история педагогики.pptx
- Количество слайдов: 7
Персоналии: Боэций, Иоанн Дамаскин, М. Пселл, Г. Плифон, А. Алкуин, Фома Аквинский
Ани ций Ма нлий Торква т Севери н Боэ ций (480 -524) –римский государственный деятель, философнеоплатоник, теоретик музыки, христианский теолог. Происходил из знатного римского рода Анициев. Учился предположительно в Александрии или (по другой гипотезе) в Афинах. В правление короля остготов Теодориха Великого, захватившего Италию, Боэций занимал ответственные государственные должности: сенатор, в 510 г. консул, в 522– 24 - первый министр королевтсва. В 524 г. был обвинён в государственной измене, заключён в тюрьму и спустя год или два казнён. Его главное сочинение «Утешение философией» . Боэций — автор ряда богословских трудов: «О Троице» , «Провозглашают ли Отец и Сын и Святой Дух Божественность субстанциально» , «О седмицах» , «О католической вере» , «Против Евтихия и Нестория»
Иоа нн Дамаски н (675 -753) - христианский святой, почитаемый в лике преподобных, один из Отцов, богослов, философ и гимнограф. Он известен как крупнейший систематизатор христианского вероучения; ему принадлежит фундаментальный труд «Источник знания» , включающий в себя философский ( «Диалектика» ), обличительный ( «О ересях» ) и догматический ( «Точное изложение православной веры» ) разделы. Кроме того, Иоанну принадлежит ряд проповедей о Богородице. Иоанном был написан ряд канонов, особых песнопений палестинского типа, с IX в. , вошедших в употребление восточной Церкви. Им были написаны Канон Пасхе, Рождеству и ряду других христианских праздников. Кроме того, считается, что Иоанн составил «Октоих» . В период иконоборчества выступал в защиту почитания икон, автор «Трёх защитительных слов в поддержку иконопочитания» , в которых иконоборчество понимается как христологическая ересь, а также впервые различается «поклонение» , подобающее только Богу, и «почитание» , оказываемое тварным вещам, в том числе и иконам. Иконоборческий собор 754 года четырежды подверг анафеме Иоанна, но VII Вселенский собор подтвердил верность его учения.
Михаи л Пселл (1018 -1078) – учёный , византийский монах; автор исторических и философских трудов. Служивший при девяти императорах Пселл не мог похвалиться стойкостью убеждений; хитрость и льстивость, которыми он отличался, делают его типичным византийским чиновником; не чуждался он и взяток. Тем не менее, он — выдающаяся по способностям и знаниям личность. Очень долгое время он был преподавателем основанной им в Константинополе школе, где обучал риторике, философии и истории права; особенное внимание он обращал на философию Платона. Сочинения Пселла чрезвычайно разнообразны. Он писал трактаты по всем наукам: философии, грамматике, праву, агрономии, медицине, математике, риторике, музыке; по его произведениям можно составить себе общую картину византийской образованности XI века. Специальный интерес представляют сочинения Пселла для русской истории, потому что в них говорится о варяго-русской дружине императоров и подробно описан последний поход Руси на Византию. Очень важны живые и интересные мемуары Пселла и многочисленные письма его к императорам, патриархам, различным высокопоставленным лицам, монахам и другим. Первое издание сочинений Пселла вышло в 1503 г.
Георгий Гемист Плифон Малатест (1360 -1452)- византийский философ. Георгий Гемист принял созвучное имя «Плифон» из уважения к философу Платону, чьи взгляды пропагандировал и развивал. Автор труда «История Греции после битвы при Мантинее» . Автор докладных записок императору Мануилу II Палеологу о положении дел в империи и мерах по её спасению, написанных с позиций неоплатонизма, греческого шовинизма по отношению к другим народам Византии и необходимости интеграции с Западной Европой. В 1437— 1439 участник собора во Флоренции и подписания Флорентийской унии, подчинявшей православное духовенство Византии папе римскому. Будучи сторонником унии, тем не менее, отстаивал вероучительные основы православия. Сблизился с диктатором Флоренции. Козимо Медичи. Чтобы доказать флорентийским гуманистам, насколько Платон выше Аристотеля, сочинил трактат под названием «О том, чем отличается Аристотель от Платона» , спровоцировав тем самым спор между платонистами и аристотелистами. Автор трактата «Законы» , который завещал опубликовать после своей смерти. Трактат был направлен против христианства и пропагандировал возрождение древнегреческого язычества, реформированного на базе неоплатонизма. «Законы» состояли из трех частей: в первой, богословской, излагалась религия «по Зороастру и Платону» ; во второй — этика, заимствованная из учения тех же мудрецов и стоиков; третья часть, политическая, содержала «Политию по образцу Лаконской, которая, с одной стороны, освобождена от чрезмерной суровости, нелегко принимаемой большинством людей, с другой — дополнена предназначенной, разумеется, для правящих лиц философией, этим наилучшим из платоновских государственных установлений» . Трактат был сожжен как еретический, тем не менее, идеи Плифона проникли в Западную Европу и послужили одной из философских основ Возрождения.
Алкуин (Флакк Альбин) ( 735— 804) — учёный, богослов и поэт, важнейший из вдохновителей Каролингского Возрождения, учитель Ангильберта и Амалария Англосакс по происхождению, Алкуин получил образование в Йорке и достиг огромной для своего времени эрудиции. В 781 отправился с церковно-дипломатическим поручением в Италию и встретился там с Карлом Великим, который приблизил его к себе. В 785 году стал аббатом монастыря св. Мартина в Туре (Сен-Мартен-де-Тур). В 793 году Алкуин переселился в Ахен и стал во главе придворной школы. Академия в Ахене, основанная Алкуином, стала крупным центром распространения классических знаний в Европе. Идеал Академии — соединение античной формы с христианским духом. Иногда Алкуина называют учеником Беата Лиебанского. Алкуин — автор множества латинских поучительных, панегирических, агиографических и литургических стихотворений, а также загадок (излюбленный англо-саксонский жанр) в стихах и прозе. Его письма — образец изящного и благозвучного латинского стиля. Кроме того Алкуин составил учебники по разным предметам (некоторые в диалогической форме). Значение Алкуина и Академии для развития художественной литературы и народного просвещения на Западе — огромно. Можно сказать, что с Алкуина начинается непрерывная эволюция новоевропейской (в отличие от античной) поэзии.
Фома Акви нский (1225 -1274) философ и теолог, систематизатор ортодоксальной схоластики, учитель церкви, основатель томизма, член ордена доминиканцев; Сформулировал пять доказательств бытия Бога. Признавая относительную самостоятельность естественного бытия и человеческого разума, утверждал, что природа завершается в благодати, разум — в вере, философское познание и естественная теология, основанная на аналогии сущего, — в сверхъестественном откровении. Труды Фомы Аквинского включают: два обширных трактата в жанре суммы, охватывающих широкий спектр тем, — «Сумма теологии» и «Сумма против язычников» ( «Сумма философии» ), дискуссии по теологическим и философским проблемам ( «Дискуссионные вопросы» и «Вопросы на различные темы» ), комментарии на: несколько книг Библии 12 трактатов Аристотеля «Сентенции» Петра Ломбардского трактаты Боэция, трактаты Псевдо-Дионисия анонимную «Книгу о причинах» , ряд небольших сочинений на философские и религиозные темы, несколько трактатов об алхимии, стихотворные тексты для богослужения, например работа «Этика»
история педагогики.pptx