Русская живопись первой половины 19 века.pptx
- Количество слайдов: 53
первой половины 19 века
Для русского изобразительного искусства были характерны романтизм и реализм. Однако официально признанным методом был классицизм. Академия художеств стала консервативным и косным учреждением, препятствовавшим любым попыткам свободы творчества. Она требовала строго следовать канонам классицизма, поощряла написание картин на библейские и мифологические сюжеты. Молодых талантливых русских художников не удовлетворяли рамки академизма. Поэтому они чаще обращались к портретному жанру. В живописи воплотились романтические идеалы эпохи национального подъема. Отвергнув строгие, не допускающие отступлений принципы классицизма, художники открыли многообразие и неповторимость окружающего мира. Это не только отразилось в привычных уже жанрах – портрете и пейзаже, но и дало толчок к рождению бытовой картины, которая оказалась в центре внимания мастеров второй половины столетия. Пока же первенство оставалось за историческим жанром. Он был последним прибежищем классицизма, однако и здесь за формально классицистическим «фасадом» скрывались романтические идеи и темы.
Романтизм - (франц. romantisme), идейное и художественное направление в европейской и американской духовной культуре конца 18 - 1 -й пол. 19 вв. Отразив разочарование в итогах Французской революции конца 18 в. , в идеологии Просвещения и общественном прогрессе. Романтизм противопоставил утилитаризму и нивелированию личности устремленность к безграничной свободе и «бесконечному» , жажду совершенства и обновления, пафос личной и гражданской независимости. Мучительный разлад идеала и социальной действительности - основа романтического мировосприятия и искусства. Утверждение самоценности духовно-творческой жизни личности, изображение сильных страстей, одухотворенной и целительной природы, у многих романтиков герои протеста или борьбы соседствуют с мотивами «мировой скорби» , «мирового зла» , «ночной» стороны души, облекающимися в формы иронии, гротеска поэтику двоемирия. Интерес к национальному прошлому, традициям фольклора и культуры своего и других народов, стремление создать универсальную картину мира (прежде всего истории и литературы), идея синтеза искусств нашли выражение в идеологии и практике Романтизма. В изобразительном искусстве Романтизм наиболее ярко проявился в живописи и графике, менее отчетливо - в скульптуре и архитектуре. Большинство национальных школ Романтизма в изобразительном искусстве сложилось в борьбе с официальным академическим классицизмом. В недрах официально-государственной культуры заметна прослойка «элитарной» культуры, обслуживающей господствующий класс (аристократию и царский двор) и обладающей особой восприимчивостью к иноземным новшествам. Достаточно вспомнить романтическую живопись О. Кипренского, В. Тропинина, К. Брюллова, А. Иванова и других крупных художников XIX в.
Русские художники первой половины 19 века и их знаменитые работы
Орест Адамович Кипренский(1782 -1836) Портретист и исторический живописец, один из замечательнейших художников, когда-либо являвшихся в России. Он был сын крепостного человека бригадира А. Диаконова - А. Швальбе. Родился в Ораниенбаумском уезде Санкт -Петербургской губернии, 13 марта 1783 г. , и крещен в местечке Копорье, от которого получено им прозвище "Копорский", измененное потом в фамилию "Кипренский". Еще в детском возрасте выказал он большую охоту к рисованию, что побудило Диаконова отпустить его на волю и определить, в 1788 г. , в воспитанники Императорской Академии Художеств.
Дмитрий Донской на Куликовом поле. 1805
Портрет А. А. Швальбе 1807 -08
Портрет А. С. Пушкина
Конный портрет Александра I. 1820 -е
Калмычка Баяуста. 1812 -13.
Слепой музыкант. 1809
Бедная Лиза. На сюжет одноим. пов. Н. М. Карамзина. 1827.
Девочка в маковом венке с гвоздикой в руке. 1819
Карл Павлович Брюллов (1799 -1852) Выдающийся художник, родился в Петербурге 12 декабря 1799 г. Брюллов с малых лет выказывал особенные способности к рисованию и получил первые уроки от отца. Десяти лет Карл был отдан в Академию Художеств и скоро стал удивлять всех своими успехами в рисовании, но был слаб в науках. Что касается искусств, то в этом отношении Брюллов во все время пребывания в Академии считался первым между сверстниками. В 1821 г. Брюллов получил золотую медаль за картину "Явление Аврааму трех ангелов у дуба Мамврийского" (находится в Академии Художеств) и, вместе с тем, право на отправку за границу на казенный счет. Но в том же году состоялось постановление, чтобы молодые художники были отправляемы за границу лишь спустя три года по окончании ими курса в Академии. Общество поощрения художников пришло на помощь Брюллову, постановив, не ожидая истечения трехлетнего срока, послать его на свой счет за границу, что и было сделано в 1822 г. По Высочайшему повелению он должен был изменить свою фамилию Брюлло на Брюллова.
Последний день Помпеи. 1828, Последний день Помпеи. 1828
Всадница. 1832, Всадница. 1832
Вирсавия. 1832
Итальянское утро. 1823
Итальянский полдень. 1831
Осада Пскова польским королем Стефаном Баторием в 1581 году. 1836 -1837
Явление Аврааму трех ангелов у дуба Мамврийского 1821
Александр Андреевич Иванов (1806— 1858) Русский художник, создатель произведений на библейские и антично-мифологические сюжеты, представитель академизма. Александр Иванов родился 16 (28) июля 1806 года в семье художника. Одиннадцати лет от роду поступил «посторонним» учеником в Императорскую Академию Художеств. Воспитывался в академии при поддержке Общества поощрения художникам, учился под руководством своего отца, профессора живописи Андрея Ивановича Иванова. Получив за успехи в рисовании две серебряные медали, был награжден в 1824 году малой золотой медалью за написанную по программе картину «Приам испрашивает у Ахиллеса тело Гектора» . В 1827 году получил большую золотую медаль и звание художника XIV класса за картину «Иосиф, толкующий сны заключенным с ним в темнице виночерпию и хлебодару» .
Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора. 1824.
Иосиф, толкующий сны заключенным с ним в темнице виночерпию и хлебодару» 1827
Явление Христа народу 1837 -1857
Явление Христа Марии Магдалине после воскресения 1835 г
Ветка. Конец 1840 -х.
Оливковое дерево. Долина Ариччи. 1842
Алексей Гаврилович Венецианов (1780— 1847) Русский живописец, мастер жанровых сцен из крестьянской жизни, , портретист, пейзажист, педагог, член Петербургской академии художеств, основатель так называемой венециановской школы. Родился 7 февраля 1780 года в Москве в семье небогатого купца. Учился в частном московском пансионе. С детства обнаружил способности и любовь к рисованию, но сведений о его первоначальном художественном обучении не сохранилось. Особый интерес он проявлял к портрету. Самая ранняя из сохранившихся работ — "Портрет матери, А. Л. Венециановой" (1802, ГРМ). В 1807 году Венецианов переселился в Петербург, поступил на службу. Одновременно он серьезно занялся живописью
Портрет матери, 1802
Гумно. 1821
На жатве. Лето 1820
Крестьянка с васильками, 1820 -е
Захарка, 1825
Крестьянка с крынкой молока. 1820
Кормилица с ребенком. 1830 -е
На пашне. Весна. 1820 -х
Крестьянские дети в поле. 1820 -е
Петр Великий. Основание Санкт-Петербурга. 1838
Павла Андреевича Федотов (1815— 1852). Выдающийся русский живописец и рисовальщик. Родился Павел Федотов в Москве 22 июня 1815 года, в приходе Харитония, что в Огородниках. У отца его был маленький деревянный домик; человек он был бедный, семья была большая, и дети, в том числе и Павлуша, росли без особенного надзора. Нравы улицы, где жили Федотовы, были самые патриархальные, какие еще долго существовали на окраинах Замоскворечья: все соседи по улице жили одной семьей, и подрастающее поколение проводило целые дни летом на сеновалах, а зимой на дворе в салазках.
Свежий кавалер1848
Сватовство майора, 1848
Завтрак аристократа, 1851
Вдовушка 1851
Василий Андреевич Тропинин (1776 -1857) Выдающийся русский художник золотого века, мастер портретной живописи. Академик живописи. Василий Андреевич родился 19 марта в селе Карповка Новгородской губернии. Его отец крепостной крестьянин графа А. С. Миниха за честную службу получил личную вольную. Благодаря хлопотам родителя мальчик четыре года учился в начальных классах Новгородской народной школы, где и увлекся рисованием.
Семейный портрет графов Морковых. 1813
Кружевница 1823 г
Золотошвейка. 1826
Портрет Арсения Васильевича Тропинина 1818 года
Итог по русской живописи первой половины 19 века Наступает "золотой век" русской культуры, период романтизма. В первой половине 19 -го века происходит открытие мира детской души. Детство начинает восприниматься прекрасной порой. Другой становится семья: воспитание осознается как важнейшая задача, ребенок уже не смешивается со взрослыми. Живописцы пишут идеалные образы: возвышенные, безмятежные, благовоспитанные. Мир предстает нарядным, жизнерадостным. Это мир счастья, красоты и гармонии.
Конец