Формоутв 23 марта 2013.ppt
- Количество слайдов: 85
Побудова об'єкту як композиційної форми, внутрішньою завершеністю, що володіє, гармонійністю, відповідністю, цілісністю. Основні принципи композиційно-художнього формоутворення (раціональність, тектонічність, структурність, гнучкість, органічність, образність, цілісність). Інструментальна, адаптивна, результативна, інтеграційна знакові функції створюваного об'єкту дизайну.
Основные принципы композиционнохудожественного формообразования
1. Рациональность
Рациональность Под рациональностью в композиции понимается логическая обоснованность, целесообразность формы. Соблюдение данного принципа в композиционно-художественной работе над формой связывается с выполнением двух главных условий. Первое условие - это установление прямой, самой тесной связи формы с ее функциональным содержанием. Такое содержание обуславливает выполнение формой самого широкого круга предъявляемых к ней функциональных требований. Важнейшим из них является полное и глубокое решение сугубо утилитарных задач. При таком решении форма становится не только удобной, но и комфортной в своих функциональных качествах, предельно полезной для человека, т. е. именно рациональной. Важна эффективная конструктивная разработка формы. Она предполагает достижение ее прочности при максимально высоком уровне технологического исполнения и точности расчета конструкций. В прямой связи с такой разработкой выступает раскрытие высоких эргономических качеств дизайнерской формы. Эти качества вытекают из соответствия формы человеку, наделенному системой физиологических функций.
Можно выделить важный экономический аспект функционального формообразования. «минимум затрат - максимум эффекта» . Функциональная эффективность в данном случае выражается в простоте и ясности дизайн- формы, т. е. ее предельной рациональности. Второе главное условие - необходимость четкой рациональной разработки собственно художественной формы. Рациональность в учебном, пропедевтическом процессе охватывает область не столько функционального, сколько художественного формообразования. Она предполагает четкую, логическую обоснованность принятого композиционно-художественного решения. В такой обоснованности заключена в значительной мере выразительность и убедительность композиции.
Функция, логическое обоснование решения художественное построение
В изобразительном и декоративном искусстве форма создается в значительной степени на основе чисто интуитивного, вкусового, эмоционального отношения к ней автора. Дизайн не исключает такого к ней отношения, но отводит ему подчиненную, вернее, равнозначную с рациональностью роль. Наиболее перспективный путь развития дизайна - в гармоничном соединении обоих направлений творчества, в равном их учете при построении композиции.
2. Тектоничность
• Тектоничность как принцип формообразования вытекает из понятия «тектоника» , означающего в композиционном плане художественно осмысленную конструкцию, выраженную в определенной пластической форме ( «тектоника» - буквально означает «строение» ).
Храм Ніки Аптерос 427– 421 років до н. е.
• В своей основе принцип тектоничности означает соответствие формы конструкции. При таком соответствии конструкция становится композиционно-пластическим средством формообразования.
• Эффективное использование этого средства в дизайнерских формах сопряжено с решением двух противоположных, по сути, задач: прямого раскрытия в форме ее конструктивной основы и, наоборот, ее закрытия путем наложения на эту основу декоративных элементов.
• Джузепе Брега. Вилла Руджери. Пизаро. 1902 • Традиции растительных портретов Джузеппе Арчимбольдо
Весна. 1573
• принцип тектоничности предполагает четкое выражение в форме конструктивного характера как несущих (внутренних, каркасных), так и несомых (внешних, навесных) элементов.
• В атектоничных системах внешняя форма дает ложное представление о конструкции. Она подменяется формой, характерной для объектов искусства другого вида, например театрально-декорационного. В такой форме отсутствует органичная тектоническая связь между ее элементами, четкость и ясность ее тектонического построения. Она выглядит неестественной, негармоничной, бутафорской.
• Мера конструктивно-пластической сложности определяется, во-первых, прочностью и технико-экономической целесообразностью конструкции, а вовторых, художественной выразительностью построенной на ее основе формы.
• Подлинной выразительностью обладают формы, выявляющие настоящую работу разных конструктивных элементов. Терминал аэропорта «Станстед» , Великобритания, 1991
Кришталевий палац, 1851 р
3. Структурность
• Цель структурного формообразования нахождение гармоничной связи между элементами, составляющими форму. Такая связь выражается в соподчиненности элементов композиции.
Фрэнк Гери (Frank Gehry) - Танцующий Дом, Чехия
Фрэнк Гери (Frank Gehry) – Концертный зал Уолта Диснея
Фрэнк Гери (Frank Gehry) - Манхэттен, Нью-Йорк
Фрэнк Гери (Frank Gehry) - отель Riscal
Здание музея «The Guggenheim» в Бильбао
Рензо Пиано(Renzo Piano) Shard London Bridge в Лондоне
• Понятие «структура» рассматривается прежде всего как внутреннее строение художественной формы.
• В соответствии с ней принцип структурности означает соподчиненность или четкость, ясность, слаженность внутреннего строения формы.
• При отсутствии соподчиненности форма выглядит монотонной, аморфной, вялой или, наоборот, пестрой, распадающейся на части. В этом случае элементы либо вообще не выделяются в композиции, образуя однообразную массу, либо имеют исключительно самостоятельное композиционное значение, нарушающее целостность формы.
• Структурная гармонизация происходит при разделении элементов композиции на главные и второстепенные.
• Цель структурной гармонизации - наиболее яркое выявление художественных свойств каждого элемента и в то же время нахождение гармонической связи между элементами. Пример - установление соподчиненности между разными цветовыми пятнами в графической композиции или пластическими элементами в объемной форме. Чем четче и ярче раскрыты свойства каждого элемента и вместе с тем органичнее структурная связь между элементами, тем композиция выразительнее.
• Крайними состояниями структурного соподчинения композиционных элементов можно считать их однородность и разнородность. Однородная соподчиненность основывается на взаимодействии элементов, равных по всем своим композиционным свойствам. • Предел, за которым она не прочитывается, форма, состоящая из одинаковых и равнозначных элементов. При крайней их простоте и плотности она приобретает элементарный характер, граничащий с однообразием, упрощенностью и невыразительностью композиции. • Пример - хрущобы
• Разнородная соподчиненность - это структурная связь элементов, имеющих разное композиционное значение (разделяющихся на главные и второстепенные) и отличающихся разными композиционными свойствами. • Крайнее состояние такой соподчиненности композиция, построенная на элементах, отличающихся по всем своим композиционным свойствам и обладающих каждый структурной самостоятельностью. При этом состоянии она подходит к тому пределу, за которым композиция полностью разрушается.
• Виды структурных соподчинений элементов композиции очень разнообразны
• Самым распространенным является выделение главного элемента на основе контрастного сопоставления его с второстепенными элементами. Контраст может быть выражен в цвете, пластике, расположении, размерах и других композиционных свойствах элементов. Он позволяет четко выделить главные структурные элементы композиции, сохраняя ее цельность. Нюансная композиция предполагает сглаживание различия между разными по структурному значению элементами.
Прообраз вертольота і «махаюче крило» (за кресленням Леонардо да Вінчі)
Літак-позашляховик
4. Гибкость
• композиция понимается более глубоко и широко, чем абсолютно завершенная форма. В современном глубоком видении это художественная система, способная к развитию и сохраняющая при этом свою целостность. В таком виде она всегда относительно завершена. Гибкость часто обуславливается функцией формы.
Контейнеровоз «Atlanta»
• Она обнаруживается в природном мире, где изменение - явление закономерное, возникающее под действием на форму как внутренних, так и внешних сил. Живые формы, изменяясь, остаются целостными организмами.
трансформация среды целенаправленное преобразование объемно-пространственных параметров, предметного наполнения и других составляющих среды, рассчитанное на приспособление к меняющимся условиям и задачам эксплуатации или на создание новых функциональных или художественных свойств; комплекс мероприятий, обеспечивающих гибкость среды.
1. Сапрыкина Н. А. Основы динамического формообразования в архитектуре. – М. : Архитектура - С, 2005. 2. Грашин А. А. Методология дизайнпроектирования элементов предметной среды. Учеб. пос. - М. : Архитектура - С, 2004. 3. Волкотруб И. Т. Основы комбинаторики в художественном проектировании. - К. : Вища школа, 1986.
Термін «трансформація» означає зміну структури та форми об’єкту дизайнерського проектування.
Періоди моди на трансформери Ампір У моді столи з дотепними механізмами, по натисненню кнопки що міняють форму. Чисто овальна форма механічного письмового столу Джованні Сокки, 1807, нагадує про значення елегантного геометричного узору в дизайні нач. 19 ст. Стілець можна вставляти в стіл
Диван «Circula»
В основі формоутворення трансформуючого об’єкту лежить принцип модульності та застосування комбінаторики. Задля цього доцільним є пошук комбінаторного декоративного елементу, котрий є складовою частиною проектованого об’єкту дизайну
Проявления Т. е. весьма разнообразны и затрагивают, в зависимости от обстоятельств, самые разные аспекты дизайна средовых комплексов — от частичной смены предметного наполнения до коренных строительных преобразований. Различают Т. е. двух типов: 1) связанную с периодическими сменами функциональных процессов, приспособлением объекта к сезонным циклам и т. п. ; 2} вызванную «разовыми» причинами — изменением функционального процесса, старением объекта и пр. В первом случае Т. е. осуществ ляется дизайнерскими средствами и приемами, обеспечивающими многофункциональное использование мебели и оборудования с помощью всякого рода трансформируемых (раздвижных, разборных и т. д. ) элементов пространства — перегородок, стен, покрытий. Сложнее, когда Т. е. должна решать проблемы, связанные с «необратимыми» переделками. Наиболее распространенная причина «капитальной» Т. е. связана с физическим или моральным устареванием предметного наполнения. Утративший потребительскую ценность, «устаревший» предмет удаляется и заменяется новым, обычно более совершенной модели, то есть происходит модернизация (обновление) среды. Аналогичные цели преследуют разного рода ремонтные работы. Если же трансформации подлежит пространственная база, то различают реконструкцию (перестройку, переделку), когда пространственные компоненты меняются частично, и реставрацию (восстановление) объекта. При этом реконструируемый объект может приобрести новое назначение, частично или полностью сохранить — в соответствии с требованиями жизни — старое, тогда как реставрация в идеале всегда направлена на максимальное приближение функции к изначальной. Так, в разрушенном временем или обстоятельствами храме, если он возвращается церкви, предметно-пространственную базу реставрируют, возвращают в прежнее состояние. Но если подобное здание восстанавливают ради проведения в нем собраний или концертов, то приходится привносить в него элементы, связанные, прежде всего, со сферой оснащения. Существует и такая форма Т. е. , когда кардинально меняется ее назначение, «вписанное» в существующую пространственную структуру. Например, переделка под жилье или
Наиболее полное выражение это направление в творчестве Коломбо получило в двух выставочных проектах-прототипах: обитаемая структура, состоящая из серии функциональных блоков, представленная на «Визионе-69» (прототип изготовлен германской химической фирмой «Байер» ), и оборудованная жилая ячейка — обитаемый контейнер Total Furnishing ( «контейнерное жилище» - особая ветвь в футурологии жилой среды тех лет), который в духе идей архитектурного авангарда того времени мыслился одновременно как комбинаторная структурная единица города будущего. В мини среде Visiona мебель превратилась в структурные элементы. Традиционные предметы мебели были заменены блоками, например «Центральным жилым блоком» (Central living block), Ночным блоком (Night Cell) и Кухонным блоком (Kitchen box), таким образом, чтобы создать динамическую и многофункциональную систему. Влок Total Furnishing представлял собой совершенную систему для жизни. Он включал 4 разных блока: кухню, стенной шкаф, ванную и спальню — все на площади в 28 кв. м.
В конце 60 -х годов широкую популярность Коломбо принесли его концептуальнофутурологические проекты полностью оборудованных жилых ячеек, многофункциональных трансформирующихся микропространств — агрегатов для жилья, напоминающих принципы «материальной установки» конструктивизма и также предполагающих индустриальное поточное производство.
Будущее жилой среды Коломбо видел в таких высоко-технологизированных мобильных многофункциональных блоках-агрегатах ( «островах» ), свободно перемещающихся по единому пространству интерьера, практически лишенного внутренних стен и перегородок, и образующих, в зависимости от потребностей, от ритма жизни, разнообразные, меняющиеся во времени пространственные конфигурации.
• В композиционном значении гибкость часто приравнивается к динамичности, которая выражается в чисто зрительном или механическом движении формы. Зрительно воспринимаемая динамика достигается разными композиционными приемами. • Ее может дополнять физическое изменение формы в пространстве и времени за счет перегруппировки элементов, их добавления, убавления, сдвига, вращения и пр.
• Весьма распространенный прием комбинаторика элементов. Это особый вид гибкого формообразования, суть которого — изменение формы на основе разного сочетания одних и тех же элементов. При таком сочетании образуются новые комбинации элементов и соответственно новые формы.
• Прямым следствием соблюдения принципа гибкости в дизайне является органичная модификация дизайн- формы. Она может быть связана с решением проблемы физического и морального старения объекта.
• Можно выделить два ее основных вида — полная и неполная модификация. Первая характеризуется частичным изменением формы, как, например, при разработке пластического знака на основе графического символа. Вторая — есть переход «старой» формы в совершенно новое состояние. Предел полной модификации — метаморфоза или изменение формы до неузнаваемости. Ее пример — превращение одного знакового изображения через ряд промежуточных графических или пластических форм в совершенно другое композиционное состояние.
• Модификации могут быть подвержены конструкция, материал, цвет, любые другие композиционно-художественные свойства формы, вплоть до самой ее утилитарной функции. Важно учитывать, что изменение одного свойства вовсе не влечет за собой трансформацию другого. Так, изменяться может форма при сохранении цвета объекта или внутренняя конструкция при сохранении внешней формы. Форма может выполнять одну и ту же функцию или приспосабливаться для выполнения разных функций.
• Формообразование на основе соблюдения рассмотренного принципа — чрезвычайно перспективная тенденция в современном дизайне. Она проявляется уже на первых стадиях композиционной работы, когда происходит отбор вариантов решения одной и той же формы, когда по-разному составляются (сочетаются, комбинируются, полностью изменяются) ее элементы. • Особое значение ей придается сегодня при дизайнерской работе на компьютере.
5. Органичность
Френк Ллойд Райт, будинок над водоспадом, Бер-Ран, 1936– 1937 pp.
• Принцип органичности определяет собой построение композиции с учетом закономерностей формообразования, проявляющихся в природе.
Необходимо творчески осмыслить природные формы с целью органичного преобразования в дизайнформах. Осмысление форм природы может идти в нескольких направлениях. Главным из них можно назвать анализ: • морфологии, т. е. строения так называемых биоформ как функциональных организмов, • закономерностей тектонического (конструктивнопластического) формообразования в природе, • особенностей движения биоструктур, • пластики живых организмов, • их окраски • пропорционального строения.
6. Образность
• Принцип образности отражает четкое и глубокое раскрытие в композиции определенной художественной идеи.
Аеропорт Руассі-Шарль-де-Голль у Парижі - птах Аеропорт в Шеньжені –сонячні промені Аеропорт Хитроу в Лондоні – хмара Аеропорт в Сондика в Більбао – метелик Аеропорт Барахас у Мадриді – хвиля Аеропорт імені Штрауса в Мюнхені – хвиля + хмара Художній образ в дизайні інтер’єру аеропорту по Паталахе А.
Цільність образу у дизайні і архітектурі готелю «Делано» в Маямі
Ворота - дракон в павильонах виллы Гуэль (1887)
Рензо Пиано(Renzo Piano) Auditorium Parco della Musica в Риме
Формоутв 23 марта 2013.ppt