Скачать презентацию ПЛАН-КОНСПЕКТ 4 ЛЕКЦИЯ Тенденции в развитии мировой этнологии Скачать презентацию ПЛАН-КОНСПЕКТ 4 ЛЕКЦИЯ Тенденции в развитии мировой этнологии

Л4-17.pptx

  • Количество слайдов: 4

ПЛАН-КОНСПЕКТ 4. ЛЕКЦИЯ. Тенденции в развитии мировой этнологии ХХ-ХХI вв. Функционализм/ Функционально-системный подход Структурный ПЛАН-КОНСПЕКТ 4. ЛЕКЦИЯ. Тенденции в развитии мировой этнологии ХХ-ХХI вв. Функционализм/ Функционально-системный подход Структурный функционализм Б. Малиновский (1884 -1942 гг. ) , А. Р. Рэдклифф-Браун (1881 -1955 гг. ), Э. Эванс-Причрд (1902 -1973 гг. ): - культура представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, служащих для удовлетворения как первичных (биологических), так и вторичных (порожденных самой культурой) потребностей людей; - культура описывается как инструментальный механизм с помощью которого человек решает проблемы адаптации к окружающей среде в ходе удовлетворения своих потребностей; - ключевая роль в культуре принадлежит обычаям, ритуалам, морали, которые являются регуляторами поведения; выполняя эту функцию они становятся культурными механизмами удовлетворения жизненно важных потребностей; - социальные и культурные явления неразрывно связаны; все социальные взаимоотношения составляют определенную (иерархичную) структуру. Структурная антропология/ структурализм К. Леви-Стросс (1908 -2009 гг. ): - универсальный характер способов культурой организации человеческого сосуществования и культурообразующих символов во всех сферах деятельности; - первичность ментальных/психических принципов в процессе создания символов культуры (универсальный принцип бинарных оппозиций); - культура: замкнутая структура - совокупность знаковых систем; - содержание исследования – моделирование «структуры» – выявление алгоритма, который определяет скрытую логику культуры.

Школа американский исторической этнологии. Ф. Боас (1858 -1942 гг. ): «О задачах этнологии» 1907 Школа американский исторической этнологии. Ф. Боас (1858 -1942 гг. ): «О задачах этнологии» 1907 г. А. Крёбер (1876 -1960 гг. ) «Handbook of Indians of California» (1925), «Anthropology» (1923, 1948): - этнология должна системно изучать каждый народ в отдельности; - взаимодействие культур разных народов создает культурную общность в определенных географических зонах, где и следует искать диффузию отдельных элементов; - внешне сходные явления в культурах не являются результатами сходных процессов; -социальные идеалы и нормы различных культур не сопоставимы. Направление этнопсихологии Основы изучения психологии народов были заложены немецкими исследователями М. Лацарусом (1824 -1903 гг. ), Х. Штейнталем (1823 -1899 гг. ), В. Вундтом (1832 -1920 гг. ), Г. Шпетом (1879 -1937 гг. – «Введение в этническую психологию» , 1927). Американская школа этнопсихологии: Л. Ф. Уорд (1843 -1913 гг. ); Р. Бенедикт (1887 -1948 гг. ) «Психологические типы культур Юго-Запада» 1928, «Модели культуры» 1943, «Хризантема и меч» 1946; М. Мид (1901 -1978 гг. ): - предмет исследования - поведение и чувства личности в различном культурном окружении ( «культура-и-личность» ); - типизация поведения личности в соответствие с типом культуры; - акцентирована общей темы культуры, определяющей конфигурацию всех ее элементов, - «этос культуры» ; - положение об относительности поведенческих (в том числе сексуальных) стандартов, суть которых определяет тип культуры; - положения, согласно которым, национальный характер может быть описан как особый способ регулирования внутри культуры ценностей и поведенческих моделей.

Школа культурного релятивизма М. Херсковиц (1895 -1963 гг. ) «Аккультурация» (1930), «Культурная антропология» 1940), Школа культурного релятивизма М. Херсковиц (1895 -1963 гг. ) «Аккультурация» (1930), «Культурная антропология» 1940), «Человек и его творения» (1948): - все культуры равноценны; - культура каждого народа уникальна, оценить ее можно лишь в ее собственных рамках; - европейская традиция только один из вариантов развития; - история человечества – сумма разнонаправлено развивающихся культур; - культура есть способ поведения человека; -инкультурация – вхождение в культуру определяет индивидуальный опыт человека; - категория нормы меняется от культуры к культуре; - аккультурация - процессы взаимовлияния культур, восприятия одним народом полностью или частично культуры др. народа; - идея поливариантного, мультинаправленного развития. Неоэволюционизм Лесли Уайт (1900 -1975 г. ) "Наука о культуре" (1949), "Эволюция культуры" (1959), "Понятие культурных систем: ключ к пониманию племен и нации" (1975); Джулиан Стюарт (1902 -1972) - "Теория культурных изменений. Методология многолинейной эволюции " (1955); Марвин Харрис (1927 -2001) «Patterns of Rase in the America» (1964); «Cannibals and Kings: The Origins of Cultures» (1977); «Cultural Materialism: The Struggle for a Science of Culture» (1979); «Cultural Anthropology» (1983): - вместо учения о линейном универсальном развитии - схема многовектрного развития; - вместо единой теории прогресса - теории общего и частного развития, макро и микро-процессов, многолинейной эволюции и тд; - движущей силой развития в неоэволюционизме представляются адаптационные механизмы - они определяют специфику и содержание культур; - основу культуры составляет ядро (социальные, политические, религиозные институты), которое формируется особенностями природной среды, где происходит адаптация; - человечество характеризует множество вариативных культур.

В ходе трансформация мирового сообщества и науки менялись принципы сосуществования народов, составляющих человечество. В В ходе трансформация мирового сообщества и науки менялись принципы сосуществования народов, составляющих человечество. В 1807 г. президент США Томас Джефферсон подписал закон, запрещающий работорговлю. В 1865 г. была принята 13 -я поправка к Конституции США, запрещающая рабство на всей территории страны В 1833 -1834 гг. в Британии издан закон, запрещающий рабство в колониях. Во всех колониях Франции и Дании рабство отменено в 1848 г. В 1861 г. крепостное право отменено в России. Запрет рабства во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. В Мавритании рабство было отменено в 1981 г. КРУШЕНИЕ КОЛНИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ: 1949 г. (Индонезия) – 1975 г. (Мозамбик и Ангола) Конвенция о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах принята 27 июня 1989 г. Генеральной конференцией Международной организации труда. В ней утверждалось равенство всех народов и культур при вариативности направлений и темпов развития. ХХ В. – ВЕК ИДЕНТИЧНОСТЕЙ (САМООПРЕДЕЛЕНИЙ) Основы концепции нации были заложены в ходе крушения абсолютизма и создания независимых государств в конце XVIII в. Теория нации была системно изложена в конце XIX в. В Европе, в Америке, в России в конце XIX – первой половине ХХ в. разрабатывались основы теории этноса и этничности. В трактовке советской этнографии 1970 -х гг. : Этнос - исторически сложившаяся на определенной территории совокупность людей, обладающих общими, относительно стабильными особенностями культуры, включая язык и психики, также осознанием своего единства и отличия от всех других подобных образований (самосознанием), зафиксированном в самоназвании (этнониме). Конец ХХ в. был отмечен процессами глобализации и «этнического ренессанса» . В конце ХХ в. сложилась концепция «мультикультурализма» . В начале ХХI в. концепция мультикультурализма уступила место концепции «интеркультурализма» .