ПЛАН КАДРОВ И МОНТАЖ 31. 1. 2012
РУЧНЫЕ НАСТРОЙКИ ИЛИ АВТОМАТ • Вы замечали главное отличие кинолент с экрана и видео с видеокамеры. Цвета и четкость. В "голливудских" фильмах все как бы чуток размыто. И цвета красивые. А контролируются все эти параметры всего тремя инструментами: диафрагма, выдержка и экспозиция. В стандартной видеокамере все это поставлено на автомат. • Диафра гма— устройство объектива, позволяющее регулировать относительное отверстие, то есть изменять количество проходящего через объектив света, что определяет соотношение яркости оптического изображения • Вы держка — интервал времени, в течение которого свет воздействует матрицу • Экспозиция напрямую зависит от чувствительности матрицы. Чем
ЧТО И КАК СНИМАТЬ, ЧТОБЫ ПОЛУЧИТЬ ОТЛИЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ • Ваша задача - снять все необходимые для каждой сцены эпизоды, и это главное, для чего вы делаете раскадровку. Зрители ждут, что вы дадите им всю необходимую для восприятия сцены информацию, выстроенную в логическом порядке. Как именно вы снимаете ваши кадры (ракурс, освещение, фокус) и как их монтируете вместе (скрытый смысл, динамика), - это вопрос жанра и вашего собственного творческого стиля. • Если у вас было время проверить место натурной съемки или съемочную площадку заранее, то у вас будет представление о точках съемки, с которых вы сможете снять всю сцену. Точка съемки - это то расположение камеры, при котором она снимает один дубль части сцены или всей сцены целиком. Вам решать, как много различных точек съемки потребуется для того, чтобы обеспечить достаточное для монтажа количество кадров и ракурсов вашей сцены. • Очевидно, что не так уж и много сцен имеют длительность 7, 5 с, что говорит об удельном весе каждой конкретной точки съемки в голливудских фильмах. Первое, что вы должны сделать на съемочной площадке, - это отснять общий план. Снять общий план - это значит проиграть вашу сцену так, чтобы в кадр попали все актеры и основная часть съемочной площадки и декораций.
БАЛАНС БЕЛОГО • Баланс белого необходим для корректного отображения белого цвета. • Белый может быть «теплым» , т. е. с оттенком желтого; «холодным» , т. е. с оттенком синего и «нейтральным» , т. е. правильным. • Использование полностью ручного баланса • Делается это так. Берем чисто белый лист бумаги А 4, и кладем его в место, где наблюдается смешанный свет. Выбираем ручной баланс белого и настраиваем его вручную по этому листку так, чтобы в поле зрения попадал только лист.
ПРАВИЛО "ЗОЛОТОГО СЕЧЕНИЯ» • Две вертикальные и две горизонтальные линии, четыре точки пересечения. Хотите, чтобы ваши кадры не вызывали у зрителя отторжения на уровне психологии (неважно, что там в них изображено)? Старайтесь располагать главные объекты по этим линиям и точкам, не забывая о взглядах и движениях.
ПЛАН КАДРОВ
СВЕРХКРУПНЫЙ ПЛАН План, где один элемент снят во весь экран. Это могут быть крупно снятая жестикуляция руками, глаз человека и так далее. Однако такие планы стоит использовать крайне осторожно, потому что они расцениваются как вторжение в личную жизнь человека.
ДЕТАЛЬ Синоним «сверхкрупного плана» , однако «деталь» позволяет акцентировать внимание на конкретном объекте. Это может быть букет цветов, стакан с водой или мягкая игрушка. Очень часто этот план используется в качестве «перебивочного» кадра в монтаже
КРУПНЫЙ ПЛАН В любительском видео это обычно лицо человека на весь экран. Крупный план, также как и деталь, позволяет сконцентрировать внимание на каком-либо объекте.
«ПОГРУДНЫЙ» ПЛАН Название этого плана говорит само за себя. Однако недостатком этого плана является излишняя статичность. При погрудном плане мы не видим жестикуляции руками, движения корпуса человека, а это очень важные детали, придающие живость картинке.
ПЛАН «В ПОЛНЫЙ РОСТ» Подходит для съемки людей в действии. Однако снимать нужно так, чтобы над головой и под ногами человека оставалось немного свободного пространства.
ОБЩИЙ ПЛАН Показывает сцену целиком и позволяет зрителю увидеть детали, которые были недоступны при других планах.
ДАЛЬНИЙ ПЛАН Еще более общий. Кадр с дальним планом полезно включать в первые минуты фильма, чтобы помочь зрителю узнать, где происходит действие.
МИКРО И МАКРО ПЛАНЫ Микропланы снимают через специальные приборы(например микроскоп), тем самым помогая зрителю увидеть объекты, которые не видны невооруженным глазом. Что касается макропланов, то их можно считать промежуточными между деталью и микропланом. С помощью макроплана часто снимают цветы.
ПРАВИЛО 30 ГРАДУСОВ
МОНТАЖ • Монтаж это процесс "сборки" фильма из отдельных элементов – кадров • Любительский фильм без монтажа продолжительностью более 5 минут смотреть трудно, иногда просто невозможно • Профессионалы утверждают, что в первом кадре любого произведения должно быть заложено все произведение, иначе говоря, первый кадр должен быть символичен. • Одно из самых неприятных открытий, которое вы можете сделать во время монтажа, - это то, что у вас недостаточно кадров для описания вашего диалога или для объяснения смысла сцены. Для того чтобы действительно получить все нужные кадры, используйте сценарий. Надо все продумать заранее. • Как правило, любой новый кадр привлекает внимание зрителя. Первая его реакция - понять, что он видит. Для этого, в зависимости от крупности и сложности построения кадра, ему необходимо 2 -4 секунды.
МОНТАЖ • Каждый наезд и отъезд камеры или изменение фокусного расстояния объектива, особенно с поворотом, а также быстрое панорамирование должны быть оправданы, так как их частое применение может вызвать головокружение • На протяжении всего фильма у зрителя не должно возникать желания подстроить громкость или параметры изображения на экране телевизора. • Снимайте «монтажно» — так, чтобы в течение съемки получился готовый сюжет, а не просто набор более-менее удачных кадров. • Желательно, чтобы при просмотре зритель не замечал того, что эта сцена состоит не из одного, а из нескольких склеенных между собой кадров. В теории это иногда называется комфортным восприятием стыка или склейки.
МОНТАЖ • Если в статичном кадре ничего не происходит в течении 4 -6 секунд, то интерес зрителя к нему пропадает. Вернуть внимание зрителя можно либо сменой кадра, либо увеличением длительности кадра более 10 секунд, когда зритель начинает всматриваться в детали, искать нюансы, осознавать смысловую нагрузку кадра, либо началом действия в кадре. • Сколько на свете операторов, столько и способов снять один и тот же кадр. Ведь, в конце концов, съемка как род деятельности есть способ самовыражения! • Цветовое решение соединяемых кадров в комфортном монтаже не должно сталкивать контрастные цвета
МОНТАЖ • Старайтесь перемежать сложные кадры с операторскими приемами простыми и статичными кадрами, «картинами» — это позволит зрительскому вниманию отдохнуть • Один из главный принципов видеомонтажа: зритель должен забыть о том, что «это кино» . при этом он должен «не чувствовать камеры» и не «спотыкаться» на склейках.
Программа для видеомонтажа ADOBE PREMIERE CS 4
ПРАВИЛА ВИДЕОСЪЕМКИ • Держим камеру жестко или пользуемся штативом. • Не снимаем на ходу. • Зумом не злоупотребляем , а если пользуемся, то плавно. • Очень осторожно и аккуратно снимаем панораму, не спешим, в начале и конце делаем остановки. • Не снимаем "длинный кадр", меняем ракурсы. • Держим вертикаль, не заваливаем камеру набок. • Не допускаем резких перепадов освещенности, следим за балансом белого цвета. • Следим за состоянием камеры.