Певобытное искусство.pptx
- Количество слайдов: 66
Первобытное искусство
Периодизация первобытного исскусства Палеолит -40 -12 тыс. д. н. эры (от Палео. . . и греч. líthos — камень) Древнекаменный век. Нижний палеолит. Средний палеолит. Верхний палеолит. Мадленская культура 18 -10 тыс. д. н. э. Мезолит -12 -8 тыс. д. н. эры (от Мезо. . . и греч. lithos — камень) Среднекаменный век Неолит 8 -4 тыс. д. н. эры (греч. νέος — новый, λίθος — камень) Новокаменный века Эпоха меди 4 -3 тыс. д. н. э(греч. χαλκός «медь» + греч. λίθος «камень» ). Эпоха бронзы 3 -2 тыс д. н. э. Эпоха железа 2 -1 тыс. д. н. э.
Палеолит -40 -12 тыс. д. н. эры Нижний палеолит — период появления древнейших видов людей и широкого распространения Homo erectus. Эректус (— человек прямоходящий) — ископаемый вид людей, который рассматривают как непосредственного предшественника современных людей. Средний палеолит — В Европе в течение всего среднего палеолита господствуют неандертальцы. Название происходит от находки черепа, выявленной в 1856 году в ущелье Неандерталь возле Дюссельдорфа. Верхний палеолит — период господства современного вида людей на всей территории земного шара в эпоху последнего оледенения. Кроманьонцы (фр. Homme de Cro-Magnon — кроманьонский человек) — ранние представители современного человека в Европе. Был найден во Франции в пещере местечка Кро-Маньон.
Первыми орудиями труда человека были оббитый камень и палка. Люди добывали себе средства существования охотой, которую вели совместно, и собирательством. Сообщества людей были небольшими, они вели кочевой образ жизни, передвигаясь в поисках пищи. Но некоторые сообщества людей, жившие в наиболее благоприятных условиях, начали переходить к частичной оседлости. Креме нь
Время охотников и собирателей. Начало кремневых орудий, которые постепенно усложняются и специализируются. В древности осколки кремня использовались для высекания огня. Древним человеком кремень использовался для изготовления оружия и бытовых предметов (наконечники стрел, кремнёвые ножи и т. д. )
Первобытная скульптура «Палеолитическая Венера» — обобщающее понятие для множества доисторических статуэток женщин, обладающих общими признаками (многие изображены тучными или беременными), датирующихся верхним палеолитом. Статуэтки встречаются главным образом в Европе, но ареал находок простирается далеко на восток.
Швабская Венера признана древнейшей статуэткой Помимо своих пышных форм «Швабская Венера» интересна еще и тем, что является древнейшей сохранившейся человеческой статуэткой. Резчик был носителем так называемой ориньякской культуры, которая 32 -26 тыс. лет назад на раннем этапе позднего палеолита процветала в Западной и Центральной Европе.
Венера Виллендорфская Известняк. Высота: 11 см Вестоницкая Венера, Керамика. Высота: 11, 1 см Обнаруженная в одном из древних захоронений близ местечка Виллендорф. В настоящее время хранится в венском Музее Естествознания. Специалисты отождествляют её с Матерью. Землёй — хтонической богиней плодородия, почитавшейся в доиндоевропейской Европе.
Наскальная живопись Большинство подобных объектов найдено в Европе, т. к. именно там древние люди были вынуждены жить в пещерах и гротах, спасаясь от холодов. Первые, из обнаруженных при раскопках произведений первобытного творчества, были великолепными, реалистичными, гравированными изображениями животных на поверхностях костей, давно вымерших животных. Ранние рисунки примитивны- это контурные изображения звериных голов на известковых плитах (пещера Ла Ферраси во Франции) В позднепалеолитических слоях найдены куски известняка с выгравированными изображениями козерога, дикой лошади, хищника. На некоторых камнях чёрной краской нанесены контуры животных (козерог, олень, бизон). Это один из наиболее древних памятников палеолитического искусства.
Мадленская культура 18 -10 тыс. д. н. э. Фон-де-Гом (фр. Font-de-Gaume) — пещера во Франции (деп. Дордонь) с настенными изображениями животных эпохи позднего палеолита. Живопись грота Фон-де-Гом принадлежит к лучшим образцам пещерного искусства. Многочисленные изображения бизонов, диких лошадей, мамонтов, северных оленей и других животных выполнены в различной манере от древнейших линейных рисунков чёрной и красной краской до великолепнейших полихромных композиций, относящихся к мадленской эпохе (15 000 — 11 000 лет до н. э. ). Вход в пещеру Фон-де-Гом
Альтамира пещера в Испании с полихромной каменной живописью эпохи верхнего палеолита (Солютрейская культура). Находится около Сантильяна-дель-Мар в Кантабрии, Испания, в 30 км западнее Сантандера. В 1879 г. археолог-любитель Марселино Санс де Саутуола вместе с 9 -летней дочерью случайно открыли пещеру с рисунками. Они обнаружили на сводах пещеры Альтамира скопление крупных, от одного до двух метров, изображений бизонов, нарисованных красной охрой в разнообразных, сложных позах. Это были первые, официально опубликованные в 1880 году, росписи палеолитической живописи, обнаруженные в пещере. В настоящее время известно около сорока пещер с палеолитической живописью на территории Австралии, Южной Африки, России, Испании и Франции.
Пещера длиной 270 м состоит из серии двойных коридоров и зал. Главный зал составляет в длиной 18 м и от 2 до 6 м в высоту. Некоторое время в пещере никто не жил кроме животных. Рисунки представляют изображения бизонов, лошадей, кабанов, отпечатки ладоней и др. Они выполнены углем, охрой, гематитом и другими естественными красками. Рисунки расположены на потолке и стенах не только главного зала, но и в главном коридоре и других залах. Древние художники использовали естественные контуры стены для создания трёхмерного эффекта, возможно это было связано с их религиозным взглядом на мир. Похожие изображения имеются в пещерах Скандинавии и Северной Италии.
Раскопки в пещере проводились в 1902 -04, 1924 -25 и 1981 гг. В 1960 -70 -х гг. пещеру посещало огромное количество туристов, до 1500 человек в день. Это привело к тому, что на рисунках была обнаружена плесень от сырости.
Власти закрыли пещеру на реставрацию в 1977 г. и вновь открыли в 1982, однако резко ограничив туда доступ до ~20 чел. в день. Очередь на посещение приходилось ждать до трех лет. В 2002 году, после обнаружения плесени на рисунках в главном зале, пещера была закрыта для посещений.
Пещера Ласко или Ляско (Пещера Ласко или Ляско (фр. Grotte de Lascaux) во Франции — один из важнейших палеолитических памятников по количеству, качеству и сохранности наскальных изображений. Иногда Ласко называют «Сикстинской капеллой первобытной живописи» . Пещера Ласко относительно небольшого размера: совокупность галерей имеет длину примерно в 250 м при средней высоте в 30 м. Расписанная часть пещеры находится в основном в верхней части системы. Современный вход соответствует доисторическому, несмотря на то, что сейчас он снабжён системой тамбуров. • Первый зал — это «зал быков» или «ротонда» : длина — 17 м, ширина — 6 м и высота — 7 м. • «Зал быков» переходит в так называемый «осевой проход» , более узкую галерею, идущую в ту же сторону и примерно той же длины. http: //www. lascaux. culture. fr/#/fr/00. xml
Пещера была случайно открыта 12 сентября 1940 года четырьмя подростками. Они наткнулись на узкое отверстие, образовавшееся после падения сосны, в которую попала молния. Они сообщили об этом открытии своему учителю Леону Лавалю. Специалист по истории первобытного общества Анри Брейль, скрывавшийся в регионе во время немецкой оккупации, стал первым исследователем, посетившим пещеру Ласко 21 сентября 1940 года С 1952 по 1963 годы по просьбе Брейля Андре Глори произвел новые раскопки на поверхности площадью 120 м² и обнаружил 1433 изображения (сегодня в описи числится 1900 наименований). http: //www. lascaux. culture. fr/#/fr/00. xml
В 1948 году вход в пещеру был оборудован для туристических посещений, которых становилось с каждым днём всё больше и больше, и со временем они стали угрожать сохранности наскальных изображений. Было установлено электрическое освещение и построена специальная лестница, чтобы упростить доступ в «зал быков» . Вход в пещеру был закрыт тяжёлой бронзовой дверью.
В 1955 году были замечены первые признаки повреждения изображений. Они возникли из-за избытка углекислого газа, появившегося от дыхания посетителей. Углекислый газ и водяные испарения вступили в реакцию со стеклянистой корочкой кальцитных солей. В 1957 году в Ласко установили первую систему, которая должна была восстанавливать атмосферу и стабилизировать температуру и влажность. Однако посещения продолжались, и количество туристов увеличилось до 1000 человек в день. В результате в день вырабатывалось около 2500 литров углекислого газа и около 50 кг водяных испарений.
В 1960 году в Ласко проявилась так называемая «зелёная болезнь» : избыток углекислого газа, слишком высокая температура и искусственное освещение стали причиной распространения колоний водорослей по стенам пещеры. Затем обогащение среды диоксидом углерода стало причиной «белой болезни» , кальцитного покрова, который осел на стенах и на некоторых художественных произведениях. В 1963 году микроорганизмы продолжали быстро распространяться, несмотря на то, что была установлена система озоновой фильтрации. В апреле 1963 -го Андре Мальро, министр по делам культуры, принял решение запретить доступ в Ласко для широкой публики. В начале 1970 -х годов началось создание репродукции части пещеры. Она была открыта для широкой публики в 1983 и получила название Ласко II.
Пещера Коске - пещера, известная свой наскальной живописью, находящаяся на побережье Средиземного моря, в каланке Моржю, вблизи Марселя, Франция, недалеко от мыса Моржю. Вход в пещеру расположен под водой на 37 -метровой глубине, что объясняется значительным повышением уровня Средиземного моря в эпоху палеолита. Она была обнаружена в 1985 году дайвером Анри Коске. Он преодолел подводный туннель лишь 6 лет спустя, в 1991 году.
Летом 1992 года доступ в пещеру был ограничен, после гибели в подводном туннеле трех дайверов-любителей.
Четыре пятых от общего количества наскальных рисунков было уничтожено поднявшейся водой. Оставшиеся можно разделить на две группы, соответствующие разным периодам использования пещеры: Старейшие рисунки представлены 65 отпечатками ладоней и другими очертаниями, датированными около 27 000 гг. до н. э. (Граветтская культура)
Более поздние знаковые рисунки и 177 изображений животных датируются 19 000 гг. до н. э. (Солютрейская культура). Рисунки изображают как животных, часто встречающихся в первобытном искусстве - бизонов, горных козлов и лошадей, так и морских животных - тюленей, пингвинов, а также, по всей видимости, птиц и медуз.
Мезолит -12 -8 тыс. д. н. эры Homo sapiens Охотники и собиратели освоили высокоразвитую культуру изготовления орудий из камня и кости, также как и дальнобойное оружие — стрелу и лук. Развивается искусство. Найдены многочисленные рисунки людей, животных, растений; скульптура, в отличие от прежних так называемых палеолитических Венер с гипертрофированными вторичными половыми признаками, становятся более сложными, имеются даже изображения фантастических существ (например, «человек-рыба» из Лепенского Вира). Появляются зачатки пиктографии — прототипа рисуночного письма. в мезолите внимание художника перенеслось на соплеменников. Именно на соплеменников — не на изображение одного человека, а на групповые сцены охоты, преследования, войны. Каждая человеческая фигурка изображена весьма условно, акцент делается на действии, которое она совершает: стреляет из лука, наносит удар копьём, мчится вслед за убегающей добычей. Скульптура из Лепенского Вира
Наскальные изображения мезолита многофигурные. Художник осознаёт себя частью общества, находящегося в постоянном движении, в центре бурлящей жизни. Детали не важны. Важны именно общность, движение — и свидетельство тому наскальные изображения мезолита.
Неолит 8 -4 тыс. д. н. эры Появляются новые способы ведения хозяйства, вместо собирательного и охотничьего хозяйства ( «присваивающего» ) — «производящие» (земледелие, скотоводство), которые позднее распространяются и в Европу. В честь деревушки Отцталь, в окрестностях которой альпинисты нашли мумию, погибшего странника с любовью окрестили Отци. 19 сентября 1991 года на границе Италии и Австрии, в Тирольских Альпах, после чрезвычайного таяния льда на леднике Симилаун на высоте 10 500 футов группа альпинистов нашла тело древнего человека, который жил около 5300 лет назад. Мужчина средних лет (46), с длинными волосами, с бородой, с грубой морщинистой кожей, с глубоко посаженными карими глазами и ростом 159 сантиметров: так на само деле выглядел знаменитый Отци - "Ледяной человек", мумия которого сейчас находится в Археологическом музее Южного Тироля (город Больцано, Италия) в специальной холодильной камере. Недавно его облик восстановили специалисты, приглашенные из Голландии - братья Альфонс и Адри Кеннисы (Alfons and Adrie Kennis). Пользовались данными компьютерной томографии. Отци.
Мегалитическая архитектура Мегалиты (греч. μέγας — большой, λίθος — камень) — доисторические сооружения из больших блоков. В предельном случае это один модуль (менгир). Термин не является строго научным, поэтому под определение мегалитов и мегалитических сооружений попадает достаточно расплывчатая группа строений. Как правило, они относятся к дописьменной эпохе данной местности.
Менгир простейший мегалит в виде установленного человеком грубо обработанного дикого камня, у которого вертикальные размеры заметно превышают горизонтальные.
Менгиры широко распространены в различных частях Европы, Африки и Азии, однако чаще всего встречаются в Западной Европе, особенно в Великобритании, Ирландии и французской провинции Бретань. Менгиры — фактически первые достоверно рукотворные сооружения, дошедшие до наших дней. До XIX века археологи не имели достаточных данных об их происхождении. Развитие методов радиоуглеродного анализа и дендрохронологии позволило точнее установить их возраст: в основном менгиры относятся к культурам неолита, медного и бронзового веков. Назначение менгиров в течение многих веков оставалось загадкой, поскольку практически ничего неизвестно ни об общественной организации, ни о религиозных верованиях, ни о языке их строителей, хотя известно, что они погребали своих мёртвых, занимались сельским хозяйством, изготавливали глиняную утварь, каменные орудия и ювелирные украшения. Существовали мнения о том, что друиды использовали менгиры в человеческих жертвоприношениях либо в качестве межевых столбов или элементов сложной идеологической системы
Таула, каталан. taula, букв. «стол» — тип Tобразного мегалита, характерного для о. Менорка в составе Балеарских островов. Таулы могут достигать по высоте 3, 7 метров и состоять из вертикального столба (монолита или нескольких небольших камней, расположенных друг на друге) с горизонтальным камнем, расположенным сверху. U-образная стена обычно примыкает к сооружению. Трилит Каирн, Тур (куча камней) искусственное сооружение в виде груды камней, часто конической формы.
Дольмен Дольме ны (от брет. taol maen — каменный стол) — древние мегалитические (то есть сложенные из больших камней или каменных плит) сооружения определённой формы Дольмен в Ирландии
Только в 1912 году несколько дольменов были тщательно изучены специалистами. В дольменах были найдены фрагменты керамики, кремневые топоры, наконечники стрел, янтарные бусы, но лишь немного человеческих останков — в песчаной почве они плохо сохранились. Иногда, судя по найденным черепкам, число керамических сосудов доходило до 600. Если предположить, что на каждого умершего приходилось по два-три сосуда с едой, то в некоторых могилах, вероятно, было похоронено довольно много людей.
Дольмены Западного Кавказа — мегалитические гробницы, оставленные представителями дольменной культуры среднего бронзового века. Распространены от Таманского полуострова (мыс Тузла) и далее в горных районах Краснодарского края и Адыгеи. В расположении дольменов имеются некоторые закономерности: они обычно находятся на ровных площадках на вершинах или на солнечных склонах хребтов (в основном — на высотах в 250— 400 м над уровнем моря, максимальная высота — более 1000 м) или на речных террасах. Подавляющее большинство дольменов ориентировано вниз по солнечному склону, что подразумевает довольно большой разброс направлений. Отмечена ориентация на конкретные астрономически значимые точки на горизонте.
Археолог и этнограф Л. И. Лавров составил классификацию типов дольменов. Обычные или (по В. И. Марковину) плиточные дольмены. Это самый распространённый вид, сооружённый из цельных плит. Составные — с одной или несколькими стенами, сложенными из более мелких плит или камней. Корытообразные — вырублены в массиве скалы или в большом камне. Могут иметь обычную плиту-крышу или переворачивались дном вверх. Сейчас их иногда называют полумонолитами или даже объединяют с монолитами. Дольмены-монолиты — полностью вырублены в скале через входное отверстие.
Большинство дольменов представляют собой некие домики, сложенные из больших каменных плит с отверстиями (лазами) на фасаде, которые закрываются каменной пробкой. Корытообразный дольмен-пирамида в каньоне Мамед
Кромлех Кро млех — древнее (времён неолита, бронзового века и позднее, вплоть до раннего Средневековья) сооружение, представляющее собой несколько поставленных вертикально в землю обработанных или необработанных продолговатых камней (менгиров), образующих одну или несколько концентрических окружностей. Часто конструкции такого типа относят к мегалитам. Иногда в центре таких сооружений находится другой объект: скала, менгир, каирн, дольмен, галерея или даже целый мегалитический комплекс.
Кромлехи встречаются практически везде. Их назначение не всегда до конца ясно. Среди известных применений — ритуальное ограждение священного пространства с образованием «храма под открытым небом» , календарная система визиров с отслеживанием положений Солнца и, возможно, Луны. Существуют теории, связывающие некоторые кромлехи с астрономическими наблюдениями. Есть кромлехи, выполняющие чисто технологические функции. Так, многие курганы обкладывались камнями и скалами для предотвращения расползания искусственного холма. И, конечно, существуют системы, в которых каждая из этих функций присутствует в той или иной степени. Камни, составляющие кромлех, могут быть как продолговатыми в стиле менгира или дольмена
Стоунхендж (англ. Stonehenge, букв. «каменный хендж» ) — внесённое в список Всемирного наследия каменное мегалитическое сооружение (кромлех) на Солсберийской равнине в графстве Уилтшир (Англия). Находится примерно в 130 км к юго-западу от Лондона, примерно в 3, 2 км к западу от Эймсбери и в 13 км к северу от Солсбери.
Большинство исследователей считают их культовыми постройками, так как лишь вера может заставить людей выполнять такой объем работ, но есть и другие версии. В Северной Франции и на Британских островах каменные глыбы, вкопанные в землю, образуют круги. Такой тип сооружений получил название кромлех (от бретонского crom — круг и lech — камень).
Древнее каменное (мегалитичное, от греческих слов - “megas” - “огромный”, “litos” - “камень”) сооружение, найденное в Англии. Его возраст оценивают в 4 тыс. лет. Расположение отдельных камней указывает на то, что с их помощью проводили астрономические наблюдения, - определяли в частности моменты восхода и заката Солнца в дни равноденствий и сонцестояний.
Петрогли фы (пи саницы или наска льные изображе ния) — высеченные изображения на каменной основе (от др. -греч. πέτρος — камень и γλυφή — резьба). Могут иметь самую разную тематику — ритуальную, мемориальную, знаковую со всеми возможными взаимопересечениями. Традиционно петроглифами называют все изображения на камне с древнейших времён (палеолита) вплоть до средневековья.
Петроглифы
В основном, это изображения животных — олени, бизоны, кабаны, дикие кони; среди них и такие, которые ныне на земле уже не водятся — длинношерстые мамонты, саблезубые тигры. Лишь изредка попадаются абрисы человеческих фигур и голов, вернее, ритуальных масок. Только позднее, в эпоху неолита, стали изображать сцены из жизни первобытного племени — охоты, сражения, пляски и какие-то малопонятные обряды. Такие композиции приблизительно датируются VI —IV тысячелетиями до н. э. Подобные памятники не сконцентрированы где-нибудь в одном месте, а широко разбросаны по лицу нашей планеты. Их находили в Казахстане (Тамгалы), в Карелии, в Испании (пещера Альтамира), во Франции (пещеры Фон-де-Гом, Монтеспан и др. ), в Сибири, на Дону (Костёнки), в Италии, Англии, Германии, в Алжире, где недавно были открыты и произвели сенсацию во всём мире гигантские многоцветные росписи горного плато Тассилин-Аджер в Сахаре, среди песков пустыни.
Керамика Самая ранняя керамика использовалась как посуда из глины или из смесей её с другими материалами. Трипольская керамика Керамика известна с глубокой древности и является, возможно, первым созданным человеком материалом. Возникновение керамики напрямую связано с переходом человека к оседлому образу жизни, поэтому оно произошло намного позднее, чем корзины. Первые образцы керамики относятся к эпохе верхнего палеолита (граветтская культура). В мезолитических культурах керамика используется нерегулярно и, как правило, на позднем этапе; наиболее совершенные образцы мезолитической керамики известны в культуре дзёмон на территории Японии. В неолите керамика становится неотъемлемым атрибутом практически всех археологических культур.
Первоначально основным видом керамических изделий были толстостенные сосуды с пористым черепком, круглым или коническим дном (придававшим устойчивость при установке в землю). Лепились они от руки путем наращивания отдельных жгутов глины (способом налепа). В глину, чтобы она не трескалась при обжиге, добавлялись толченые раковины и измельченный гранит.
По многочисленным отпечаткам пальцев было установлено, что древнейшие керамические сосуды изготовлялись женщинами. В период позднего неолита и энеолита (медного века)— 4. . . 2 тыс. до н. э. — формы сосудов (кувшинов, мисок, чаш) становятся более разнообразными; появляются небольшие, условно решенные скульптуры людей и животных. Большая часть сосудов имеет уже плоское дно, что указывает на распространение плоского стола и плоского печного пода, т. е. на преобладание оседлого образа жизни. Тогда же керамические изделия начинают украшать орнаментом.
Можно проследить развитие орнамента от простейших, выдавленных штампиком и острием узоров так называемого ямочно-гребенчатого типа, покрывавших в различных комбинациях всю наружную поверхность сосудов, до гораздо более разнообразных и художественно выразительных росписей, состоявших из ритмически чередовавшихся спиралевидных завитков, концентрических кругов, волнообразных линий, сетчатых и шахматных рисунков и т. д. Узоры часто были многоцветными, использовались-сочетания красных, белых, черных и других красок.
Археологические и этнографические исследования показывают, что первобытные орнаменты наделялись магическим значением; в основе их лежала условносхематическая передача явлений природы (так, например, зигзагообразные линии и серповидные знаки на древних китайских сосудах культуры Яншао обозначали молнии и луну, были знаки солнца, воды и т. д. ). Постепенно, по мере ослабления магических представлений, первоначальный смысл орнаментальных форм забывался и они все больше превращались в декоративные мотивы.
В развитой трипольской росписи отражен и культ солнечного быка (солнце между рогами), и внимание к весенней природе времени пахоты: черные треугольники пашни, гусеницы, козлы и козы (давние символы плодородия), собаки, сгоняющие оленя с пашни.
Певобытное искусство.pptx