском приеме, во дворце монарха, а теперь - и на работе, и в транспорте. В его основе находятся ценности культуры данного общества и мораль конкретного социума. Формирование этикета напрямую связано с традициями обычаями той или иной эпохи Без соблюдения норм невозможны политические, экономические, культурные отношения, ибо нельзя существовать, не уважая друга, не налагая на себя определенных ограничений
Спасибо за внимание