первые князья.ppt
- Количество слайдов: 61
Первые русские князья Возникновение государственности у восточных славян
Предпосылки возникновения государства у восточных славян Социально экономические Политические Внешнеполитические Государство – особая организация политической власти общества, располагающая специальным аппаратом принуждения и управления.
Социально – экономические предпосылки Переход от родовой общины к соседской, возникновение частной собственности Возникновение имущественного неравенства, эксплуатации чужого труда Возникновение противостоящих другу интересов у членов общества Необходимость поддержания в обществе порядка Возникновение государства
Политические предпосылки Рост городов – центров ремесла, культуры, политики(Русь – страна городов, в IX в. – 24 города) Появление вождей, способных устанавливать и удерживать свою власть силой - князей Появление особой военной организации – княжеской дружины Возникновение государства
Внешнеполитические предпосылки Необходимость обороны от набегов врагов Грабительские походы в чужие земли Возникновение государства
Версии происхождения термина «Русь» • «русью» местные финские племена называли выходцев из Скандинавии ( «руотси» ), а от них этот же термин стал использоваться славянами; • Словом «русь» называлась группа славянских, скандинавских и финских купцов и наемников, объединявшихся во взаимовыгодные военные и торговые союзы; • Слово «русь» славянского происхождения – от племени, жившем по реке Рось в Среднем Поднепровье.
Формирование государства Киевская Русь Понятие «Русь» , «Русская земля» поначалу обозначало киевские и соседние с ними южнорусские земли. Лишь в XII веке оно распространяется на всю территорию, занятую восточными славянами. По имени столицы -Киева- историки позднее стали называть это государство – Киевская Русь. Время существования: 882 г. (объединение Киева и Новгорода Олегом) – 1132 г. (смерть Мстислава Великого).
Центры формирования государственности у восточных славян Союз полян в среднем Поднепровье с центром в Киеве Союз славянских и финно-угорских племен с центром в Новгороде
Древняя Русь в IX – начале XII века
Первое летописное упоминание о Новгороде относится к 859 году. По мнению историков, первоначально город находился несколько южнее ныне существующего, но в X веке был перенесен на современное место, с чем, по некоторым версиям, и связано его название. ов Н од гор
Рюриково городище
иев К Первое летописное упоминание о Киеве содержится в "Повести временных лет" и относится к 860 году. Легенда об основании города гласит, что "были три брата: один по имени Кий, другой – Щек и третий – Хорив, а сестра их была Лыбедь. . . И построили городок во имя старшего своего брата и назвали его Киев".
Призвание варягов • Новгородский летописец так описал начало русской истории: словене, меря, чудь и кривичи «всташа град на град и не бе в них правды» . • Тогда послы отправились «за море» и сказали: • « Земля наша велика и обильна, а наряда (порядка) в ней нету, да поидете к нам княжить и владеть нами» . • 862 г. – в славянские и угро финские земли прибыло три брата – Рюрик, Синеус, Трувор.
Первые князья Старший брат Рюрик – стал править в Новгороде; Средний брат Синеус – на Белоозере; Младший брат Трувор – в Изборске. Сначала Рюрик обосновался в Ладоге – торгово-ремесленном центре, возникшем не позднее 753 г. Позднее княжеская резиденция была перенесена в Новгород, имевший более выигрышное положение на реке Варяжский князь Рюрик (862 – 879 гг. ) Волхов.
Труворово городище • Одно из самых древних славянских городищ в нашей стране. • В XV веке на кладбище рядом с городищем установили большой каменный крест, который местные сказители вскоре приписали то ли могиле, то ли собственноручной установке Трувора.
К Н Я З Ь Я IX XI вв. Рюрик 862 -879 гг. Олег 882 -912 гг. Игорь 912 -945 гг. Ольга 945 -957 гг. Святослав 957 -972 гг. Владимир 980 -1015 гг. Ярослав Мудрый 1019 -1054 гг.
Князь Олег (882 -912 гг. ) Вещий Олег
Олег 882 – 912 гг. Внутренняя политика Внешняя политика ØЗахват князем Киева в 882 г. ØОбъединение Новгорода с Киевом, возникновение единого Древнерусского государства с центром в Киеве (Киевская Русь). ØОсуществление походов на древлян, северян, радимичей, которые платили дань хазарам. Теперь они подчинились Киеву ØСтремление укрепить внешнеполитические позиции государства. ØВоенные походы на Византию в 907, 911 гг. Заключение выгодных для Руси мирных договоров с Византией: 1. получение русскими купцами права на беспошлинную торговлю на византийских рынках, 2. Византия выплачивала дань Руси
Захват Киева. Убийство Олегом Аскольда и Дира
Центры формирования государственности у восточных славян Союз полян в среднем Поднепровье с центром в Киеве Союз славянских и финно-угорских племен с центром в Новгороде 882 год образование Древнерусского государства
Прощание Вещего Олега с конем. Олег у костей коня
Могила вещего Олега
Князь Игорь (912 – 945 гг. )
Игорь ( 912 – 945 гг. ) Внутренняя политика ØПродолжение объединения восточнославянских племен. Покорение уличей, тиверцев. ØОбложение древлян данью. Ø При попытке повторного сбора дани был убит древлянами(945 г. ) Внешняя политика ØПоходы на Царьград (941, 944 гг. ) ØЗаключение договора с Византией: 1. Отмена права беспошлинной торговли в Византии 2. Русские военные отряды должны были приходить на помощь Византии.
Полюдье киевских князей в первой половине X века
Полюдье – объезд в Киевской Руси князем и его дружиной подвластных областей и племен для сбора дани.
Обязанности данников ДАНЬ • • • Кожи Лошади Рыба Меха Ремесленные изделия Пиво, мед Зерно Мясо Рабы - челядь Воск Лен, ткани РАБОТЫ • Принимать князя на становищах и погостах • Наводить дороги и мосты • Строить и оснащать ладьи(ткать для них паруса и т. д. )
Княгиня Ольга ( 945 – 957 гг. ) Житие святой великой княгини Ольги уточняет, что родилась она в деревне Выбуты Псковской земли, в 12 км от Пскова выше по реке Великой. Имя ее было Прекраса. Когда Игорь был в северных краях, ему както потребовалось переправиться через реку. Кликнул перевозчика. В лодке выяснилось, что перевозчик - девушка. Девушка оказалась не только хороша собою, но и весьма рассудительна и сильна физически. Все это, если верить «Степенной книге» , произвело на Игоря такое сильное впечатление, что он вызвал Ольгу в Киев и женился на ней.
Ольга (945 – 957 гг. ) Внутренняя политика Внешняя политика ØЖестокая расправа с ØРусь не воевала ни с древлянами за убийство одним из соседних мужа. государств. ØСожжение столицы Ø 957 г. – посещение древлян – Искоростеня. Ольгой Византии. ØУстановление нормы ØКрещение княгини взимания дани (урок) и места ее сбора (погосты). Ольги в ØЗамена полюдья новой Константинополе ( в системой налогообложения православии имя -повозом. Елена). ØУстановление порядка внутри государства.
Княгиня Ольга сжигает город Искоростень – главный город древлян.
Система налогообложения(повоз) Урок размер дани Погост место сбора дани.
Крещение Ольги. При крещении имя – Елена.
Князь Святослав(957 – 972 гг. ) • Святослав не просто присоединял соседние племена, а стремился устранить соперников на главных торговых путях на Кавказ и Восток и утвердиться в Северном Причерноморье.
«Повесть временных лет» Когда Святослав вырос и возмужал, стал он собирать много воинов храбрых, и быстрым был, словно пардус, и много воевал. В походах же не возил за собою ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину, или зверину, или говядину и зажарив на углях, так ел; не имел он шатра, но спал, постилая потник с седлом в головах, такими же были и все остальные его воины. И посылал в иные земли со словами: «Хочу на вас идти» . . . И пошел Святослав на греков, и вышли те против русских. Когда же русские увидели их — сильно испугались такого великого множества воинов, но сказал Святослав: «Нам некуда уже деться, хотим мы или не хотим - должны сражаться. Так не посрамим земли Русской, но ляжем здесь костьми, ибо мертвым не ведом позор. »
Святослав 957 – 972 гг. Внутренняя политика ØЗавершение процесса присоединения восточнославянских племен после присоединения вятичей(964 г. ) Внешняя политика Ø 964 – 967 гг. – восточный поход, в результате которого были присоединены территории от р. Оки до Северного Кавказа: 1. Разгром союзников хазар – волжских булгар; 2. Разгром Хазарского каганата(Хазария прекратила свое существование как сильное государство); 3. Возложение дани на северокавказские племена ясов и касогов (нынешних осетин и черкесов).
Святослав 957 – 972 гг. Внутренняя политика ØЗавершение процесса присоединения восточнославянских племен после присоединения вятичей(964 г. ) Внешняя политика Ø 967 г. – война и разгром Болгарии. По договору нижнее течение Дуная с крепостью Переяславец отошло к Руси, куда Святослав переносит свою резиденцию. Ø 970 – 971 гг. – русско – византийская война. Поражение Руси. По договору: 1. Руссы должны были покинуть Дунай ; 2. Русь обязалась не нападать более на Болгарию и Византию; 3. За Русью сохранились завоевания в Причерноморье и Поволжье.
971 г. – Византийская армия блокировала русское войско в крепости Доростол.
Встреча князя Святослава с Иоанном Цимисхием – императором Византии
972 г. - смерть Святослава на Днепровских порогах в бою с печенегами. Из черепа Святослава печенежский хан Куря повелел сделать чашу и оковать ее золотом. Хан пил из этой чаши на пирах.
Новгород Искоростень Киев • После смерти Святослава между братьями началась междоусобная война (972 – 980 гг. )
Личность Владимира (980 – 1015) • Владимир Святославич – младший сын князя Святослава и ключницы Малуши. • С 969 года он правил в Новгороде. В 980 году Владимир, убив своего сводного брата Ярополка, стал Великим князем Киевским. • Обладал сильным характером, большим умом и неукротимой волей
Владимир (980 -1015 гг. ) Внутренняя политика Внешняя политика ØВосстановил единство русской ØВел активную земли, снова подчинив внешнюю политику. радимичей и вятичей Киеву. ØПредпринял поход ØУкрепил систему управления против Дунайской страной: сыновья – наместники Болгарии, но, встретив мощное в русских землях(прежних племенных княжениях). сопротивление, заключил с болгарами ØСтроил крепости на мир. левобережье Днепра, ограждая ØВоевал с печенегами южные границы от набегов (992 г. , 996 г. ). печенегов.
Владимир (980 -1015 гг. ) Внутренняя политика Внешняя политика ØВвел систему светового ØНовое направление во оповещения для внешней политике – предупреждения от опасности западное. нападения печенегов. ØПривлекал в южные города- ØБорьба с Польшей за крепости опытных воинов со пограничные земли в районе Закарпатья – всей Руси. ØВыступил как организатор Червенская Русь с русского войска, заботливый городами Червень и и щедрый князь-воин. Перемышль; подчинил ØКрестил Русь в 988 году. белых хорватов и волынян.
Посылал своих многочисленных сыновей (12 сыновей) от разных жен (Было пять законных жен. Первой его супругой была княжна полоцкая Рогнеда, которую взял в жены насильно) в качестве наместников в княжества. Владимир Борис Ярослав Мудрый Ростов Новгород Мстислав Всеволод Тмутараканское княжество Владимир Глеб Муром
Владимир и Рогнеда
РАСШИРЕНИЕ РУСИ ПРИ КНЯЗЕ ВЛАДИМИРЕ ) ЧЕРВЕНЬ КИЕВ ПЕРЕМЫШЛЬ Земли, вошедшие в состав Киевской Руси при князе Владимире
Создание оборонительной системы Цель: Стремление оградить южные границы Руси от постоянных набегов печенегов предпринял строительство крепостей с сигнальными башнями.
Оборонительное сооружение
Предпосылки крещения Руси 1. Стремление сплотить все восточнославянские племена и укрепить власть киевского князя. 2. Стремление укрепить международный авторитет Руси. Многие страны посматривали на Русь свысока, воспринимая русских как варваров. 3. Расслоение общества требовало новой идеологии (христианская идея смирения, воздаяния за земные страдания в загробном мире )
Предпосылки крещения Руси 4. Христианство требовало гуманного отношения к человеку, укрепляло семью как ячейку общества. 5. Приобщение к христианству могло помочь в развитии культуры, духовной жизни страны.
Захватив власть, Владимир воздал благодарность языческим богам : « …проставил кумиры на холме за теремным двором: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, затем Хорса, Даждьбога, Стрибога, Симаргла и Мокоши. И приносили им жертвы, называя их богами, и приводили к ним своих сыновей и дочерей…". ("Повесть временных лет")
Крещение Руси Разочаровавшись в язычестве, Владимир начал искать другую веру. «… Владимир направил десять "благоразумных мужей" в разные страны. … В константинопольском храме священная торжественность и таинство обрядов, красота икон, благоухание фимиама покорили княжеских посланников. Они так и сообщили своему Владимиру : "Когда бы закон греческий не был лучше других, то бабка твоя, Ольга, мудрейшая из всех людей, не вздумала принять его". Послушав советников, Владимир решил остановиться на православии. Совет Владимира в выборе веры
Крещение Руси Причины принятия христианства из Византии Причины войны с Византией • Давние торговые и культурные связи с Византией; • В Византии приняла крещение бабка Владимира – Ольга; • Византия – могущественное государство среди соседей Руси, принять от нее религию – престижно. • Князь Владимир решил добиться равенства с Византией, породнившись с императорской династией. Этого можно было добиться только силой. • Анна (византийская принцесса) вышла замуж за Владимира I после крещения.
Крещение князя Владимира в Корсуни По возвращении на родину Владимир крестил своих детей и весь народ
Принятие христианства на Руси 988 год На месте языческих капищ строили храмы. В Киеве была построена церковь Пресвятой Богородицы ("Десятинная").
Значение принятия христианства • Изменило быт и нравы • славян: запрещено жертвоприношение, многоженство, кровная вражда и другие языческие традиции. • Способствовало развитию • на Руси письменности, образования, церковного искусства( иконописи, фресковой живописи, каменного зодчества). Способствовало укреплению княжеской власти. Духовенство внушало населению и самим князьям, что на престол их сажает сам Бог. Укрепился международный авторитет Руси. Расширились международные связи государства. Русь встала в общий ряд христианских государств Европы.
Организация церкви на Руси Патриарх Митрополит Епископы Священники • Глава византийской церкви • Глава церкви на Руси, назначался константинопольским патриархом • Возглавляют отдельные области – епархии • Ведут богослужение в городских и сельских церквях