Плакат и его виды шрифт
Цели урока: 1. Сформировать представление о плакате, как особом виде графики, отметив специфику его образного языка. 2. Поз накомить учащихся с ролью текста в плакате и его взаимосвязью с рисунком. 3. Формировать и развивать навыки работы художественными материалами в технике графики по выполнению плакатов. 4. В оспитывать любовь и интерес к искусству, эмоциональную отзывчивость на прекрасное в жизни и искусстве.
Плакат – (по немецки plakat — объявление, афиша от слова plaquer — налепить, приклеивать) листовое изделие различных форматов. Как правило, в виде плаката изготавливаются настенные календари, афиши, рекламные фотографии новых товаров, корпоративная наружная реклама (в том числе "стикер" — плакат на самоклеящейся бумаге) и т. п.
Шрифтовой плакат – распространённый вид наглядной агитации. Как особый вид графического искусства плакат существует со 2 ой половины 19 в. До этого плакатом называли агитационные гравюры крупного размера. Искусство плаката в наши дни многожанровое
Специфика художественного языка плаката определяется тем, что он должен восприниматься на большом расстоянии, привлекать внимание, смысл изображённого должен сразу бросаться в глаза. Изображение и шрифт должны показать идею плаката. Сложно выбрать шрифт, который в каждом отдельном случае наиболее целесообразен. Цвет шрифта привлекает внимание и вызывает особое отношение к изображению, представленному на плакате. требования к плакату
В течение следующего учебного года вам неоднократно придётся оформлять свои художественные и чертежные работы. Оформительские работы, охватывая широкий круг вопросов, предполагают и свободное владение шрифтом. Шрифтом называют определённое начертание букв алфавита. Как известно, все буквы алфавита имеют свою форму, а вместе с тем в назначении каждой из них есть общие признаки и закономерности, придающие шрифту целостный графический строй. Рисунок шрифта тесно связан с конструкцией букв алфавита. Каждая буква состоит из структурных элементов – штрихов. Они бывают трёх видов: основные, соединительные и засечки. Основными называют штрихи, определяющие основы формы буквы (они бывают прямыми и кривыми, вертикальными наклонными, тонкими и толстыми). Соединительными штрихами называют элементы, соединяющие основные штрихи и образующие с ними конструктивную форму буквы (они тоньше). Засечками называют дополнительные штрихи, завершающие основные и соединительные элементы (должны быть одинаковыми по толщине; дают чёткость, законченность и единообразие).
Конструкция букв алфавита
Первыми далекими предками плакатов являются т. н. “alba” – объявления или извещения, которые наподобие столбов или экранов ставились на улицах древнего Рима. Наполеоновские времена, вследствие возникновения национально освободительных движений, рождают политические листовки с карикатурами, иногда увеличенного формата, чего требовала большая улица, многоликая толпа В 1830 1840 е годы эта форма агитационного искусства органически соединила элементы литературные и изобразительные. Литография, а позже цвет внесли свои стилистические коррективы. История возникновения
Виды шрифтов: ГРОТЕСК ЕГИПЕТСКИЙ
СТАНДАРТНЫЙ ШРИФТ
ТРАФАРЕТНЫЙ ШРИФТ
ДЕКОРАТИВНЫЙ ШРИФТ
На плакат обратили внимание такие выдающиеся художники, как П. Гаварни, Г. Доре, Ж. И. Гранвиль. Плакаты, оповещавшие о выходе в свет журналов (Гранвиль – “Карикатюр”) и книг (Доре – “Гаргантюа и Пантагрюэль”, Гаварни – романы А. Дюма), чаще всего выставлялись в витринах книжных магазинов. В Германии в 1848 г. на плакате, названном “Боевой плакат”, изображалась борьба демократии с реакцией. К концу XIX века, когда Ж. Шере разработал архитектонику, формальный язык плаката (лаконичность, сжатость мысли, пластический знак, тяготеющий к обобщенности и ритмизации формы), плакат заявил о себе как вид искусства с огромными возможностями. В это время к “театральному” плакату, не лишенному юмора, а порой и гротеска, обратились Тулуз Лотрек и А. Стейнлен История
Плакаты заказывались проверенным мастерам на вечные советские темы: Кукрыниксы, “Колониальные народы при свете факела свободы”, 1957; В. Фомичев, “Вытекающие последствия”, 1958; Б. Ефимов, “Корнесброд”, 1961 (о тунеядстве); Н. Долгоруков, “Помпадур”, 1963 (о чванстве); И. Семенов, “Бюрократический футбол”, 1966. Перестройка вдохновила молодых художников плакатистов, которые ринулись разоблачать сталинизм и крушить тоталитаризм. Старый сатирический плакат ушел в прошлое, но и “перестроечный” продержался недолго. Государству он был не нужен, и наиболее способные художники ушли в рекламу. история
Специфика художественного языка плаката определяется тем, что он должен восприниматься на большом расстоянии, привлекать внимание, смысл изображённого должен сразу бросаться в глаза. У плаката, как у хорошего оратора, «речь» должна быть яркой, предельно выразительной, краткой. Плакат должен приковывать взгляды, порой даже в экстремальных условиях нашей стремительной жизни. Плакат обычно представляет собой изображение, сопровождаемое текстом. Специфика плаката определяет и художественные особенности его композиции, цвета и шрифта. В построе нии плаката не существует каких то постоянных схем и приемов. Композиция тесно связана с со держанием плаката и поэтому в каждом случае находится особое решение. Изображение и шрифт должны показать идею плаката. Сложно выбрать шрифт, который в каждом отдельном случае наиболее целесообразен. Цвет шрифта привлекает внимание и вызывает особое отношение к изображению, представленному на плакате. Шрифтовой плакат распространённый вид наглядной агитации. Главным элементом композиции такого плаката является шрифт. Шрифтовой плакат лишен всякого украшения и зрительно воздействует на человека гармонической слаженностью всей композиции, характером рисунка букв, его органической связью с содержанием, цветовым строем, ритмом. Часто одного беглого взгляда, иногда даже из окна движущегося транспорта, достаточно, чтобы смысл, содержание плаката сразу раскрылись. Плакат только тогда выполнит свою функцию, когда его зримый образ соответствует заложенным идеям, глубоко отражает их смысл. Язык плаката предельно лаконичен и скуп. Изображение составляет с текстом единое целое. Текст должен быть предельно кратким и понятным с первого прочтения. Он не должен механически приставляться к изображению, а органически входить в него. Характер шрифта должен соответствовать содержанию плаката, хорошо читаться.
Плакат бывает: политический, театральный, киноплакат, , цирковой , рекламный , плакаты против наркомании – пропаганды здорового образа жизни, экологический. Виды плаката
Давайте рассмотрим лучшее произведения плакатного искусства, чтобы полнее понять его специфику. Посмотрите на плакат Д. Моора «Помоги!» (слайд 10). Это было давно. В двадцатых годах прошлого века голодало Поволжье. И страна помогала. Помогал и плакат. Он шел по стенам, по заборам не одним листом, Он кричал «Помоги!» во много голосов, ступал белыми рядами из черноты прямо к нам за помощью. И тревожит глаз черно белое полотно, и сжимает сердце под напором горя, и задумывается разум, что делать, чтобы помочь в ответ на призыв плаката. Как видите, сначала плакат захватывает зрительное внимание, а через него обращается к уму и сердцу. Здесь изображение спаяно воедино с текстом, в данном случае с одним словом. Белая тень Человека Голода восклицает всем своим бесплотным высохшим существом, начиная от вскинутых рук – костей, через «восклицательный знак» тела вплоть до огромных ног, бредущих в черном бесплодном пространстве не родившей Земли: «Помоги!» . Текст может быть выполнен различным шрифтом.
В годы Великой Отечественной войны сатирический плакат стал чуть ли не ведущим видом искусства, наряду с карикатурой, благо высмеивать врага и призывать на борьбу с ним действительно дело святое. Объектов для сатиры было достаточно – тупая фашистская система выдвигала вождей, внешний вид и дела которых сами просились на осмеяние. Здесь выделялись работы Кукрыниксов, попавших в “черный список” нацистов. В 1956 г. В. Брискин и К. Иванов создали первый сатирический агитплакат. Политический плакат
То, что сегодня изображают на плакатах дети и подростки для участия в подобных конкурсах на плакатах против наркомании, ужасает. Создается впечатление, что дети понимают – наркомания – это реальность, а не нечто из разряда теории. Организация подобных конкурсов действительно может вызвать отторжение и негативное отношение к наркотикам у детей и подростков, считают специалисты. Регулярно государственные социальные структуры России объявляют среди молодежи конкурсы на лучший рисунок, фото или агитационный плакат против наркомании, цель которых – пропаганда здорового образа жизни Плакаты против наркомании – пропаганда здорового образа жизни
Плакаты против наркомании можно считать одним из первичных методов профилактики наркозависимостей среди молодежи. Плакаты против наркомании – пропаганда здорового образа жизни
КОМПОЗИЦИЯ В ПЛАКАТЕ Композиция в изобразительном искусстве связана с необходимостью передать основной замысел, идею произведения наиболее ясно и убедительно. Главное в композиции – создание художественного образа. Композиция – (от лат. compositio) означает составление, соединение, сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой либо идеей. В изобразительном искусстве композиция – это построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением. Восприятие произведения во многом зависит от его композиции. В художественной деятельности процесс создания произведения можно назвать сочинением композиции.
При симметричной композиции на плакате доминирует центральная фигура. Ассиметричная, наоборот, представляет собой как бы фрагмент, часть какого то большого целого. А внимание акцентируется на движении. Существует и линейное, диагональное построение композиции. Применительно к плакату надо помнить и некоторые другие обязательные композиционные правила. В изображении на плакате должны иметь место только те вещи, которые несут ясные смысловые функции. Никаких деталей, особенно декоративных, без которых в плакате можно обойтись, не должно быть. То же касается и цвета. Плакат – это не живопись, здесь не всегда необходима передача цветовых нюансов и изображение мельчайших деталей. Не всегда надо стремиться окрашивать изображаемые предметы в их естественные цвета. Желательно пользоваться скупым подбором красок (не более трёх четырёх), что вполне позволит создать выразительную цветовую гамму. Цветовой круг поможет подобрать гармонические сочетания цветов. Красиво сочетаются и ахроматические цвета.
Для плаката характерны контрасты цветовые, силуэтные, тоновые, а также контрасты величин и форм. Композиционный закон контрастов имеет огромное значение в плакатном искусстве. Без опоры на этот закон невозможно создать плакат, который будет эмоционально воздействовать на зрителя и донесет до него свое содержание. Основной замысел композиции может быть построен на контрастах доброго и злого, весёлого и грустного, нового и старого, спокойного и динамичного. Контраст – как универсальное средство помогает создать яркое и выразительное произведение. Леонардо да Винчи в «трактате о живописи» говорил о необходимости использовать контрасты величин (высокого с низким, большого с маленьким, толстого с тонким), фактур, материалов, объёма, плоскости, и др. Светлый объект лучше заметен, выразительнее на тёмном фоне и, наоборот, тёмный – на светлом.
Правила композиции. Основными правилами композиции являются ритм, выделение сюжетно композиционного центра, симметрия или асимметрия, расположение главного на втором пространственном плане. Приёмы композиции. Художественные школы разных стран и эпох создавали приемы, отвечающие задачам искусства своего времени. Одни приемы композиции теряли свое значение вместе с исчезновением идейных концепций, их породивших. На смену отжившим приемам приходили другие, которые порождались новыми задачами, стоящими перед искусством. Правила и приемы композиции могут варьироваться в зависимости от конкретного идейного содержания произведения, от жанра, вида искусства и, конечно, от уровня профессионализма автора. Средства композиции. Средствами композиции являются линия, штриховка (штрих), пятно (тональное и цветовое), линейная перспектива, светотень, воздушная и цветовая перспективы. Здесь названы лишь основные средства композиции.
С чего же начинается работа над композицией? Даже если попробовать разместить на листе всего одну точку, то уже встаёт проблема, как её расположить наилучшим образом. Впечатление меняется в зависимости от перемещения точки на плоскости. Поиск оригинального композиционного решения, использование средств художественной выразительности, наиболее подходящих для воплощения замысла художника, составляют основы выразительности композиции. Для достижения цельности композиции следует выделить центр внимания, где будет расположено главное, отказаться от второстепенных деталей. Важная роль в композиции отводится фону или среде, в которой происходит действие. Окружение героев имеет огромное значение для раскрытия содержания картины.
В искусстве плаката ничего не пропадает. Давно умершие течения и стили все время возрождаются. Что уж говорить о приемах, отработанных в газетной и журнальной карикатуре. На международных варшавских выставках плаката европейцы впервые увидели работы американца С. Стейнберга и японца Ш. Фукуды – блестящих карикатуристов, не подпавших под влияние новейших компьютерных технологий. У машины нет и никогда не будет чувства юмора, придающего индивидуальную нетерпимость художнику. Плакат – наиболее массовая форма изобразительного искусства, выполняющая определенную утилитарную функцию и нацеленная на решение конкретных социальных задач. Его основная идея должна быть выражена ясно, доходчиво, непротиворечиво. Плакат должен действовать на зрителя быстро и однозначно. Он добивается этого сам, обладая важным исходным свойством — способностью привлечь внимание зрителя. Если такое свойство отсутствует, плакат просто не будет замечен, и все усилия его создателей и распространителей пропадут даром.
1 урок: 1. На альбомном листе с помощью линейки и простого карандаша чертится разметка для ваших фамилии и имени, класса (например, «Ковальчук Ксения 7 В класс» ). 2. При помощи предварительного подсчета чертёжным шрифтом заполняется ФИ, класс. 3. Тушью и плакатным пером (шириной примерно 2 4 мм) обводится текст.
2 -3 урок: Определение порядка работы. 1. Составить композицию (простой карандаш). А 3 ПАМЯТКА по теме «Плакат» Плакат (от французского слова «плакар» – «объявление» , «афиша» ) – разновидность графики. Это понятное и броское изображение на крупном листе бумаги с кратким текстом. Цели плаката: - агитация, реклама, пропаганда, информация, обучение и инструктаж. Особенности восприятия плаката: 2. Выполнить фон красками (гуашь). 3. Обвести силуэты фигур (объектов) и затонировать. 4. Обвести шрифт, затонировать (закрасить). 5. Выполнить рамку. - Смысл понятен сразу. Легко запоминается. Привлекает внимание. Изображение и текст – одно целое. Особенности изображения плаката: - контрастность; мало красок; четкое выделение композиционного центра; внимание на центральную фигуру; обобщённые формы предметов; отсутствие деталей; стиль шрифта (текст краткий, легко читается).