Пещерная живопись.ppt
- Количество слайдов: 58
Первобытное искусство План: 1. Функции первобытного искусства. 2. Особенности пещерной живописи. 3. Памятники и объекты пещерной живописи. 4. Наскальные изображения и их эволюция. 5. Первобытная скульптура. 6. Первобытное декоративно-прикладное искусство.
Первобытное искусство Литература: § Дмитриева Н. А. Краткая история искусств. - М. , 1986. § Дэвлет Е. Г. Альтамира: у истоков искусства. - М. , 2004. § Елинек Я. Большой иллюстрированный атлас первобытного человека. - Прага, 1982. § Еремеев А. Ф. Происхождение искусства. - М. , 1970. § Любимов Л. Д. Искусство древнего мира. - М. , 1971. § Мириманов В. Б. Первобытное и традиционное искусство. - М. , 1973. § Окладников А. П. Утро искусства. - Л. , 1967. § Савватеев Ю. А. Рисунки на скалах. - Петрозаводск, 1967. § Столяр А. Д. Происхождение изобразительного искусства. - М. , 1985. § Формозов А. А. Памятники первобытного искусства на территории СССР. - М. , 1980. § Фролов Б. А. Первобытная графика Европы. - М. , 1992. § Шерстобитов В. Ф. У истоков искусства. - М. , 1971.
Первобытное искусство 1. Функции первобытного искусства Первобытное и так называемое традиционное искусство, бытующее у некоторых народностей до настоящего времени, территориально охватывает все континенты, а хронологически – всю эпоху существования Homo sapiens. В отличие от искусства эпохи цивилизации первобытное искусство не является автономной областью в сфере культуры, а тесно переплетается с мифологией и религией, образуя первобытный синкретический культурный комплекс.
Первобытное искусство 1. Функции первобытного искусства Одной из отличительных особенностей первобытного искусства является его полифункциональность. По мнению В. Б. Мириманова можно выделить семь основных функций первобытного искусства: 1. Идеологическая функция – первобытное искусство является выражением коллективного взгляда людей на окружающий мир, что проявляется в сюжетной и стилистической однородности культурных творений, отсутствии авторского лица.
Первобытное искусство 1. Функции первобытного искусства 2. Общеобразовательная функция – эта всеобщая функция искусства в первобытную эпоху имела особое значение, т. к. способствовала закреплению и передаче полезной обучающей информации (например, использование австралийских чуринг). 3. Коммуникативно-мемориальная функция – обеспечивала связь между поколениями для сохранения родовой преемственности, передачу информации через обряды посвящения.
Первобытное искусство 1. Функции первобытного искусства 4. Социальная функция – отражала реально существовавшую социальную структуру общества. 5. Магико-религиозная функция – объекты первобытного искусства являлись атрибутами магических церемоний, начиная с отпечатков рук на стенах пещер как знака обладания пространством и заканчивая скульптурными или живописными изображениями промысловых животных.
Первобытное искусство 1. Функции первобытного искусства 6. Познавательная функция – через творческий процесс создания произведений первобытного искусства человек познавал объекты и явления окружающего мира, переходя со временем к самопознанию и определению своего места в концепции мироздания. 7. Эстетическая функция – проявилась прежде всего в декоративном начале первобытного искусства, в осознании чувства симметрии, соотношения объемов, определенной композиции.
Первобытное искусство 2. Особенности пещерной живописи В классификации изображений на скалах и отдельных камнях ученые не приходят к единому мнению. А. А. Формозов считает невозможным называть красочные наскальные рисунки живописью, так как эти рисунки отличаются плоскостностью, отсутствием трехмерности, непроработанностью фона и не создают иллюзию пространства, что свойственно живописи. Тем самым все изображения на скалах (петроглифы и красочные рисунки) он относит к первобытной графике.
Первобытное искусство 2. Особенности пещерной живописи В то же время, между пещерной живописью и петроглифами (рисунками на камнях - от греч. petros — камень и glyphe — резьба) существуют отличия: è датировка рисунков (пещерная живопись – верхний палеолит; петроглифы – неолит – ранний железный век); è место расположения рисунков (в закрытых помещениях пещер; на пологих или отвесных скалах вблизи водоемов); è техника нанесения рисунков (использование красок; применение техники пикетажа); è сюжетно-стилистические особенности изображений.
Первобытное искусство 2. Особенности пещерной живописи Реконструкция процесса нанесения рисунков на стену пещеры Ляско. Реконструкция магического обряда, совершаемого в пещере Ляско.
Первобытное искусство 3. Памятники и объекты пещерной живописи К концу XX века в Европе было известно более 300 пещер, гротов или навесов с изображениями эпохи верхнего палеолита. Из них: § во Франции - 150 § в Испании - 125 § в Португалии - 3 § в Италии - 21 § в Югославии - 1 § в Румынии - 1 § в Германии - 2 § в России - 2
Первобытное искусство 3. Памятники и объекты пещерной живописи Первым открытым в 1879 г. памятником пещерной живописи стала пещера Альтамира на севере Пиренейского полуострова в Испании, в провинции Сантандер. Открытие рисунков Альтамиры принадлежит испанскому сеньору Марселино де Саутуола и его девятилетней дочери Марии. Но уникальное открытие Саутуолы более двадцати лет считалось подделкой, и лишь в начале XX в. получило заслуженное признание. (Эмиль Картальяк – «Не он, а я был безумцем» )
Первобытное искусство 3. Памятники и объекты пещерной живописи
Первобытное искусство 3. Памятники и объекты пещерной живописи Пещера Альтамира длиной около 300 м и высотой от 2 до 6 м была обитаема около 15 тысяч лет назад в мадленский период верхнего палеолита. Рисунки на её сводах наносились в течение 500 лет. Обнаружено около 150 изображений в разных частях пещеры. Живопись Альтамиры многоцветна: для приготовления красок на жировой основе древние художники пользовались охрой, оксидом марганца, древесным углем, мергелем, карбонатом железа.
Первобытное искусство 3. Памятники и объекты пещерной живописи Из живописи Альтамиры наибольшую известность получили изображения животных на плафоне - низком потолке в одном из залов пещеры. Общая площадь плафона - около 100 кв. м. Первобытный художник умело сочетал красочную роспись фигур более чем 20 нарисованных здесь животных (в основном - бизоны, лошадь, кабан, олень) с рельефом потолка, что придавало этим изображениям объемный вид.
Первобытное искусство 3. Памятники и объекты пещерной живописи
Первобытное искусство 3. Памятники и объекты пещерной живописи
Первобытное искусство 3. Памятники и объекты пещерной живописи
Первобытное искусство 3. Памятники и объекты пещерной живописи Большинство пещер, содержащих верхнепалеолитические рисунки, расположено на территории: Франции Испании: - Ляско - Альтамира - Нио - Кастильо - Фон де Гом - Пасьега - Комбарель - Коваланас - Портель - Хорнос де ла Пенья - грот Лортэ - Ля-Мадлен - пещера Трех братьев - Пеш-Мерль
Первобытное искусство 3. Памятники и объекты пещерной живописи «Сикстинской капеллой» первобытной живописи называют пещеру Ляско, открытую в долине Везера во Франции (провинция Дордонь) в 1940 г. Пещера датируется солютрейско-мадленским временем (XVIII-XV тысяч лет до н. э. ) В Ляско обнаружено около 2000 изображений. Самое большое их скопление находится в центральной полости, которая за свои округлые очертания называется «Ротонда» или «Зал быков» .
Первобытное искусство 3. Памятники и объекты пещерной живописи
Первобытное искусство 3. Памятники и объекты пещерной живописи Если Альтамира — столица пещерной живописи, то Ляско ее Версаль. Анри Брейль Изображаемые в Ляско сцены представляют композиции, состоящие из фигур быков, лошадей, оленей или козлов. Иногда изображения животных сопровождаются различными знаками и фигурами: четырехугольными, разветвленными, линиями из точек, двойными линиями и крестами.
Первобытное искусство 3. Памятники и объекты пещерной живописи
Первобытное искусство 3. Памятники и объекты пещерной живописи
Первобытное искусство 3. Памятники и объекты пещерной живописи
Первобытное искусство 3. Памятники и объекты пещерной живописи Археологические находки, обнаруженные при раскопках культурного слоя в пещере, свидетельствуют о ее культовом назначении (по мнению А. Леруа-Гурана пещера Ляско была святилищем). Подтверждением тому служит одна из самых загадочных сцен пещеры Ляско: падающий человек между бизоном и носорогом. У человека птичья голова, бизон поражен дротиком, а носорог будто удаляется от этой сцены. Рядом с человеком изображен жезл, увенчанный фигурой птицы (тотемный знак? ).
Первобытное искусство 3. Памятники и объекты пещерной живописи
Первобытное искусство 3. Памятники и объекты пещерной живописи
Первобытное искусство 3. Памятники и объекты пещерной живописи Пещера Нио находится в Южной Франции в 70 км южнее Тулузы, около одноименной деревни. Пещера известна с XVII в. , но только с 1906 г. стали исследоваться рисунки на ее стенах. Выделяется два скопления рисунков: в Черном Салоне и в галерее Картальяка. Изображения датируются XII-XI тыс. до н. э. (мадленский период). Черный Салон представляет собой круглый зал, на стенах которого расположены шесть панно с рисунками бизонов, лошадей, коз и различных знаков. Многие животные поражены дротиками или стрелами.
Первобытное искусство 3. Памятники и объекты пещерной живописи
Первобытное искусство 3. Памятники и объекты пещерной живописи
Первобытное искусство 3. Памятники и объекты пещерной живописи
Первобытное искусство 3. Памятники и объекты пещерной живописи
Первобытное искусство 3. Памятники и объекты пещерной живописи
Первобытное искусство 3. Памятники и объекты пещерной живописи
Первобытное искусство 3. Памятники и объекты пещерной живописи
Первобытное искусство 3. Памятники и объекты пещерной живописи
Первобытное искусство 3. Памятники и объекты пещерной живописи Пещера Фон-де-Гом, которая находится на юге Франции (департамент Дордонь) в одноименной долине, была открыта в 1901 году. Залы пещеры отличаются небольшими размерами. На их стенах и сводах нанесено около 80 изображений бизонов, лошадей, мамонтов, оленей, часто в натуральную величину. Рисунки выполнены гравировкой и полихромной живописью с использованием рельефа стен пещеры для достижения эффекта объёмности. Живопись пещеры Фон-де-Гом датируется временем мадленской культуры (XV-XI тыс. до н. э. ).
Первобытное искусство 3. Памятники и объекты пещерной живописи
Первобытное искусство 3. Памятники и объекты пещерной живописи
Первобытное искусство 3. Памятники и объекты пещерной живописи
Первобытное искусство 3. Памятники и объекты пещерной живописи
Первобытное искусство 3. Памятники и объекты пещерной живописи
Первобытное искусство 3. Памятники и объекты пещерной живописи
Первобытное искусство 3. Памятники и объекты пещерной живописи Капова пещера (Шульган-Таш – «Пропадающая у камня» ) расположена на Южном Урале в долине реки Белая (Башкирия). В 1959 году зоологом Александром Владимировичем Рюминым в ней были открыты настенные палеолитические изображения животных. В 60 -е годы XX века рисунки в Каповой пещере исследовал Отто Николаевич Бадер, а в 80 -е годы – Вячеслав Евгеньевич Щелинский.
Первобытное искусство 3. Памятники и объекты пещерной живописи На стенах Каповой пещеры обнаружено 14 рисунков животных (мамонты, лошади, носороги и бизоны) и большое количество геометрических знаков и нечетких контуров. Большинство изображений сосредоточено в Зале Рисунков и Зале Хаоса от 170 до 300 м от входа в пещеру. Изображения животных пещеры Шульган-Таш отличаются реалистическим характером. Для основной массы рисунков использована красная охра. Рисунки в Каповой пещере датируются солютрейско-мадленским периодом верхнего палеолита (XVI-XV тыс. до н. э. ).
Первобытное искусство 3. Памятники и объекты пещерной живописи
Первобытное искусство 3. Памятники и объекты пещерной живописи
Первобытное искусство 3. Памятники и объекты пещерной живописи
Первобытное искусство 3. Памятники и объекты пещерной живописи
Первобытное искусство 3. Памятники и объекты пещерной живописи
Первобытное искусство 3. Памятники и объекты пещерной живописи
Первобытное искусство 3. Памятники и объекты пещерной живописи
Первобытное искусство 3. Памятники и объекты пещерной живописи
Первобытное искусство 3. Памятники и объекты пещерной живописи
Первобытное искусство 3. Памятники и объекты пещерной живописи
Первобытное искусство 3. Памятники и объекты пещерной живописи
Первобытное искусство 3. Памятники и объекты пещерной живописи
Пещерная живопись.ppt