Муз. культура ppt.ppt
- Количество слайдов: 40
По замечанию А. Шопенгауэра, музыка есть тайное упражнение в метафизике души, не осознающей того, что она философствует ( «musika est exercitium metaphisices occultum nescientis se philosophari animi» )
Подобное отношение к музыке не случайно. Она действительно предстает в качестве до предела невербализуемой сферы духовного поиска, жизненной стихии творчества. (А. Белый), вневременного бытия, движения без материального носителя (А. Ф. Лосев). Полетом мысли, удивительным образом нерасчленимым на частности, истинным целым без частей. Можно привести сотни такого рода возвышенно-поэтических (и по существу своему совершенно верных) определений музыки.
Однако эти определения не дают ответа на главный вопрос: почему музыка, наравне с литературой, живописью, религиозным словом, всегда находилась на рубеже острых социокультурных дискуссий, становясь камнем преткновения для многих поколений философов, политиков, интеллектуалов в их бесконечных дискуссиях о смысле бытия.
«Музыка, — по определению А. Ф. Лосева, — есть исчезновение категорий ума и всяческих его определений. Распадаются скрепы бытия, и восстанавливается существенная полнота времени. Смеется опредметившийся ум и ласкает свою беспринципность» .
Если категории ума не работают при определении музыкальных художественных образов, т почему мы говорим о героических темах Бетховена, о лирически напряженных темах симфонических произведений Чайковского, о кантиленных мелодиях ноктюрнов Шопена, о напевной песенной лирике Шуберта, образах народа у Мусоргского или образах злых, враждебных человеку сил у Шостаковича.
П. Клее Героическая игра на скрипке П. Клее Танцуй, ты, чудовище, под мою нежную песенку
• Музыка в существе своем — явление онтологической природы, напоминающее, если брать сферы «несопоставимые» , что-то наподобие модели мирового эфира или же бердяевскую транскрипцию идеи свободы.
МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА Музыкальная культура понимается нами как жизненная и духовная среда, в рамках которой только и может осмысленно существовать собственно музыка.
Жизненная и духовная среда, которую мы называем музыкальной культурой, и к которой так или иначе причастны большинство людей, далеко не однородна. В одних случаях границы музыкокультурных областей весьма жестко определены и труднопроницаемы (в молодежной рок-культуре мы отчетливо наблюдаем свойства, мешающие ей стать всевозрастной). В других случаях эти границы могут быть не столь заметны с первого взгляда, но они есть. В разных текстах мы встречаем попытки обособления в пределах музыкальной культуры различных музыкальных сфер: серьезной музыки и развлекательной (“легкой”), музыки народной и профессиональной, музыки устной традиции и музыки письменной, массовой и элитарной, музыки первичных жанров, которая непосредственно включена в поток жизни, и музыки вторичных жанров, существующей в особых внебытовых формах.
• Есть, по крайней мере, два критерия, характеризующие качество внутренней организации музыкокультурной среды. Один из них - принятый в ней статус музыкального произведения. Он может быть различным: от представления о музыкальном произведении, как о завершенном в своих границах и продуманном во всех деталях создании индивидуального композиторского творчества, до представления о музыке как о несамостоятельной составляющей целостного обрядового действа, вопрос об авторстве которого вообще не ставится. Ясно, что эти два полярных другу подхода внутри каждой культуры к степени аутентичности и стабильности музыкального текста, отражают и всю несхожесть соответствующих музыкокультурных систем в целом.
Музыка • (от греч. musike - букв. - искусство муз), вид искусства, в котором средством воплощения художественных образов служат определенным образом организованные музыкальные звуки. • Основные элементы и выразительные средства музыки - лад, ритм, метр, темп, громкостная динамика, тембр, мелодия, гармония, полифония, инструментовка. • Музыка фиксируется в нотной записи и реализуется в процессе исполнения. • Принято разделение музыки на светскую и духовную. Основная область духовной музыки - культовая. • По исполнительским средствам музыка подразделяется на вокальную (пение), инструментальную и вокальноинструментальную. • Различают музыку одноголосную (монодия) и многоголосную (гомофония, полифония).
• Другой критерий для различения музыкальных культур (он как и первый определяется не позицией исследователя, а только тем, что в самих этих культурах существенно различимо) опирается на то, как поразному осмыслены и самостоятельно развиты в них основные виды музыкальной деятельности людей: сочинение,
Эдвард Мунк Голос
ТИПЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ: • 1) тип-I (фольклорный): Композитор = Исполнитель = Слушатель 2) тип-II (импровизационный): [Композитор = Исполнитель] – Слушатель 3) тип-III (дилетантский): Композитор – [Исполнитель = Слушатель] 4) тип-IV (концертный): Композитор – Исполнитель – Слушатель
• Какой образ музыкальной культуры фиксирует для нас первая из двух промежуточных схем (тип-II)? • Из нее видно, что в этой культуре музицирование происходит “от первого лица”, т. е. исполнительство не несет посреднической функции, которая заключалась бы в более или менее инициативной реализации чужого проекта. • Следовательно, эта культура не нуждается в музыкальной письменности: сочиняемое тут же приобретает реальность физического звучания. С другой стороны, очевидно, что культура, пренебрегающая записью произведения нацелена на то, чтобы ценить в нем не его “самость”, его внутреннюю многосмысленность (последняя как раз может развернуться в культуре только через фиксацию и неоднократный повтор), а неповторимую единственность самого процесса его становления. Короче говоря, мы имеем в этом случае дело с культурой, в центре которой стоит импровизационное музицирование.
• В современной западной музыке джаз - единственный пример целостной музыкальной культуры, организованной по II типу. Музыкальные культуры, основанные на индивидуальной импровизации, распространены на Востоке. Мы называем их “профессиональная музыка устной традиции”.
• На схеме (тип-III) не различаются исполнитель и слушатель. Это трудно понять в чисто физическом смысле: кажется, что если кто-то играет, то остальные, сидящие рядом люди - его слушатели. Так. • Но в этой культуре они - музицирующие слушатели. Нужно представить себе бытование музыки в домашних кружках ренессансной интеллигенции (мадригальное пение) или, скажем, квартетные собрания в австрийских сельских и городских домах XIX века, или вспомнить русскую романсную традицию, чтобы увидеть, что исполнитель и слушатель не разведены здесь в разные “помещения” (сцена и зал), между которыми “четвертая стена” сценической рампы. Наоборот, они здесь в принципе равны по своим музыкальным познаниям и исполнительским навыкам, и потому в принципе взаимозаменяемы. • Исполнители здесь - не профессионалы, а дилетанты, играющие “для себя”, т. е. для круга своих друзей, таких же любителей-дилетантов.
• Концертная музыкальная культура (тип-IV) развивалась по мере того, как ширился круг публики, не владевшей музыкальными знаниями и собственными исполнительскими навыками. Для того, чтобы “достать до последнего ряда” в концертном зале, понадобился исполнитель-виртуоз, открывший композитору широкие возможности в употреблении все более сильнодействующих средств художественной выразительности.
С точки зрения теории культуры смысл художественного произведения открывается при его восприятии как зафиксированный и удержанный средствами искусства образ мира - воплощенное переживание своего культурного пространства-времени (“хронотопа”), принятое в той духовной среде, из которой данное произведение произошло. До тех пор, пока автор произведения и его музицирующий слушатель-дилетант принадлежат одному культурному времени, погружены в одну культурноисторическую ситуацию, проблемы понимания не возникает. Но…
…в самостоятельности авторского музыкального произведения заложена возможность исторического расхождения между культурно-историческим временем (культурным миром) автора и культурным миром, в пространстве которого его сочинение звучит для слушателя. Тогда и возникает проблема понимания, к иному образу мира приходится относиться как к иному сознанию, и нужны творческие усилия, чтобы вступить в диалог с ним, чтобы преодолеть его чуждость
Музыка подразделяется: • на роды и виды: театральная (опера, и т. п. ), симфоническая, камерная и др. ; • на жанры - песня, хорал, танец, марш, симфония, сюита, соната и др. ; • на стили (как исторически сложившаяся система художественной образности и соответствующих ей приемов выражения; многоуровневость стилевой дифференциации; ндивидуальный авторский стиль (идеостиль); стиль эпохи (барокко, классицизм, романтизм импрессионизм, экспрессионизм, конструктивизм и пр. ). Музыкальным произведениям свойственны определенные, относительно устойчивые типичные структуры. • Эмоциональное переживание и окрашенная чувством идея выражаемые через звуки особого рода, в основе которых лежат интонации человеческой речи, - такова природа музыкального образа.
П. Клее Батальная сцена из комической оперы «Мореплаватель»
Выразительные средства музыки Динамика (от греч. dynamikos - силовой) 1. Сила, громкость звучания. 2. Обозначение степени напряженности, действенной устремленности музыкального повествования ( «динамика развития» ). Мелодия (греч. melodia – «пение песни» от melos – «песнь» и ode – «пение» ) - основная мысль музыкального произведения, выраженная одноголосным напевом, важнейшее средство музыкальной выразительности. Тема – мелодия, отражающая основную мысль произведения и те неповторимые черты, которые отличают его от других сочинений. В более узком смысле – это одна самостоятельная музыкальная мысль, имеющая индивидуальные особенности. В теме обычно раскрывается один музыкальный образ. Одновременно тема служит объектом дальнейшего развития.
Гармония – • 1) одновременное звучание – созвучие нескольких тонов (аккорд); • 2) связи внутри аккордовых последовательностей; • 3) наука о законах соотношения аккордов; • 4) «вертикальный» (гармонический) аспект музыкальной композиции, взаимодействующий с ее «горизонтальным» (мелодическим) аспектом.
• Сальери: «Муз`ыку я разъял, как труп, / Поверил я алгеброй гармонию» . • К сожалению, Пушкин здесь некомпетентен. Дело в том, что музыкальная гармония – это и есть … алгебра • Гармонией в музыке называются законы структуры и взаимоотношений аккордов. • Ю. Тюлин: «Гармония – закономерное объединение тонов в созвучия (аккорды) и их связи в музыкальном движении» . • Гомофонно-гармонический склад: мелодию поддерживают аккорды, т. е. сочетания минимум трех одновременно звучащих разных нот
• Буквами и цифрами аккорды символизируются. Большая буква – это основная нота аккорда. Отсчет нот начинается с «ля» : А –ля, В – си-бемоль, С – до, d – ре, e – ми, F – фа, G – соль, H – чистое си. • В высокоумных теоретических трудах вместо диеза к большой букве прибавляется is вместо бемоля – es. • Мажор шифруется заглавной буквой, а минор – строчной: Ges - соль-бемоль мажор, Ges – сольбемоль минор. А еще в некоторых книгах пишут Adur и A-MOLL (ля-мажор и ля минор).
К. Васильев Музыка ресниц
Ритм (от. греч. - мерное течение) организация музыкального движения во времени, периодическое чередование и соотношение сильных и слабых долей. rythmos Периодически повторяющаяся группа сильных и слабых долей называется тактом. Число долей в такте называется тактовым размером. Ритм - важное выразительное средство музыкального искусства, достигающее особого богатства и разнообразия в танцевальной музыке, связанной с пластикой движения человеческого тела.
Пит Мондриан Композиция в овале П. Клее Архитектурная композиция
ТЕМБР – окраска музыкального звука. Звуки, имеющие одинаковую громкость и высоту, но исполненные разными голосами, на разных инструментах или на одном, но разными способами, отличаются друг от друга по тембру. В зависимости от ассоциаций, возникающих при восприятии того или иного тембра, – зрительных, вкусовых, осязательных – звуки бывают яркие и матовые, теплые и холодные, резкие и мягкие и т. п. Слуховые определения (звонкие и глухие) используются гораздо реже. • • • Темп (от ит. tempo - время) - скорость исполнения и характер движения в музыкальном произведении. Темп обозначается словами: очень медленно - ларго (largo), медленно - адажио (adagio), спокойно, плавно - анданте (andante), умеренно быстро - модерато (moderato), быстро - аллегро (allegro), очень быстро - престо (presto). Иногда темп определяется ссылкой на общеизвестный характер движения: «в темпе вальса» , «в темпе марша» . С середины XIX века темп обозначается также по метроному, где цифра соответствует числу указанных длительностей в минуту. Словесное обозначение Темп часто служит названием пьесы или отдельных ее частей, не имеющих заглавия (напр. , названия частей в сонатном цикле - allegro, andante и т. д. , балетные adagio и др. ). Фактура (лат. factura - букв. деление, обработка) - строение звуковой ткани музыкального произведения, включающей мелодию, сопровождающие ее подголоски или полифонические голоса, аккомпанемент и т. д.
Тон (в переводе с греч. – «напряжение, натяжение» ) 1) интервал, мера высотных соотношений двух звуков равномерно-темперированного строя, равная целому тону или двум полутонам. 2) Элемент мелодии, единица измерения длины интервалов, звук аккорда, имеющий точную высоту. Тональность – точное расположение звуков лада по высоте, зависящее от положения тоники (основного звука) в музыкальном строе (например, тональность до-мажор, симинор). Любой звук октавы может служить тоникой, поэтому мажорный или минорный лад реализуется в 12 тональностях. Тоника – основной, наиболее устойчивый тон или аккорд тональности, который дает ей название; первый звук тональности, на котором строится главное трезвучие (тоническое).
Полифония (от греч. poly – «много» , phone – «звук» , т. е. буквально – «многоголосие» ) – выразительное средство музыки, основанное на сочетании и одновременном развитии нескольких отдельных мелодических линий. Особенно популярен был полифонический стиль в Средние века в хоровой музыке.
Лады – 1) звукоряды типа мажора или минора; 2) в Средневековье система диатонических ( «по белым клавишам» ) модусов (ладов, звукорядов), ведущая свое происхождение от древнегреческих ладов и составляющая основу средневекового церковного пения и развившихся на его основе жанров; в связи с этим средневековые модусы нередко называются церковными ладами. Каждый средневековый модус имеет диапазон октавы и может быть представлен в двух формах – автентической и плагальной.
Четыре основные автентические модусы – дорийский от ре, фригийский от ми, лидийский от фа и миксолидийский от соль. У параллельных им модусов тот же основной тон, но диапазон обычно на кварту ниже. В эпоху Возрождения к описанным модусам были добавлены: эолийский лад от ля и ионийский лад от до с соответствующими плагальными формами. 3) жильные, костяные или деревянные пластинки, расположенные на грифах лютни, гитары и других подобных инструментов и отмечающие для исполнителя местонахождение определенных звуков.
• Гамма, звукоряд – совокупность звуков, принадлежащих к той или иной ладовой системе и расположенных в определенном порядке (обычно в поступенном восходящем или нисходящем движении – в виде гаммы). • В повседневном употреблении термины «звукоряд» и «гамма» взаимозаменяемы, однако звукоряд не обязательно должен быть записан в форме гаммы.
• Оркестровка – переложение какого-либо музыкального произведения для оркестра. Хотя оркестровка, по существу, сводится к инструментовке, эти понятия необходимо различать: оркестровка – «перевод» на язык оркестра какой-либо инструментальной пьесы; инструментовка – процесс конкретного воплощения в тембровый «наряд» произведения, задуманного для оркестра.
Форма музыкальная (лат. forma - внешний вид, очертания): 1. средства воплощения идейно-образного содержания, включающие мелодию, гармонию, полифонию, ритм, динамику, тембр, фактуру, а также композиционные принципы построения; 2. форма музыкальная в узком значении исторически сложившиеся и развившиеся закономерности строения музыкальных произведений, схемы расположения и взаимоотношения частей и разделов, определяющие общие контуры музыкального произведения. Наиболее распространенными являются форма трехчастная, куплетная, вариационная, рондо, сонатная, а также форма построения сюитного, сонатного и симфонического циклов.