ПЕРВОБЫТНОЕ ИСКУССТВО.pptx
- Количество слайдов: 9
ПЕРВОБЫТНОЕ ИСКУССТВО
Для культуры первобытного общества было характерно: • Присваивающее хозяйство, суть которого состояла в потреблении готового продукта природы. • Низкий уровень развития производительных сил. • Общинный тип собственности. • Уравнительное распределение. • Медленные темпы изменений видов, средств и целей деятельности. • Ориентация на повторение некогда заданного образа жизни, обычаев, традиций и воспроизводство сложившихся социальных структур (ГОМОГЕННОСТЬ). • Приверженность существующим образцам поведения. • Господство сакральных, канонизированных представлений в сознании. • Отсутствие письменности.
Главные черты первобытной культуры: 1. Синкретизм: – нерасчлененная слитность человека и природы; - отсутствие дифференциации в явлениях культуры: например, слитность искусства, магии, познавательной деятельности; - внешнее смешение разнородных культурных элементов; - нерасчлененность видов искусства на первоначальных стадиях развития человеческой культуры.
2. Мифология как универсальная форма духовной жизни первобытных людей, в том чисел, основа первобытного искусства - Миф – это попытка людей осмыслить свое бытие (ненаучный способ познания мира) на основе ассоциаций (закон сопричастности). - Миф отражает интуитивно распознаваемую сознанием первобытного человека закономерность и упорядоченность явлений природы в форме ритмичности, цикличности движения. - Миф не подлежал проверке, не нуждался в логическом обосновании; отсюда коллективно-бессознательная природа мифа. - Особенности мифологического мышления связаны с нехваткой общих абстрактных понятий; отсюда потребность выражать общее, универсальное через конкретное. - Миф передает представления древних народов о происхождении мира, о явлениях природы, позже - о богах и героях. - Мифу присущ антропоморфизм - Мифу присуща авторитарность: он диктовал поведение людей в разных жизненных ситуациях; определял, что хорошо, а что плохо; служил средством передачи социального опыта, традиций, навыков и пр. - Тесная связь мифа с культом и ритуалом; отсюда миф рассматривается как первоисточник для религии и искусства.
Религиозные представления первобытности
Особенности первобытного искусства: • Искусство не выделяется из жизни и не превращается в самостоятельную сферу творчества. • Искусство не предназначено для любования и наслаждения. • Искусство не имеет авторства.
Важнейшие функции первобытного искусства: • Коммуникативно-мемориальная. Рисунки, оставляющие связное представление о каком-либо событии или содержащие частное сообщение. • Познавательная. Для первобытного человека грань между условностью и реальностью отсутствовала. Познавать означало воспроизводить последовательность создания чего-либо. • Магико-религиозная. В основе магии лежит принцип аналогии – вера человека в получение власти над предметом через овладение его образом. Первыми магическими изображениями были отпечатки рук на стенах пещер. • Эстетическая. В первобытном искусстве формируются отличающие именно искусство средства художественного изображения мира: ритм, симметрия, правильные формы.
Три основных этапа в развитии изобразительной деятельности: 1. Натуральное творчество. Изобразительные формы: композиция из туш животных, из костей, натуральный макет. 2. Искусственная изобразительная форма. Крупная глиняная скульптура, барельеф (петроглиф), профильный контур. 3. Верхнепалеолитическое изобразительное искусство. Роспись пещер, гравировка на кости.
Мегалиты – сооружения культового характера из грубо обработанных или необработанных камней Мегалитическая культура возникает в Западной Европе в конце 4 тыс. до н. э. • Менгиры – вертикально врытые в землю камни длиной до 20 метров. • Кромлехи – группа менгиров, образующих круг или несколько кругов. • Дольмены – сооружения в виде большого каменного ящика, накрытого плоской плитой. • Таула – сооружение в виде буквы «Т» . • Каирн (тур) – груда камней конической формы
ПЕРВОБЫТНОЕ ИСКУССТВО.pptx