ПЕВЦЫ-КАСТРАТЫ
"Мир, — по словам сэра Джона Хоукинса, — не видел на сцене двух таких певцов, как Сенезино и Фаринелли, одновременно; первый был искренним и замечательным актером, и, по мнению искушенных судей, тембр его голоса был лучше, чем у Фаринелли, однако достоинства второго были настолько неоспоримы, что мало кто не назвал бы его величайшим певцом в мире".
Вокальное искусство кастратов было и остается очень интересной темой. Не даром вплоть до начала XX века их старались не называть открыто, предпочитая туманное с точки зрения обычного человека, но четкое с точки зрения профессионала слово «сопранисты» .
Появление певцов-кастратов объясняется тем, что средневековая Европа без особого энтузиазма относилась к пению женщины в храме, - партии высоких голосов исполняли мальчики. Однако содержать хор мальчиков - дело хлопотное. Намного проще было привлекать певцов-кастратов, которые сохраняли свой голос до преклонных лет.
Современный человек не может себе представить, как звучал голос кастрата. В начале XX века были сделаны граммофонные записи пения последних кастратов, однако не известна точная скорость, с которой эти записи надо прослушивать, а даже небольшое замедление или ускорение сильно искажает звук.
ФАРИНЕЛЛИ Фаринелли — идеальный исполнитель лирических и героических партий в итальянской опере-серии (в начале оперной карьеры пел женские партии, впоследствии — мужские)
СЕНЕЗИНО Знаменитый итальянский певец-кастрат (контральто), которого сегодня помнят по его долгому сотрудничеству с композитором Георгом Фридрихом Генделем.
АЛЕССАНДРО МОРЕСКИ Алессандро Морески был последним вокалистом-кастратом, чей голос был записан на фонограф.