Презентация Microsoft PowerPoint.pptx
- Количество слайдов: 41
Первобытная культура человечества
Первобыт как первый исторический тип культуры Первобытная культура – это наибольший период истории человечества – от возникновения человека(около млн. лет назад) и до появления государственности.
Периоды развития первобытного общества Каменный век Медный век Бронзовый век Железный век
Каменный век – древнейший период в истории человечества, когда основные орудия труда и оружие изготавливались, главным образом из камня, но употреблялось также дерево и кость. В конце каменного века распространялось использование глины (посуда, кирпичные постройки, скульптура)
Период ы каменно го века Хронологически е рамки периода Род и вид человек а География расселения первобытного человека Основные занятия человека Основные орудия труда и оружие Жилище Средство передвижения по суше Ранний палеоли т Около 2, 5 млн. лет назад – 100, 000 тыс. назад Homo habilis, Homo erectus Обитали в саванне, расселялись по Евразии и Америке Охота, собирательство началось использование огня Колуны, сфероиды Бродячий образ жизни, временные деревянные жилища, пещеры перемещение по суше на двух задних конечностях Средни й палеоли т 300 — 30 тыс. лет назад Hom o erect us Африка, часть Азии и Европы Охота, собирательство, рыболовство Зарождение религии и культуры Копье, гарпун, пики, ловушки, скребки, резцы, буравчики пещеры, гроты, реже на открытых местах, скальные навесы перемещение по суше на двух задних конечностях Поздни й палеоли т 50 — 10 тыс. лет назад Homm e de Cro. Magn on, Homo erectu s Европа, Южная Франция, Северная Испания Охота, ремесла, рыболовство, одомашнивание животных. наскальная живопись. Ножи, резцы, пилы, скребки, сверла, лезвия Пещеры с выстеленным ветками или шкурами полом, впервые стали образовываться поселения Перемещение по суше на двух задних конечностях. Перемещения по воде плоты, лодки Мезолит 12 -7 тыс. лет до н. э Homo Erectu s, Homo sapien s Шотландия, Прибалтика, побережье Северного Ледовитого океана, Американский материк Приручение животных, охота, рыболовство, первые хирургические операции, земледелие, развитие искусства Бумеранг, лук, стрелы, лезвие Хижины, пещеры Салазки, сани, лыжи, лодки, каноэ Неолит 4 -3 тыс. лет до н. э Homo sapien s Ближний Восток, Китай, Центр. Европа Земледелие, скотоводство, охота, рыболовство, животноводство, прядение, ткачество, горное дело Топор, стамеска, тесла, рыболовные сети, долото Оседлый образ жизни, хижины, пещеры Салазки, сани, лыжи, лодки, каноэ
Искусство эпохи палеолита Первобытные рельефы Скульптура (резьба по камню и кости) Гравировка на камне и кости Живопись ( «монументальная» )
Первобытные рельефы Создавая "высокие" рельефы(горельеф), первобытный человек часто использует естественные выступы на стенах пещер. Рельефы бывают не только нанесены на стены пещер, они могут украшать и орудия людей. Одним из таких изделий является копьеметалка с фигуркой птицы. Известны зооморфными рельефы, узнаваемы и изображения людей. Создание рельефа ведется на неровной поверхности. Внедряясь в камень, первобытный мастер впервые совершает попытку создания иллюзии не только двухмерного (живопись) , но и трёхмерного пространства стены, раздвигая её естественные границы.
Рельефные изображения «Женщина с кубком» . Известняковый рельеф. (верхний палеолит) Рельеф с символическим изображением из Кастеллуччо (Сицилия). Известняк. Ок. 1800— 1400 до н. э. «Леопарды» . Наскальный рельеф в Феццане (Ливия). Неолит
Рельефные изображения Орудия, украшенные рельефами. Кость (из пещеры Истюриц, департамент Нижние Пиренеи, Франция). Неолит. Схематическое изображение женщины. Пещерный рельеф. Неолит.
Скульптура Самой ранней первобытной скульптурой является т. н. «палеолитическая венера» из Виллендорфа (около 30 тыс. лет до н. э. ). « Палеолитические венеры» - примитивные женские фигурки. Они еще далеки от реального сходства с человеческим телом. Всем им присущи некоторые общие черты: увеличенные бедра, живот и груди, отсутствие ступней ног. Это передает идею материнства, плодородия, женственности. Лица на этих маленьких фигурках не изображались, они закрыты шапкой кудрявых волос. Отсутствие лица отражает особое отношение к статуэтке: она воспринималась как материальное воплощение божества или самого человека - проекцией его двойника. Если наделить её портретными чертами, то она может стать лёгкой добычей злых духов и напустить порчу на своего хозяина и на весь его род.
«Палеолитические венеры» Т. н. Виллендорфская Венера. Известняк (из Виллендорфа, Нижняя Австрия). Верхний палеолит. Палеолитическая венера. 25 -22 тыс. лет до н. э.
Искусство резьбы по кости зародилось в эпоху палелита. Знаменитым изображением на костяной пластинке, относящимся к эпохе Мадлен, стала так называемая "Переправа оленей через реку"(Франция, музей Сен- Жермен). Фризообразная композиция представляет собой происходящее событие в "поперечном" разрезе: показан вид оленей "со стороны", как будто бы мастер сам забрался в реку и плывёт на некотором расстоянии от этих животных. вместе с ними показан и косяк рыбы, причём изображения этих рыб можно назвать "рентгеновскими", поскольку отчётливо виден их костяк. Головы рыб касаются туловищ оленей, их ритмическое чередование позволяет воспринимать эту композицию как орнамент, первый орнамент, где реальный мир предстаёт перед нами отчётливо и зримо. Он пока ещё лишён декоративной стилизации последующего времени. Первобытный художник не проявляет здесь склонности к абстрактному обобщению материала.
Переправа оленей через реку Олени, переплывающие реку. Резьба по оленьему рогу (изображение дано в развернутом виде). Из пещеры Лортэ (Франдия, департамент Верхние Пиренеи). Верхний палеолит.
Резьба по кости Стадо оленей. Резьба по кости орла из грота Мэрии в Тэйжа
Пещерная живопись ( «монументальная» )
Периоды первобытной живописи Оринъякский (30 тысяч лет до н. э. ) Солютрейский, начало мадленского периода (18 тыс. лет) Мадленский период ( XII тысячелетие)
Оринъякский период Самые ранние из известных нам живописных экспериментов - "негативные" отпечатки руки (т. е. обводка контуром), затем рука смазывается краской. Получается, что в истории живописи был первичен силуэт. Происхождение живописи из силуэта, контура. Именно линия явилась первым шагом к постижению условной живописной плоскости, ибо линия - это чистая абстракция.
Солютрейский, начало мадленского Первобытная живопись была открыта в 1871 году испанским археологом Марселино де Савтуола. Он впервые обнаружил изображения бизонов на стенах и сводах Альтамирской пещеры. Главными мотивами изображений, часто покрывающих обширные плоскости, являются полные жизни и движения отдельные фигуры крупных животных, являвшихся объектами охоты (зубры, мамонты, лошади, олени, хищные звери). Реже встречаются схематичные изображения людей и существ, совмещающие признаки человека и животного, условные знаки, частично расшифровывающиеся как воспроизведения жилищ или охотничьих ловушек.
Пещера Альтамир Самые древние достопримечательности Испании относятся к эпохе палеолита – наскальные рисунки на стенах пещеры Альтамира (La cueva de Altamira), которая находится около Сантильяна-дель-Мар (Santillana del Mar) в провинции Кантабрия (Cantabria), в 30 км западнее города Сантандера (Santander). Пещера с живописью с 1985 года является объектом всемирного наследия ЮНЕСКО. В Таррагоне (Tarragona) остались руины огромных каменных стен, отображающих архитектуру иберов (древние племена, населявшие Пиренейский полуостров в I тысячелетии до нашей эры).
Животные Альтамиры Картины Альтамиры в основном изображают зубров, а также, в небольшом количестве, кабанов, лошадей, лань; найдены нечёткие рисунки людей, людей со звериными головами. Изображены на стенах и различные знаки, может быть символы, значения которых разгадать, наверное, невозможно.
Расписной потолок в Альтамире Пещера Альтамира простирается на 280 метров. Её можно разделить на 3 «зала» . В перовом «зале» находится знаменитый Большой плафон — потолок Альтамиры, заполненный росписями: более 15 изображений отдыхающих бизонов, а также оленей, лошадей, и одним изображением кабана.
Схематичное изображение Большого плафона
«Палеолитические художники» Наскальные рисунки выполнены углём, охрой, гематитом и другими естественными красками. При этом палеолитический художник, используя довольно скудную красочную палитру, смог изобразить животных в полной мере ярко и красочно. Почти все животные изображены в натуральную величину, кое-где бизоны достигают 2, 5 метров. Используя где-то фактуру стен пещеры, где-то затенения, он реалистично воссоздал шкуру животных. Кроме этого, для дополнительного объёма, использовались выступы и углубления.
Мадленский период Третий период в истории первобытной живописи. Именно в это время создаются многочисленные ансамбли первобытной живописи: продолжение монументальных росписей в Ласко, Фрер, Монтеспан и многих других. Художник эпохи палеолита использовал краски и связующие вещества, всегда находящиеся рядом с ним. Различные виды глин- охры, имеющие тёплую палитру( от золотисто- жёлтого до коричневатого), сажа, мел. В качестве связующего он использовал жир животных, кровь, мёд.
Пещера Ласко или Ляско (фр. Grotte de Lascaux) расположена во Французском историческом регионе под названием Перигор. В сентябре 1940 года под корнями упавшей от удара молнии сосны 4 подростков обнаружили случайно узкий проход ведущий в пещеру являющуюся необычным мистическим святилищем доисторического человека, о чём сразу же сообщили своему учителю Леону Лавалю. И уже 21 сентября 1940 года специалист по истории первобытного общества Анри Брейль, скрывавшийся в регионе во время немецкой оккупации, стал первым исследователем, посетившим пещеру Ласко вместе со своими партнерами Жаном Буиссонни, Андре Шейнье, затем с Дени Пейрони и Анри Бегуэном. Вскоре Брейлю удалось установить, что наскальные рисунки подлинны и были сделаны около 35 веков тому назад во время существования перигорской культуры, примерно в 18— 15 тысячелетии до н. э. Животные, изображенные на стенах Ласко, — те же самые, что и во многих других пещерах с наскальными изображениями во франкокантабрийском регионе: в основном это лошади, зубры, бизоны, олени и каменные бараны.
Пещера Ласко
Изображения в пещере
Медный век Медно-каменный век – Энеолит (Медный камень). эпоха в развитии человечества, переходный период от неолита (каменного века) к бронзовому веку. Термин предложил в 1876 г. на международном археологическом конгрессе венгерский археолог Ф. Пульский для уточнения первоначальной классификации Томпсена, в которой за каменным сразу следовал бронзовый век. Медный век приблизительно охватывает период IV— III тысячелетия до н. э. , но на некоторых территориях существует и дольше, а на некоторых отсутствует вовсе. Чаще всего энеолит относят к бронзовому веку, но иногда считают и отдельным периодом. Во времена энеолита были распространены медные орудия, но преобладали по-прежнему каменные.
Технологии Первое знакомство человека с медью произошло через самородки, которые принимали за камни и пытались обычным образом обработать, ударяя по ним другими камнями. От самородков куски не откалывались, но деформировались и им можно было придать необходимую форму (холодная ковка). Сплавлять медь с другими металлами для получения бронзы тогда не умели. В некоторых культурах самородки после ковки прогревали, что приводило к уничтожению межкристаллических связей, делающих металл хрупким. Низкое распространение меди в энеолите связано, в первую очередь, с недостаточным количеством самородков, а не с мягкостью металла — в регионах, где меди было много, она быстро стала вытеснять камень. Несмотря на свою мягкость медь имела важное преимущество — медное орудие можно было починить, а каменное приходилось делать заново.
Бронзовый век Бро нзовый век — выделяемая на основе данных археологии эпоха человеческой истории, характеризующаяся ведущей ролью изделий из бронзы, что было связано с улучшением обработки таких металлов, как медь и олово, получаемых из рудных месторождений, и последующим получением из них бронзы. Бронзовый век является второй, поздней фазой эпохи раннего металла, сменившеймедный век и предшествовавшей железному веку. В целом, хронологические рамки бронзового века: 35/33 — 13/11 вв. до н. э. , но у различных культур они отличаются.
Общая периодизация Ранний бронзовый век Средний бронзовый век Поздний бронзовый век
Железный век Эпоха в первобытной и раннеклассовой истории человечества, характеризующаяся распространением металлургии железа и изготовлением железных орудий; продолжался примерно с 1200 г. до н. э. до 340 г. н. э. Период, когда начала распространяться железная металлургия, прошли все страны, однако к Железному веку как правило относят только те культуры первобытных племён, которые обитали вне владений древних государств, которые образовались во времена неолита и Бронзового века — Месопотамии, Древнего Египта, Древней Греции, Индии, Китая.
Первобытная магия Одна из основных форм древней культуры и одна из древнейших форм религии. Первобытная магия возникла уже на заре человеческой истории. Именно к этому времени относят исследователи появление первых магических ритуалов и использование магических оберегов, считавшихся подспорьем в охоте, — например, ожерелий из клыков и когтей диких животных.
Могущественные колдуны Древняя магия неотделима от образа У многих народов маги, колдуны часто выступали в качестве общинных "лидеров", а могущественного мага, колдуна, то и признанных племенных вождей. С ними способного воздействовать на явления связывалось представления об особой, как природы и людей при помощи необычных, правило передававшейся по наследству, сверхъестественных сил. Считалось, что колдовской силе. Только обладатель такой силы и мог стать предводителем. такие люди непосредственно соприкасаются с миром духов и способны защитить от враждебных сил и исцелить от болезни, вызвать дождь и обеспечить удачную охоту. В ведении магов находились общение с духами-предками племени, совершение магических ритуалов и обрядов, изготовление разного рода лекарств, ядов, противоядий и других "волшебных" зелий, забота о благосостоянии рода и многое другое.
Магические обряды Магические обряды, которые проводили древние колдуны, часто представляли собой настоящее театральное действо. Они сопровождались пением заклинаний, танцами или игрой на костяных или деревянных музыкальных инструментах. Одним из элементов такого звукового сопровождения часто служило и красочное, производившее шум одеяние самого колдуна. Одними из самых древних являются магические обряды, обеспечивавшие удачную охоту. У многих первобытных народов члены общины под предводительством своего общинного мага обращались за помощью в охоте к тотемным духам. Часто обряд включал ритуальные танцы.
Магическая живопись Важнейшим магическим подспорьем в охоте служила и наскальная живопись. Изображения удачной охоты на стенах древних пещер встречаются в разных уголках земного шара. По они прежде всего служили залогом повторения хорошей охоты в будущем. До наших дней сохранились и выразительные следы обрядов, во время которых символическое изображение животного поражалось охотничьим оружием.
«Естественная религия» первобытного общества Тотеимзм Анимизм Фетишизм
Вера в существование родственной связи между какой-либо группой людей (племя, фратрия, род) и определенным видом животных, растений или иных явлений природы. Особенности тотемизма Тотем (род его) считается родоначальником данной социальной группы и каждый индивид тотемного класса кровным родственником (например, член группы, тотемом которой был кенгуру считал себя кенгуру и всех кенгуру членами своей группы). Тотемизм Многочисленные обрядные действия по поклонению тотему, его умилостивлению и приобщению к ему Деление всех людей на «своих» и «чужих» Определенные ограничения в деятельности и общении: что можно делать, а чего нельзя, с кем можно общаться, а с кем – нельзя Тотемизм – это вырастающая прямо из родовой практики форма идеального отражения и выражения в определенном социальном институте первобытного общества реального единства коллектива первобытных людей, социального способа их существования, противостоящего природе и другим аналогичным коллективам.
Анимизм
Фетишизм (фр. fetichisme) — религиозное поклонение (культ) неодушевлённым материальным предметам — фетишам, которым приписываются сверхъестественные свойства, получившее распространение у первобытных племён.
Презентация Microsoft PowerPoint.pptx