Платон и полис.ppt
- Количество слайдов: 12
Платон и полис • Рекомендуемая литература: • Лосев А. Ф , Тахо-Годи А. А. Платон. Жизнеописание. М. , 1977. • Новгородцев П. И. Об общественном идеале. М. , 1991. • Платон. Собр. соч. В 4 т. М. , 1990 -1994. • Реале Дж. , Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Античность. Спб, 1994. • Ясперс К. Смысл и назначение истории. М. , 1991.
Учение Платона о государстве • • • В учении о государстве Платон ищет если не примирения, то хотя бы согласования между индивидуальной добродетелью и общественной справедливостью. Вначале он не верит в возможность совместить подлинную добродетель личности с участием в политической жизни города – поскольку это либо заставляет поступиться нравственными нормами, либо ведет к гибели, что и случилось с Сократом ( «Апология» ). Но затем приходит к идеалу согласия отд. добродетелей со строем государства ( «Государство» ). Платон намечает семь типов гос. устройства: 1. Идеальный тип общежития, стоящий выше государства и законодательства и не нуждающийся в них. 2. Монархия; 3. Аристократия. Из реально существующих Платон считал их правильными, а остальные четыре неправильными: 4. тимократия; 5. олигархия; 6. демократия; 7. тирания. Если в «Государстве» Платон ещё предполагает возможность справедливого государства, то позже связывает её только с далеким прошлым: это либо «жизнь при Кроносе» ( «Политик» ), либо идеальные государства, погибшие во время мировых катаклизмов ( «Тимей» , «Критий» ).
Мечта об идеальном политике • Цель жизни – жить с пользой для души, и поэтому воспитание души – одна из главных задач государства, призванного прививать душам добродетели. Трем началам человеч. души (вожделение, пыл, рассудительность) соответствуют три класса в государстве (ремесленники, воины, стражи), а каждому классу (= типу души) – своя добродетель (воздержанность, мужество, мудрость). Соответствие всех этих моментов, достижимое на путях правильного воспитания, обеспечивает справедливость, идеальный строй в государстве, посмертную награду; несоответствие – несправедливость, разные типы несовершенства государства, загробное наказание. • В «Государстве» очерчена идеальная возможность совпадения воспитательной и политической деятельности, вершиной чего является идея о философе-политике: Воспитатель-философ и есть единственный подлинный государственный деятель.
«Законы» • В «Законах» Платон создает концепцию злой души мира, призванную объяснить стихийные бедствия и мировые катастрофы. Этой концепции соответствует пересмотр теории об идеальном государстве. «Законы» предписывают строгую регламентацию индивидуальной и социальной жизни, призванную хотя и не восстановить утраченное согласие, но, по крайней мере, воспрепятствовать дальнейшему разладу между отдельной волей и мировым законом. Государство, опираясь на закон полиса и должным образом отобранные мифы, осуществляет воспитание граждан, опираясь на миф о людяхкуклах: натягивая и ослабляя соответствующие нити души.
Платон и его теория информационного поля • Платон, создавая концепцию идеального государства, опирался на теорию о вечных идеях. В мире идей, по его мнению, должна присутствовать идея полиса. Задача философа (законодателя) — приблизить "эйдос" (идею) государства к реальному воплощению. Идеальное государство не могло функционировать без упорядоченной общественной жизни, необходимой для создания достойной жизни граждан. Во второй книге "Законов" (354 г. до н. э. ) Платон писал о том, что государство обязано обеспечить существование информационного поля, наиболее благоприятного для поддержания собственной жизнедеятельности. Для этого необходима государственная пропаганда, осуществляемая силами самого общества с целью поддержания порядка.
Цель информационного воздействия • В полисном государстве времен Платона основным каналом распространения информации было устное слово. Поэтому философ описывает пропагандистскую государственную систему в виде трех "хоров", где хор воздействует на сознание социума и формирует его: культовый обряд, трагедия, комедия. В современном прочтении платоновская "иерархия хоров" вполне может быть соотнесена с различными типами СМИ. • Информация должна нести положительное начало, поддерживающее уверенность личности в стабильности общественных отношений. Платон писал, что "государство должно беспрестанно петь для самого себя очаровывающие песни". Эти "очаровывающие песни" не должны быть монотонны, потому надо "постоянно видоизменять и разнообразить песни, чтобы поющие испытывали удовольствие и какую-то ненасытную страсть к песнопениям". Такова (по Платону) роль идеологической функции государственной пропаганды для жизнедеятельности социума
Свобода слова в полисе • Свобода слова должна соотноситься с категорией "меры", ибо свобода, преступившая границы, — "величайшее зло, в надлежайшей мере это — великое благо". Отсутствие меры может привести к чрезмерной свободе, которая и "для отдельного человека, и для государства оборачивается ничем иным, как чрезвычайным рабством. <. . . > тирания возникает, конечно, не из какого иного строя, как из демократии; иначе говоря, из крайней свободы возникает величайшее и жесточайшее рабство". • Утопическое государство Платона могло быть осуществлено в виде замкнутой системы, а потому возникновение в ней контрпропаганды (противодействующего информационного поля) неизбежно приводит к потере стабильности и гармонии, а в случае слабости государственных институтов — к разрушению того общественного строя, существование которого были призваны поддерживать платоновские "хоры".
Идея и практика • Теория Платона, как "особый мечтательный и утопический консерватизм, который хочет создать неизменную и совершенную форму жизни, предохраняющую людей от всяких опасностей и исключающую мысль о каких бы то ни было переменах", проистекала из полисной системы ценностей. В этой системе ценностей государство являлось высшим благом, а реализация индивидуальных качеств гражданина возможна была только в рамках полиса. Античный полис претерпевал кардинальные изменения во времена Платона, и афинскому философу хотелось остановить эти изменения путем построения идеального государства. Платоновскую концепцию можно охарактеризовать как своеобразный политический "пассеизм", т. е. эстетизацию прошлого, которое можно только сохранять и поддерживать, но не изменять.