Скачать презентацию Подготовила Давиденко Анна ДММ-107 Становление восточного философствования Скачать презентацию Подготовила Давиденко Анна ДММ-107 Становление восточного философствования

Истоки философии Востока.pptx

  • Количество слайдов: 17

Подготовила Давиденко Анна. ДММ-107 Подготовила Давиденко Анна. ДММ-107

Становление восточного философствования происходит в двух традициях -китайской и индийской. Восточная мысль во многом Становление восточного философствования происходит в двух традициях -китайской и индийской. Восточная мысль во многом сходна с античной. Сравнивая восточную философию с западной, можно считать их философствованием различного типа. В отличие от западной (античной), для восточной философской мысли не характерен полный отказ от мифологической традиции. Используя логику и разумную аргументацию для объяснения всеобщего, восточная традиция не отвергает истин, отраженных в мифе, а развивает и усложняет их.

Два основных этапа развития философской мысли в Древнем Китае: этап зарождения философских воззрений, который Два основных этапа развития философской мысли в Древнем Китае: этап зарождения философских воззрений, который охватывает период VIII-VI вв. до н. э. , и этапу расцвета философской мысли - этапу соперничества “ 100 школ”, который традиционно относится к VI-III вв. до н. э Вопросы управления обществом, отношения между различными социальными группами, между царствами - вот что преимущественно интересовало философов Древнего Китая. Наиболее ранней формой познания природы было представление о пяти первоэлементах мира: металле, дереве, воде, огне, и земле, возникшее в начале IV тысячелетия до н. э. , как результат развития познания мира. Китайские мифы предстают прежде всего как исторические предания о первопредке, о прошлых династиях, о «золотом веке» . Причем китайские мифы содержат сравнительно мало материала, отражающего взгляды китайцев на становлением мира и его закономерности, взаимосвязь с человеком.

Древнекитайская культура дает мифологическое объяснение происхождения жизни на земле, живой и неживой природы, которое Древнекитайская культура дает мифологическое объяснение происхождения жизни на земле, живой и неживой природы, которое включало в себя ряд последовательных этапов: 1. Великий Хаос, напоминающий по форме огромное Яйцо; 2. Зарождение в Яйце-Хаосе в течение 18000 лет Первопредка всего сущего - гиганта Пань-Гу; 3. Выход гиганта Пань-Гу из Яйца, что привело яйцевидный Хаос к гибели; 4. Образование из Хаоса Неба и Земли путем концентрации всего легкого и сухого вверху (Небо) и тяжелого, влажного внизу (Земля); 5. 18000 -летнее стояние гиганта Пань-Гу между Небом и Землей, в результате которого Небо и Земля закрепились на своих местах; 6. Смерть Пань-Гу, создание всего сущего из его тела: Солнца и Луны - из глаз, грома - из голоса, ветра - из выдоха, рек - из крови, дорог - из жил, камней и полезных ископаемых - из костей, зубов. 7. Возникновение человека из паразитов, ползавших по телу Пань-Гу, либо в результате любви фантастических первопредков Фуси и Нюйвы - людей-драконов.

Выдающимся мыслителем древнего Китая был Конфуций (551 -479 гг. до н. э. ), получивший Выдающимся мыслителем древнего Китая был Конфуций (551 -479 гг. до н. э. ), получивший всемирную известность как создатель этико-политического учения. Основным понятием этики Конфуция является ЖЭНЬ (гуманность) – нравственный принцип, определяющий отношения между людьми в обществе и в семье и проповедующий уважение и любовь к старшим по возрасту и по общественному положению. Конфуций требовал, чтобы каждый человек действовал в строгом соответствии с тем положением, которое он занимает. Люди, излагал Конфуций, должны быть взаимно великодушными. Они должны свято соблюдать культ предков. Во главе государства, по учению Конфуция, должны стоять мудрые люди, главная задача которых – личным примером воспитывать подданных. В «Лунь юе» (раздел XII) отмечено: «Государь должен быть государем, подданный – подданным, отец – отцом, сын – сыном» . Конфуций считал, что каждый человек обязан учиться и нравственно совершенствоваться на протяжении всей своей жизни.

Другим из крупнейших мыслителей древнего Китая был – Мо Цзы (Мо Ди; 479 -381 Другим из крупнейших мыслителей древнего Китая был – Мо Цзы (Мо Ди; 479 -381 гг. до н. э. ). Он нападал на аристократию, выступал против роскошной жизни и ненужных жертвоприношений, считал несправедливыми действия тех, кто, лично не участвуя в труде, присваивает себе его плоды. В основу своего этического учения он положил принцип ЦЗЯНЬ -АЙ (всеобщей любви). Верховный Правитель Неба был прежде всего творцом справедливости. Мо-Цзы учил, что в познании истины решающее значение имеют три фактора: 1. Опыт предшествующих поколений. 2. Мнение народа. 3. Практическое применение знаний в управлении государством.

Видным последователем Конфуция был Мэн-Цзы (372 -289 гг. до н. э. ), развивавший конфуцианскую Видным последователем Конфуция был Мэн-Цзы (372 -289 гг. до н. э. ), развивавший конфуцианскую этику. Его учение изложено в сочинении «Мэн-Цзы» , являющемся записями последователей Мэн-Цзы о жизни и деятельности ученого. Мэн-Цзы утверждал, что люди по своей природе, в основном, делятся на две категории: 1. Люди умственного труда. 2. Люди физического труда. То, что первые управляют вторыми и живут за их счет, а вторые находятся в подчинении у первых и кормят их, отвечает, по мнению философа, принципу разделения труда и всеобщей закономерности развития общества. Он утверждал, что через каждые 500 лет в результате цикличного круговращения пяти первоэлементов, обязательно появляется мудрый Государь.

 Книга «Дао дэ цзин» содержала критику религиозных и социально-политических воззрений того времени. Основная Книга «Дао дэ цзин» содержала критику религиозных и социально-политических воззрений того времени. Основная идея даосизма состоит в том, что жизнь природы и людей подчиняется не воле Небесного Правителя, а закону Дао, который, как всеобщий закон, вносит порядок в хаос вещей. Дао существует независимо от воли и сознания человека и предствляет собой «глубокую основу всех вещей» . Все несчастья в жизни народа происходят оттого, что Государи нарушают, движимые алчностью, естественный закон Дао. «Народу нужна свобода. Не тесните его жилище, не презирайте его жизнь» , - говорится в «ДАО ДЭ ЦЗИНЕ»

Философские идеи в Древней Индии начинают формироваться приблизительно во II тыс. до н. э. Философские идеи в Древней Индии начинают формироваться приблизительно во II тыс. до н. э. Более ранних примеров человечество не знает. В наше время они стали известны благодаря древнеиндийским литературным памятникам под общим названием “Веды”, представляющие собой своеобразные гимны, молитвы, песнопения, заклинания и т. п. В “Ведах” впервые делается попытка приблизиться к философскому толкованию окружающей человека среды. В истории индийской философии выделяют три периода: * Ведийский (1500 -500 гг. до н. э. ). * Классический (500 г. до н. э. - 1000 г. н. э. ). * Индуистский (с 1000 года н. э. ).

Видейский период Картина мира, представленная в Ведах, отличается плюралистичностью Философскими произведениями, соответствующими нашим представлениям Видейский период Картина мира, представленная в Ведах, отличается плюралистичностью Философскими произведениями, соответствующими нашим представлениям о характере постановки проблем, да и форме изложения материала и их решения, являются “Упанишады”, что буквально означает сидеть у ног учителя и получать наставления. В “Упанишадах” сделана попытка постановки и обсуждения таких существенных философских проблем, как выяснение первоосновы природы и человека, сущности человека, его места и роли в окружающей его среде, познавательных способностей, нормы поведения и роли в этом человеческой психики. Главенствующая роль в объяснении первопричины и первоосновы явлений мира, т. е. среды обитания, отводится духовному началу, которое обозначается понятием “брахман” или же “атман”. После смерти человек не исчезает полностью, он переходит в новое воплощение, перерождается. Этим утверждением было положено начало центральной для всего последующего индийского мировоззрения идее - карме.

Карма - одно из кардинальных положений индийской философии. Суть учения о карме в том, Карма - одно из кардинальных положений индийской философии. Суть учения о карме в том, что сумма добрых и злых поступков человека определяет форму последующего перерождения. Хорошая карма гарантирует удачное перерождение, средняя даёт возможность возродиться в ком же качестве, а плохая ведёт к тому, что ты возродишься рабом, а то и вовсе насекомым. Закону кармы подвержены все, за исключением тех, кто отрекался от мирской жизни, становился на путь монаха-отшельника. Эти люди со временем приобретали всё более божественную силу и, в конце концов, достигали мира Брахмана, выпадали из колеса перерождений, возвышались над законом кармы.

Философия брахманизма Упанишады учат познанию Брахмана, слиянию с ним, достижению единства с ним. Под Философия брахманизма Упанишады учат познанию Брахмана, слиянию с ним, достижению единства с ним. Под Брахманом понимается абстрактная высшая сила, которая отчасти опредмечивается, но в большей части остаётся невидимой. Брахман - это и высшее духовное единство. Брахман - это скрытая реальность, обладающая вечностью, бесконечностью. Первоосновами Брахмана выступают: * Пространство. * Движение. * Закон.

Классический период Этот период представлен учениями и школами, появившимися как реакция на элитарность и Классический период Этот период представлен учениями и школами, появившимися как реакция на элитарность и замкнутость брахманизма. Наиболее значительными из них считаются: санкхья, йога, веданта, джайнизм и буддизм. Санкхья была создана на рубеже VIII-VI веков индийским мыслителем Капилой. В центре её - два активно взаимодействующих начала: пракрити (материальное начало) и пуруша (духовное начало). Йога была создана индийским мыслителем Патанджали в IV-III веке до нашей эры. Он написал работу "Йога-сутра", в которой и предложил систему упражнений, направленных на достижение блаженства. Система йоги - очень сложная, требует подготовки, выдержки, упорства, аскетизма и подразделяется на восемь этапов: 1. Воздержание (яма). 2. Выполнение предписания (мияма). 3. Упражнения для тела (асана). 4. Дисциплина дыхания (пранаяма). 5. Дисциплина чувств (пратьяхара). 6. Дисциплина ума (дхарана). 7. Созерцание (дхиана). 8. Транс и экстаз (самадха).

Джайнизм. Оформление этого учения связывают с именем Махавиры Джины, жившего в VI веке до Джайнизм. Оформление этого учения связывают с именем Махавиры Джины, жившего в VI веке до нашей эры. Джайны ставят целью достичь состояние мокши, а для этого считают необходимым освободить душу от её телесной закрепощенности. При этом они считают материальной и карму. Джайнизм предлагает следующий путь избавления от кармы и достижения мокши: * Нужна убеждённость, вера в истинность исповедуемой доктрины. * Необходимо совершенное познание, проникновение в суть доктрины джайнизма. * Необходима праведная жизнь. Наиболее сложной и трубной частью является третья: праведная жизнь. Она включает в себя пять основных обетов: 1. Не причинять вреда живому (ахимса). 2. Не красть (астья). 3. Не прелюбодействовать (брахмачарья). 4. Не стяжать (апаригракха). 5. Быть искренним и благочестивым в речах (сатья).

Согласно буддизму, человек воспринимает мир как бы сквозь призму своих ощущений, однако эти ощущения Согласно буддизму, человек воспринимает мир как бы сквозь призму своих ощущений, однако эти ощущения не являются его субъективной данностью, а есть следствие волнения дхарм(закон) - частиц мироздания. Успокоить свои дхармы - значит взять свою жизнь в свои руки и тем самым добиться цели, достичь состояния Будды, погрузиться в нирвану. Буддизм, так же как и предшествующие ему философские системы Индии, выдвигает на первый план карму человека - совокупность его добрых и злых поступков. Развивая своё учение, Будда разработал подробный, восьмиступенчатый путь, метод избавления от страданий и приближения к нирване: 1. Праведная вера. 2. Истинная решимость. 3. Праведная речь. 4. Праведные дела. 5. Праведная жизнь. 6. Праведная мысль. 7. Праведные помыслы. 8. Истинное созерцание.

Индуистский период Буддизм на своей родине встретил сопротивление со стороны учений, более удачно вписавшихся Индуистский период Буддизм на своей родине встретил сопротивление со стороны учений, более удачно вписавшихся в кастовую систему Индии. Индуизм признает плюрализм миров, без конца возникающих и исчезающих. Характерной чертой индуизма является понимание развития мира как столкновения противоположных сил. В индуизме отсутствует унифицированная система верований и общая доктрина. Нет в нём также централизованного органа управления. По мере развития индуизма Брахма уступает центральное место Вишну, который отождествляется с космической душой. Складывается концепция майи Вишну. Майя - это присущая Вишну энергия, материализованная в первозданных водах, из которых возникает мир. Вселенная рассматривается как иллюзорное проявление майи. В мире непрерывных изменений разрушение предшествует творению и обуславливает его.

Общими для всех религиозно-философских систем Индии являются такие черты, как равнодушное отношение к материальному, Общими для всех религиозно-философских систем Индии являются такие черты, как равнодушное отношение к материальному, стремление к более благоприятному перевоплощению после смерти, аскетизм. В индийской философии не было онтологии и гносеологии в европейском понимании. Но, тем не менее, указанные выше учения и школы выполняли важную роль в индийской культуре, служили способом её самоидентификации.