ПЕРВЕЕВА Г.В Director Lecture 1.ppt
- Количество слайдов: 25
Первеева Г. В. Режиссер (directing) - Роль режиссера в творческом и производственном процессе ¨ ¨ ¨ - Терминология режиссера в зарубежном кино и ТВ на английском языке. - Предварительная работа режиссера (pre-production) Режиссерская экспликация (process message). Тип производства (production method). Команда-подбор персонала и подбор актеров (production method). Расписание (Scheduling). - Режиссерская группа: Floor or stage manager (1 ассистент режиссера), второй режиссер (assistant director), ассистент по производству (production assistant). - Режиссерская разработка сценария (графичечкий сценарий (storyboard) -описание каждой сцены с точной формулировкой, что хочет режиссер). - Режиссер в съемочный период и пост продакшн
Чарли Чаплин о режиссуре n « … … …. Овладев ремеслом, ученику, наделенному воображением, нужно руководствоваться собственными взглядами на развитие драматического действия. n …Если любитель творчески одарен, то ему необходимы только основы голого ремесла. Самое привлекательное для художника – свобода в новаторстве, и, может быть, поэтому фильмы многих режиссеров так свежи и оригинальны»
Роли (личностные качества) режиссера в творческом и производственном n n процессе А. Художник (Artist) b. Психолог (Psychologist) c Технический советник (Technical adviser) d Организатор (Organizer)
Художник (Artist) n В роли художника режиссер должен представить каждое событие в сценарии в виде движущийся картины, быстро оценить и определить ряд кадров, которые разъяснят и окажут соответствующее впечатление у зрителя. Стиль режиссера виден, когда зритель сможет увидеть необычное решение съемки сцены и энергию, исходящую от этого материала, также оригинальное музыкальное решение .
Психолог (Psychologist) Режиссер выступает в качестве психолога, поскольку режиссер должен управлять группой людей, которые вовлечены в творческий процесс n Творческие персоны все разные и выполняют различную работу Например, режиссер работает с продюсером, который должен уложиться в бюджет, с оператором, который, прежде всего, волнуется о техническом качестве кадра. Конечно же, работа с актерами требует особого внимания и терпения. Режиссер должен найти понимание с каждым членом команды и добиться эффективной работы от каждого, т. е. быть тактичным и с тем же строгим, поддержать и поощрить и добиться от каждого наилучшего результата. Также задача продюсера и режиссера как психолога подобрать единую команду. n
Технический советник (Technical adviser) n n Хотя режиссер не обязан быть экспертом в эксплуатации всего технического оборудования, но обязательно должен иметь понимание или компетенцию для решения технических проблем, т. е. направить в определенную службу информацию о неполадке или к определенной персоне Всегда выступает в роли технического советника как дирижер симфонического оркестра. Дирижер не владеет всеми инструментами, но знает, как должен звучать каждый инструмент его оркестра в отдельности, чтобы зазвучала хорошая музыка.
Организатор (Organizer) n - - - В дополнение к качествам художника, психолога, технического советника, режиссер должен быть хорошим организатором, В процессе съемки ТВ программ в прямом эфире: основная задача подать четкую команду своим коллегам, скоординировать работу съемочных камер, звуковой аппаратуры, освещения, видеоэффектов, видеоматериала с сюжетами, монтажной машины, аудитории, исполнителей На телевидении (при съемке телесериалов) актеры работают в режиме станочного производства, и сетуют на это весьма справедливо, поэтому режиссеру необходимо уделять особое внимание актерам. Режиссер также должен помнить о временных лимитах, действовать по расписанию, не выбиваться из графика (просрочка ведет к дополнительным затратам) и всегда должен ответить на вопрос: что дальше? Чтобы съемочный процесс проходил гладко и без остановок, все должно быть организованно заранее.
Съемочный кадр n На языке кино каждый кадр имеет свое значение и несет психологическую нагрузку для зрителя n Режиссер решает, каким планом он будет снимать каждый кадр. План определяется расстоянием от камеры до объекта/ субъекта.
ОКП Очень крупный план ECU – BCU and VCU Голова или часть головы. Показывает крошечные детали. Идеален для эмоциально напряженных эпизодов и сцен конфликта
КП Крупный план CU Голова и плечи. Отражает характер персонажа. Создает ощущение безопасности и напряженности. Идеален для душещипательных моментов истины отчаяния. Вовлекает зрителя в действие. СКП Среднекрупный план MCU Захватывает нагрудный карман героя. Используется, когда надо показать ближайшее окружение. n СП средний план MS По пояс. Этот кадр отображает жесты и одежду персонажа. n СДП Среднедальний. MLS Захватывает колени героя. По сравнению со средним планом дает больше информации об интерьере, но не так внимателен к деталям. n ДП Дальний план LS Показывает фигуру героя целиком в контексте окружающей обстановки. Используется, чтобы зритель мог взглянуть на события со стороны, или чтобы подчеркнуть одиночество героя. n
OП Общий план WS Его также называют установочным кадром или адресным. Часто применяется в начале и в конце эпизода. Он дает представление о месте и об атмосфере. ЧП / Через плечо Cross Shot XS Кадр, снятый через плечо. Позволяет одновременно видеть героя и то, что у него перед глазами, что создает дополнительную динамику. Иногда кадр через плечо предполагает , что за героем кто-то тайно наблюдает. n CП /2 Средний план двух (нескольких) актеров. Помещая 2 -х или 3 -х актеров в один кадр, режиссер выдвигает на первый план их отношение. n ТЗ точка зрения -point of view Позволяет зрителю взглянуть на мир глазами действующего персонажа. n
Верхний ракурс From Up Камера выше уровня глаз и смотрит вниз на героя. Как правило, так сообщается о его невысоком статусе и уязвимости. Нижний ракурс From Down Камера ниже уровня глаз и направлена вверх. Нижний ракурс говорит о высоком положении героя – он внушает почтение или страх. n Голландский ракурс Holland shot Камера нарочно держится наискосок , чтобы сбить зрителя с толку. Обратный кадр На этих кадрах герои, очевидно, общаются друг с другом через окно. Мы смотрим на каждого с точки зрения его собеседника. Медленная панорама – успокаивает Быстрая панорама – будоражит n Между объектом и камерой выстраиваются отношения
Наезд и отъезд / Zoom in /out Глубина кадра (но иногда очень раздражает, лучше статичный кадр) Горизонтальное панорамирование Pan left/ pan right Камера стоит на одном месте, но объектив может двигаться по горизонтали. Зритель становится в положении героя, который может поворачивать голову влево и вправо n Вертикальное панорамирование Tilt down / Tilt up Камера стоит на месте, а объектив перемещается по вертикальной оси. Применяется, например, для того, чтобы зритель мог оценить высоту здания. n
Zoom in / out n Приближение и отдаление Zoom in / out Зум объектива может регулировать расстояние до объекта, при этом камера остается на месте. Приближение увеличивает изображение, отдаление, наоборот, уменьшает. Задний план может быть обрезан, а глубина кадра может быть ограничена. Глаз человека на такое не способен.
Наезд / отъезд камеры Камера может двигаться навстречу объекту или от него. Позволяет влиться в динамику действия по сравнению с зумом - наезд / въезд захватывает больше фона, но при этом необходимо несколько раз перефокусировать камеру. *Долли* или тележка… dolly up /dolly down Камера катиться по рельсам и втягивает зрителя в действие. Ощущается движение физически, и кадр кажется необычайно глубоким . КРАН Crane Если камеру прикрепить к крану, можно снять стремительный взлет или голокружительное падение.
Камера в руках / subjective camera Используется в документальном кино, чтобы успеть за объектом. При этом кадр будет немного подпрыгивать. Стэдикам Устройство, которое крепит камеру к телу оператора. Оно смягчает тряску и делает движение плавным и естественным. n Правило 180 - Монтажная ось. Согласно этому правилу камера не должна пересекать воображаемую ось между двумя героями. Иначе тот персонаж , который стоял слева , окажется справа , а тот кто был справа появится слева
ПАРАЛЛЕЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ n часто используется при создании фильма Создается напряжение между двумя сценами похожими по смыслу – перемена противоположных по значению сцен усиливает впечатление, т. е. усиливает драматургию.
Режиссерский сценарий Список кадров ДЕНЬ 1 Площадка Лиговский проспект n Кадр 1 КП CU машина скорой помощи и трамвая n Кадр 2 OКП MCU машина скорой помощи и трамвая n Кадр 3 ОП WS машина скорой помощи и трамвая n Кадр 4 ОП WS санитары выносят больного из n машины скорой помощи n кадр 5 ОП WS санитары кладут больного на носилки около машины скорой помощи Площадка Фойе больницы Рауфуса n Кадр 1 LS В коридоре приемного покоя вместе с мигающий светом от операционной быстро вносят носилки
Режиссерский сценарий n n Режиссерский сценарий представляет собой литературный сценарий, к которому добавлено режиссерское видение каждого эпизода visualization. В нем обозначены все позиции камеры на протяжении всех действий и диалогов : крупный или дальний план , медленный наезд или статическое положение Каждый режиссер видит литературный сценарий по – своему, что помогает ему создать уникальный режиссерский сценарий, однако любой сценарий строится на базовых принципах, описанных ранее.
Графический сценарий (Раскадровка) Storyboard n n Графический сценарий– это наброски будущих кадров, выполненные от руки и расположенные в хронологическом порядке sequencing – это бумажная заготовка , что покажется на экране. Каждый набросок изображает персонажей , действие и интерьер: рядом ставятся пометки о типе кадра, движениях камеры, освещении, хореографии актеров, и всем прочим , что помогает передать значение и смысл кадра. Раскадровка дает режиссеру возможность зрительно представить сценарий фильма. —помогает прояснить главные идеи фильма, и подготовиться к съемочному процессу. С помощью раскадровки можно легко вычислить слабые кадры, которые надо проработать.
Раскадровка готовиться совместными усилиями режиссера, главного оператора и художника – постановщика. На этой стадии зарождается выразительная концепция фильма, стиль. Здесь рождаются идеи для декораций и костюмов, чертежей и трехмерных моделей, которые будет разрабатывать художественный отдел. n Режиссер и гл. оператор подбирают объективы, находят точку для съемки, решают как будет стоять свет и нужно ли специальное оборудование, такое как краны и рельсы. n Раскадровка не должна быть безупречной - несет лишь необходимую информацию: тип кадра, композицию, действию персонажей, движение камеры и порядок смены кадров ПОСТАНОВКА режиссер отвечает за установку камеры и расстановку актеров в студии. Оператор переводит на технический язык. n
ПРАКТИКА 12. 03. 2011 агентство съемочной техники АСТ Сергея Астахова Ул. Кирочная, д. 62 18 ч. 45 мин