782793.pptx
- Количество слайдов: 13
План работы 1. РАЗОБРАТЬ БИОГРАФИЮ ФРИДРИХА НИЦШЕ. 2. РАСМОТРЕТЬ ЕГО СТИЛЬ ФИЛОСОФСТВОВАНИЯ. 3. ОЗНАКОМИТЬСЯ С ЕГО ТРУДАМИ.
СОДЕРЖАНИЕ Немного о биографии Кризис и выздоровление Лу Саломе Стиль философствования Человек — это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком. Канат над бездной. По ту сторону добра и зла. Прелюдия к философии будущего Антихрист. Проклятие христианству Последние годы
ФИЛОСОФИЯ И ОСНОВНЫЕ ТРУДЫ ФРИДРИХА НИЦШЕ
НЕМНОГО О БИОГРАФИИ Фридрих Ницше родился в Рёккене (недалеко от Лейпцига, восточная Германия), в семье лютеранского пастора Карла Людвига Ницше (1813— 1849). В октябре 1862 года отправился в Боннский университет, где начал изучать теологию и филологию. Быстро разочаровался в студенческом быте и, попытавшись повлиять на своих товарищей, оказался ими непонятым и отвергнутым. Это стало одной из причин его скорого переезда в Лейпцигский университет. Уже в возрасте 24 лет, будучи ещё студентом, он был приглашен на должность профессора классической филологии в Базельский университет. 8 ноября 1868 года Ницше познакомился с Рихардом Вагнером. Он резко отличался от привычной и уже тяготившей Ницше филологической среды и произвёл на философа чрезвычайно сильное впечатление.
КРИЗИС И ВЫЗДОРОВЛЕНИЕ «… в 36 лет я опустился до самого низшего предела своей витальности – я еще жил, но не видел на расстоянии 3 шагов впереди себя. Всю следующую зиму, мою первую зиму в Генуе, то смягчение и одухотворение, которые почти обусловлены крайним оскудением в крови и мускулах, создали «Утреннюю зарю» . «Среди пытки трехдневных непреодолимых болей, сопровождавшихся мучительной рвотой со слизью, я обладал ясностью диалектика par exellence, очень хладнокровно размышлял о вещах, для которых в более здоровых условиях не нашел бы в себе достаточно утонченности и спокойствия. »
ЛУ САЛОМЕ Известная писательница, философ, врачпсихотерапевт немецко-русского происхождения, деятель культурной жизни Европы к. XIX — нач. XX вв. , роковая женщина, оставившая след в жизни Ницше, Фрейда и Рильке. Ницше с первых секунд был покорён её гибким умом и невероятным обаянием. Он нашёл в ней чуткого слушателя, она, в свою очередь, была потрясена пылкостью его мыслей. Он сделал ей предложение, но она отказала, предложив взамен свою дружбу. Спустя некоторое время вместе с их общим знакомым Паулем Реё они организуют своеобразный союз, проживая под одной крышей и обсуждая передовые идеи философов.
В 1882 году Саломе, Пауль Рэ и Ницше сфотографировали вместе в повозке. Причем Лу Саломе сидит в повозке с плеткой, а двое мужчин как ы запряжены в повозку.
Стиль философствования Будучи филологом по образованию, Ницше большое внимание уделял стилю ведения и изложения своей философии, снискав себе славу выдающегося стилиста. Философия Ницше не организована в систему , волю к которой он полагал недостатком честности. Наиболее значимой формой его философии являются афоризмы, выражающие запечатлённое движение состояния и мысли автора, находящихся в вечном становлении[. Причины подобного стиля однозначно не выявляются. С одной стороны, такое изложение связано с желанием Ницше длительную часть времени проводить в прогулках, что лишало его возможности последовательного конспектирования мыслей. С другой стороны, свои ограничения накладывала и болезнь философа, не позволяющая долго смотреть на белые листы бумаги без рези в глазах. Тем не менее, афористичность письма можно назвать следствием осознанного выбора философа, результатом последовательного развития его убеждений. Афоризм как свой собственный комментарий разворачивается лишь при вовлечении читателя в постоянное переконструирование смысла, выходящего далеко за пределы контекста отдельного афоризма. Это движение смысла не может никогда закончиться, адекватнее передавая опыт жизни.
«ЧЕЛОВЕК — ЭТО КАНАТ, НАТЯНУТЫЙ МЕЖДУ ЖИВОТНЫМ И СВЕРХЧЕЛОВЕКОМ. КАНАТ НАД БЕЗДНОЙ» . Впервые изданный в 1885 году. Изначально книга состояла из трёх отдельных частей, написанных в течение года. Ницше намеревался написать ещё три части, но закончил только одну — четвёртую. После смерти Ницше все четыре части были опубликованы в одном томе. «Так говорил Заратустра» — один из ключевых текстов Нового времени. Доктрине прогресса (поступательного развития), которая господствовала в умах европейцев с эпохи Просвещения, Ницше противопоставил учение о вечном возвращении, о цикличности любого развития. Только сверхчеловек способен с готовностью принять бесконечное возвращение однажды пережитого, включая самые горькие минуты. Отличие такого существа от обычного человека, по Ницше, в порядке отличия человека от обезьяны. Заратустра
ПО ТУ СТОРОНУ ДОБРА И ЗЛА. ПРЕЛЮДИЯ К ФИЛОСОФИИ БУДУЩЕГО Рукопись произведения была закончена зимою 1885— 1886 годов. Первоначально Ницше хотел издать её в лейпцигском издательстве Г. Креднера, однако ему ответили отказом. После он обратился в берлинское издательство Карла Дункера, где также ему было отказано. В итоге Ницше издал книгу за свой счёт, она вышла в августе 1886 года в лейпцигском издательстве К. Г. Наумана. За десять месяцев со дня выхода книги было продано всего 114 экземпляров. Ужасная книга, проистекающая на сей раз из моей души, — очень чёрная, почти каракатица. Меня она бодрит — как если бы я взял нечто «за рога» : по всей очевидности, не «быка» . Фридрих Ницше о своей книге
АНТИХРИСТ. ПРОКЛЯТИЕ ХРИСТИАНСТВУ Создана в 1895 году, чрезвычайно плодотворном для немецкого философа. В ней он обращается к тем, кто способен быть "честным в интеллектуальных вещах до жестокости", ибо только такие читатели способны вынести "серьезность и страсть", с которыми Ницше громит христианские ценности и низвергает саму идею христианства. «Что мне доставляет удовольствие, так это видеть, что уже этот первый читатель имеет предчувствие того, о чём здесь речь: о давно обещанном «Антихристе» . Фридрих Ницше
Последние годы Заключительный этап творчества Ницше — это одновременно этап написания произведений, проводящих черту под его философией, и непонимания, как со стороны широкой публики, так и близких друзей. Популярность пришла к нему лишь в конце 1880 -х годов. Творческая деятельность Ницше оборвалась в начале 1889 года в связи с помутнением рассудка. Оно произошло после припадка, когда на глазах Ницше хозяин избил лошадь. Существует несколько версий, объясняющих причину болезни. Среди них — плохая наследственность (душевной болезнью в конце жизни страдал отец Ницше); возможное заболевание нейросифилисом, спровоцировавшим безумие. Вскоре философ был помещён в базельскую психиатрическую больницу своим другом, профессором теологии, Франсом Овербэком, где оставался до марта 1890 года, когда мать Ницше забрала его к себе домой, в Наумбург. После смерти матери Фридрих не может ни двигаться, ни говорить: его поражает апоплексический удар. Так, болезнь не отступала от философа ни на шаг до самой смерти: до 25 августа 1900 года. Он был похоронен в старинной реккенской церкви, датируемой первой половиной XII века. Рядом с ним покоятся его родные.
782793.pptx