Скачать презентацию Платон Диалог Менон Часть 1 Платон пишет Скачать презентацию Платон Диалог Менон Часть 1 Платон пишет

Платон.pptx

  • Количество слайдов: 25

Платон Диалог «Менон» Часть 1 Платон Диалог «Менон» Часть 1

Платон пишет постоянно в форме диалога, что является, по словам Лосева А. Ф. ‹‹воплощением Платон пишет постоянно в форме диалога, что является, по словам Лосева А. Ф. ‹‹воплощением в литературной форме знаменитых разговоров Сократа с постановкой вопросов, с поисками ответов, с попыткой дать определения отдельным нравственным понятиям, а затем собрать их воедино и сделать вывод о том едином, что их сближает››

В переходный период (387 – 366 г. до н. э. ) был написан диалог В переходный период (387 – 366 г. до н. э. ) был написан диалог ‹‹Менон››

"Менон" стоит на границе между этим сократическим периодом и тем новым периодом, когда Платон уже не удовлетворяется логической четкостью анализируемых им идей и понятий, но начинает трактовать их как особого рода действительность, т. е. уже не просто логически, а онтологически (так есть, так создано и так существует. )

Внешняя тематика Внешняя тематика "Менона" все еще продолжает быть сократической. Тут все еще продолжают толковать о сущности добродетели и ставят вопрос о возможности научиться этой добродетели. Но как покажет сейчас анализ диалога, дело тут уже не просто в добродетели и возможности ей научиться, а в небывалой еще в предыдущих диалогах попытке дать краткий, но уже решительный набросок нового типа философии, а именно объективного идеализма

Учение Платона – ИДЕАЛИЗМ, согласно его утверждениям, реально существует, не чувственный предмет, а лишь Учение Платона – ИДЕАЛИЗМ, согласно его утверждениям, реально существует, не чувственный предмет, а лишь его умопостигаемая, бестелесная, не воспринимаемая чувствами сущность. В то же время это учение – объективный идеализм, т. к. , по Платону, ‹‹идея›› существует сама по себе, существует как общее для всех предметов.

Перейдем к диалогу Перейдем к диалогу

В диалоге кто-то выделяет 2 части, кто-то 3: 1) В первой части диалога рассматривается В диалоге кто-то выделяет 2 части, кто-то 3: 1) В первой части диалога рассматривается вопрос, что такое добродетель и можно ли ей научиться; 2) Во второй части диалога поднимается вопрос о знание как припоминание виденного в потусторонней жизни; 3) В третьей части диалога участники возвращаются к вопросу о добродетели.

КОМПОЗИЦИЯ ДИАЛОГА Что такое добродетель и можно ли ей научиться? (Именно с этого вопроса КОМПОЗИЦИЯ ДИАЛОГА Что такое добродетель и можно ли ей научиться? (Именно с этого вопроса начинает Менон диалог с Сократом. Знал ли он, что сам будет отвечать на этот вопрос? . . . ) Для решения вопроса о том, можно ли научиться добродетели, нужно сначала решить вопрос, что такое сама добродетель

Сократ. …Счастливым ты, видно, почитаешь меня, чужестранец, если думаешь, будто я знаю, можно ли Сократ. …Счастливым ты, видно, почитаешь меня, чужестранец, если думаешь, будто я знаю, можно ли выучиться добродетели, или же она достигается иным способом. А я не только не знаю, можно ей выучиться или нельзя, но и вообще не ведаю, что такое добродетель… Менон. Нет, конечно. Только вправду ли ты, Сократ, знать не знаешь, что такое добродетель? Так нам и рассказать о тебе там, у себя дома? Сократ. И не только об этом расскажи, мой друг, но и о том, что я, кажется, нигде не встречал человека, который бы это знал.

Начало диалога ярко показывает, как развивается диалог Начало диалога ярко показывает, как развивается диалог

Продолжим… Добродетель не бывает только мужская или женская, возрастная или сословная, связанная с тем Продолжим… Добродетель не бывает только мужская или женская, возрастная или сословная, связанная с тем или другим положением человека или его профессией и т. д. , но это некоего рода определенная сущность и идея которые одинаково свойственны всем добродетелям и с определения которых надо начинать; такая же общая идея должна наблюдаться во всем вообще

ДОБРОДЕТЕЛЬ – ЭТО НЕ УПРАВЛЕНИЕ ЛЮДЬМИ, так как иначе она не была бы свойственна ДОБРОДЕТЕЛЬ – ЭТО НЕ УПРАВЛЕНИЕ ЛЮДЬМИ, так как иначе она не была бы свойственна ни рабам, ни детям , равно как она и не просто справедливость, так как справедливость – это вид добродетели, а что такое сама добродетель, остается НЕИЗВЕСТНЫМ.

С этой точки зрения неправильно и определение добродетели как желания хорошего и способности его С этой точки зрения неправильно и определение добродетели как желания хорошего и способности его производить, поскольку ТВОРЯЩИЕ ЗЛО ТОЖЕ МОГУТ СЧИТАТЬ СЕБЯ ТВОРЯЩИМИ ХОРОШЕЕ. Значит, ДОБРОДЕТЕЛЬ – это не способность производить добро в объективном смысле, поскольку под добром можно понимать приобретение золота, серебра, славы, здоровья и т. д. , а все это может быть и несправедливым; если же мы будем говорить о справедливом стремлении к добру, то справедливость опять-таки остается чем-то НЕИЗВЕСТНЫМ.

Сократ упрекает своего собеседника Менона в том, что мы сейчас называем логической ошибкой. Сократ Сократ упрекает своего собеседника Менона в том, что мы сейчас называем логической ошибкой. Сократ вызывает оцепенение у собеседников своей обычной манерой критиковать традиционные представления

Выводы из первой части мы сделали, опускаем вторую часть и сразу к третьей =) Выводы из первой части мы сделали, опускаем вторую часть и сразу к третьей =)

После столь обстоятельного изучения вопроса о знании как припоминании собеседники соглашаются, ЧТО ДОБРОДЕТЕЛЬ – После столь обстоятельного изучения вопроса о знании как припоминании собеседники соглашаются, ЧТО ДОБРОДЕТЕЛЬ – ЭТО ЗНАНИЕ, и если это так, то ЕЙ МОЖНО И НАУЧИТЬСЯ. Знание же она потому, что невозможна без понятия о добре, а все доброе творится только с умом, но никак не без ума.

Точно так же и ПРИНЕСЕНИЕ ПОЛЬЗЫ может считаться добродетелью ТОЛЬКО ТОГДА, когда ПОЛЕЗНОЕ мыслится Точно так же и ПРИНЕСЕНИЕ ПОЛЬЗЫ может считаться добродетелью ТОЛЬКО ТОГДА, когда ПОЛЕЗНОЕ мыслится ВМЕСТЕ С РАЗУМОМ, так как неразумное полезное не может считаться добродетелью, как и все вообще, что находится в душе человека. Следовательно, поскольку разумности нужно еще обучаться, ДОБРОДЕТЕЛЬ НЕ ЕСТЬ ДАР ПРИРОДЫ!

 • С другой стороны, однако, это еще не значит, что добродетели в самом • С другой стороны, однако, это еще не значит, что добродетели в самом деле можно научиться, т. е. что она результат какой-нибудь особой науки. • В особенности учителями добродетели нельзя считать софистов, которые сознательно развращают юношество да еще берут за это плату

Нельзя считать учителями добродетели и тех людей, которые то могут воспитать своих учеников в Нельзя считать учителями добродетели и тех людей, которые то могут воспитать своих учеников в добродетели, то не могут (Сократ приводит в пример Фемистокла, Аристида, Перикла, Фукидида ) Таким образом, добродетель – это не дар природы и не результат обучения. ОТКУДА ЖЕ ОНА В ТАКОМ СЛУЧАЕ?

Добродетель – это результат божественного дара, или божественного жребия, который человек получает независимо от Добродетель – это результат божественного дара, или божественного жребия, который человек получает независимо от знания. Чистое знание есть результат только философского воспоминания потусторонних истин, так что добродетель, будучи знанием, в своей основе тоже является результатом этого потустороннего воспоминания. Однако такая добродетель труднодостижима, и фактически добродетельные ЛЮДИ РУКОВОДСТВУЮТСЯ не этим точным знанием, а ТОЛЬКО ПРАВИЛЬНЫМ МНЕНИЕМ

Это правильное мнение отличается от точного знания неустойчивостью и текучестью Поэтому, говорит Сократ, БУДЕМ Это правильное мнение отличается от точного знания неустойчивостью и текучестью Поэтому, говорит Сократ, БУДЕМ РУКОВОДСТВОВАТЬСЯ ХОТЯ БЫ ПРАВИЛЬНЫМ МНЕНИЕМ, несмотря на то что без точного знания оно ничем не отличается от пророческого или поэтического вдохновения.

 Сократ. Из этого нашего рассуждения стало ясно, Менон, что если нам достается добродетель, Сократ. Из этого нашего рассуждения стало ясно, Менон, что если нам достается добродетель, то достается она по божественному уделу, а узнаем мы это как следует тогда, когда, прежде чем искать, каким образом достается человеку добродетель, мы попробуем выяснить, что такое добродетель сама по себе. Теперь мне пора идти, а ты убеди в том, в чем сейчас сам убедился, своего приятеля Анита.

Убедил ли Вас Сократ? Так что же такое добродетель? Убедил ли Вас Сократ? Так что же такое добродетель?