10 кл. А. Н. Островский. Биография.ppt
- Количество слайдов: 39
«Певец Замоскворечья» : личность и творчество А. Н. Островского (1823 – 1886)
А. Р. Кугель (русский и советский театральный критик): Зачем лгут, что Островский «устарел» ? Для кого? Для огромного множества Островский ещё вполне нов, мало того, вполне современен, а для тех, кто изыскан, ищет всё нового и усложнённого, Островский прекрасен, как освежающий родник, из которого напьёшься, из которого умоешься, у которого отдохнёшь – и вновь пустишься в дорогу.
Замоскворечье (начало 19 века)
Дом в Голиковском переулке, где родился А. Н. Островский
Дом на Житной улице, где прошло детство А. Н. Островского
Родители А. Н. Островского Отец А. Н. Островского – Николай Федорович – был чиновником московского департамента. Но помимо государственной деятельности занимался частной практикой, а с 1841 года, выйдя в отставку, стал преуспевающим присяжным стряпчим Московского коммерческого суда.
Родители А. Н. Островского
Мачеха А. Н. Островского – Эмилия Тессин
v В 1840 г. Окончил Первую московскую гимназию с гуманитарным уклоном и поступил на юридический факультет Московского университета Московская гимназия Московский университет
v v v 1843 г. Островский работает канцеляристом в Московском совестном суде. 1845 г. - на службе в Московском коммерческом суде. 1847 - 1851 гг. – начало литературной деятельности. Очерк «Записки замоскворецкого жителя» . Цель очерка – описание быта и типов Замоскворечья.
Начало творчества – пьеса «Картина семейного счастья» Островский вспоминал: «Самый памятный день в моей жизни: 14 февраля 1847 года. С этого дня я стал считать себя русским писателем и уж без сомнений и колебаний поверил в своё призвание»
«Свои люди – сочтёмся!» Характерные купеческие типы, быт, среда были обрисованы исключительно с помощью диалогов действующих лиц. v
В. Ф. Одоевский Читал ли ты комедию или лучше трагедию Островского «Свои люди сочтемся» , которой настоящее название «Банкрот» ? Я считаю на Руси трагедии: «Недоросль» , «Горе от ума» , Ревизор» , на «Банкроте» я поставил нумер четвёртый.
1852 -1854 гг. «Москвитянинский» период Участие в журнале «Москвитянин» Создание пьес «Не в свои сани не садись» , «Бедность не порок» , «Не так живи, как хочется» Дружба с А. Григорьевым – поэтом, критиком.
1855 – 1860 гг. – предреформенный период Журналы «Современник» , «Отечественные записки» : «Не сошлись характерами» , «Доходное место» , «Гроза» «удивительнейшее, великолепнейшее произведение русского могучего … таланта» (И. Тургенев) v
1861 – 1886 гг. – пореформенный период Сатирические пьесы: «Бешеные деньги» , «Бесприданница» , «Таланты и поклонники» , «Без вины виноватые» , «Лес» , «Волки и овцы» , сказка «Снегурочка» v
А. Н. Островский в 70 -80 -е годы v 1865 г. – «Артистический кружок» v 1874 г. – «Общество русских драматических писателей и оперных композиторов» . 1881 г. – составитель записки правительству о создании русского национального театра. 1886 г. – назначен заведующим репертуарной частью московских театров и начальником театрального училища. v v
Островский среди членов Общества драматических писателей
Жена и дети драматурга
Дом А. Н. Островского в усадьбе Щелыково (ныне - Дом-музей)
Кабинет А. Н. Островского в Щелыкове
Гостиная в Доме-музее
Столовая в Доме-музее
Могила А. Н. Островского
А. Н. Островский и русский национальный театр И. А. Гончаров писал А. Н. Островскому: «Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после Вас мы, русские, можем с гордостью сказать — у нас есть свой русский национальный театр. Он по справедливости должен называться «Театр Островского» .
Памятник А. Н. Островскому у Малого театра в Москве
Здание Малого театра в Москве
А. Н. Островский Малый театр, основанный в 1824 г. особый театр. Его принято называть "вторым московским университетом". Часто можно было услышать: "В Москве два университета - на Моховой (МГУ) и на Театральной". "Мы учились в университете, а воспитывались в Малом театре". Так мог сказать о себе и А. Н. Островский. С гимназических лет он стал завсегдателем Малого театра. Он писал: «Я знал московских актеров с 1840 года» . Имеет большое значение и другой факт: Малый театр первым обратился к драматургии запрещенного автора (в 1853 г. была поставлена комедия " Не в свои сани не садись", которая прошла с большим успехом). За Малым театром закрепилось название «Дом Островского» . Сюда он приходил ежедневно.
А. Н. Островский и актеры Малого театра Свои пьесы Островский читал артистам сам. Островский был режиссером - постановщиком своих пьес; он распределял роли, проводил репетиции с актерами.
«У нас на Руси, мало написать пьесу, надо провести её по всевозможным мытарствам» А. Н. Островский
А. Н. Островский – один из наиболее выдающихся представителей русского реалистического театра. • Любимый жанр Островского комедия - • Островский изображает патриархальный русский мир: купечество, чиновников, помещиков. • Патриархальный мир раскрывается, как правило, в двух ракурсах: социально – злободневном и фольклорно – мифологическом.
А. Н. Островский – один из наиболее выдающихся представителей русского реалистического театра. • Сюжеты пьес имеют несложную структуру, некоторые функции персонажей сохраняются от пьесы к пьесе. • Видимая простота языка сочетается с тонкой игрой психологических и культурных подтекстов. • Отдельный город изображается как некое конкретное, замкнутое и самодостаточное место.
А. Н. Островский – один из наиболее выдающихся представителей русского реалистического театра. • Большое значение имеют сложные и многоплановые символические образы, сквозные мотивы. • Речевая индивидуализация образов героев.