Творчество Веры Мухиной. Трофимова.ppt
- Количество слайдов: 25
Подготовила магистрант I курса ИГН Трофимова В. С.
БИОГРАФИЯ ВЕРЫ МУХИНОЙ В. И. Мухина родилась 1 июля 1889 года в Риге, в семье зажиточного купца. Первые уроки рисования и живописи В. Мухина получила от учителя рисования в гимназии, куда поступила учиться. Под его наставлением она в местной картинной галерее копировала картины Айвазовского.
Она училась в московской студии К. Ф. Юона (1909 -11), потом перешла к менее академичному И. И. Машкову (1911 -12) и завершила образование в Париже - в Академии изящных искусств, в академиях Ф. Коларосси, "Ла Палетт" и "Ла Гранд Шомьер" (в последней очень важными были уроки Э. А. Бурделя). При изначальной ориентированности на принципы реалистического видения, Мухина дружила с художникамибеспредметниками, что обусловило ее недолгую работу в театре (эскизы костюмов к спектаклям московского Камерного театра "Роза и Крест" А. А. Блока, "Ужин шуток" С. Бенелли, все 1916).
ЭСКИЗЫ КОСТЮМОВ ДЛЯ ПОСТАНОВОК
СКУЛЬПТУРА В скульптуре же становление ее собственного языка связано с планом монументальной пропаганды. Метафорика стремительного порыва и преодоления, первоначально порожденная переживанием революции, впоследствии отзовется во многих мухинских работах "Ветер" (1926 -27), "Женский торс" (1927), "Рабочий и колхозница" (1937), "Икар" и "Борей" (обе 1938). Женский торс
Требуем мира! Ветер
МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ПРОПАГАНДА Проект памятника Свердлову Октябрьская революция возвращает художницу в искусство скульптуры. Вместе со многими русскими скульпторами она участвует в осуществлении грандиозного плана «монументальной пропаганды» . Она выполняет проекты «Пламя революции» , «Памятник освобожденному труду» , которые становятся образцами стиля революционного времени.
КРЕСТЬЯНКА Для «Выставки художественных произведений к десятилетнему юбилею Октябрьской революции» Мухина сделала «Крестьянку» , сперва в гипсе, потом - сразу же - в бронзе. Монументальность форм, акцентированная архитектоника скульптуры становятся отличительными чертами скульптуры Мухиной.
ЭСКИЗ КРЕСТЬЯНКИ
ВЫСТАВКА МОД В ПАРИЖЕ В 1925 году Надежда Ламанова и Вера Мухина издают альбом «Искусство в быту» ; помещая в нем практичные и красивые модели костюмов, адресуются не к профессиональным, но к домашним портнихам.
В 1925 году на Всемирной выставке в Париже модели Ламановой получили Гран-при. Платья Ламановой были выполнены в стиле «аля рюс» , очень популярном на Западе благодаря эмигрантам. Они были украшены вышивкой по эскизам– скульптора Веры Мухиной и выглядели последним словом моды. Эффект был ошеломляющий
ВСЕМИРНАЯ ВЫСТАВКА В ПАРИЖЕ Огромную роль в жизни скульптора оказала Всемирная выставка в Париже, где был представлен павильон нашей страны. Архитектор Борис Иофан предложил увенчать скульптурой здание. Эскиз Мухиной был признан лучшим. Ей предстояло возглавить сложнейшую работу по изготовлению 25 -метровой статуи общим весом около 75 тонн. Когда скульптура «Рабочий и колхозница» была установлена над павильоном, она имела оглушительный успех.
Министр 3 -го Рейха Шахт потребовал, чтобы германский павильон был выше советского. Закипела круглосуточная работа. В результате герб нацистского рейха – орёл, держащий в когтях свастику - оказался перед лицами «Рабочего и колхозницы» .
Но стремительная динамика фигур статуи настолько возносила их над Сеной, что казалось ничто не может остановить их разбег. В апреле 37 -го Пикассо восхитился удачным расположением композиции на фоне сиреневого парижского неба. Это творение, названное западными критиками «величайшим произведением скульптуры ХХ века» , принесло В. И. Мухиной всесоюзную и всемирную славу.
РАБОЧИЙ М КОЛХОЗНИЦА Имя Мухиной мгновенно стало известно всему миру. По возвращении из Парижа статуя в Москве заняла свое место у входа на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку. Вера Игнатьевна получила за нее свою первую Сталинскую премию. С 1947 года скульптура стала эмблемой киностудии «Мосфильм» .
РАБОЧИЙ И КОЛХОЗНИЦА
РАБОТА СО СТЕКЛОМ Восхищаясь венецианским стеклом в крупнейших музеях Европы, Вера Мухина размышляла о создании русского художественного стекла. С ее легкой руки родилась в 1940 году в Ленинграде школа художников-стекольщиков. Мухина начала искать новые формы, ввела широкую огранку плоскостей и глубокие вырезы, выполненные алмазным колесом, - грани выполненных ею вещей не только пропускали, но и отражали свет. Она первая из скульпторов увидела возможность воплощения серьезных творческих замыслов именно в стекле.
Ведущей темой творчества скульптора всегда оставалось прославление духовной красоты человека. Известный искусствовед писал о творчестве Мухиной: «В бронзе, мраморе стали изваяны смелым и сильным резцом образы людей героической эпохи» .
БАЛЕТ В ТВОРЧЕСТВЕ ВЕРЫ МУХИНОЙ В 1941 году В. Мухина делает скульптурные портреты великих балерин Галины Улановой и Марины Семеновой.
ПАМЯТНИК М. ГОРЬКОМУ В Нижнем Новгороде в 1952 году был установлен памятник великому русскому писателю Максиму Горькому.
Памятник Вере Мухиной в Москве в Пречистенском переулке, недалеко от дома, где размещалась мастерская, скульптор М. К. Аникушин
РАБОТЫ ВЕРЫ ИГНАТЬЕВНЫ МУХИНОЙ 1915 -1916 гг. - скульптурные работы: "Портрет сестры", "Портрет В. А. Шамшиной", монументальную композицию "Пиета". 1918 г. – памятник Н. И. Новикову для Москвы по ленинскому плану монументальной пропаганды (памятник не осуществлен). 1919 г. - памятники "Революция" для Клина, "Освобожденному труду", В. М. Загорскому и Я. М. Свердлову ("Пламя Революции") для Москвы (не осуществлены). 1924 г. - памятник А. Н. Островскому для Москвы. 1926 -1927 гг. - скульптуры "Ветер", "Женский торс" (дерево). 1927 г. – статуя "Крестьянка" к 10 -летию Октября. 1930 г. - скульптуры "Портрет деда", "Портрет А. А. Замкова". Проект памятника Т. Г. Шевченко для Харькова, 1933 г. – проект памятника "Фонтан национальностей" для Москвы. 1934 г. - "Портрет С. А. Замкова", "Портрет сына", "Портрет Матрены Левиной" (мрамор), надгробия М. А. Пешкову и Л. В. Собинову. 1936 г. – проект скульптурного оформления павильона СССР на Международной выставке в Париже 1937 года. Скульптура Мухиной «Рабочий и колхозница» 1937 г. - Монтаж скульптуры "Рабочий и колхозница" в Париже.
1938 г. - памятник "Спасению челюскинцев" (не осуществлен), эскизы монументально-декоративных композиций для нового Москворецкого моста. 1938 г. - памятники А. М. Горькому для Москвы и Горького, (установлен в 1952 г. на площади Первого мая в Горьком, архитекторы П. П. Штеллер, В. И. Лебедев). Скульптурное оформление советского павильона на Международной выставке 1939 года в Нью-Йорке. Конец 30 -х - По эскизам Мухиной и при ее участии сделаны в Ленинграде "Кремлевский сервиз" (хрусталь), вазы "Лотос", "Колокольчик", "Астра", "Репка" (хрусталь и стекло). Проект памятника Ф. Э. Дзержинскому для Москвы. 1942 - "Портрет Б. А. Юсупова", "Портрет И. Л. Хижняка", скульптурная голова "Партизанка". 1945 г. - проект памятника П. И. Чайковскому для Москвы (установлен в 1954 году перед зданием Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского). Портреты А. Н. Крылова, Е. А. Мравинского, Ф. М. Эрмлера и X. Джонсона. 1948 г. - проект памятника Юрию Долгорукому для Москвы, портрет из стекла Н. Н. Качалова, из фарфора композиция "Юрий Долгорукий" и "С. Г. Корень в роли Меркуцио" 1949 -1951 гг. - совместно с Н. Г. Зеленской и З. Г. Ивановой, памятник А. М. Горькому в Москве по проекту И. Д. Шадра (архитектор 3. М. Розенфельд). В 1951 году он установлен на площади Белорусского вокзала. 1953 г. – проект скульптурной композиции "Мир" для планетария в Сталинграде (установлена в 1953 г. , скульпторы С. В. Круглов, А. М. Сергеев и И. С. Ефимов).