Персидская слобода.pptx
- Количество слайдов: 12
Персидская слобода
Вступление Астраханская область – один из уникальных регионов России. Наряду с геополитическим, экономическим значением, Нижнее Поволжье и по сей день остаётся образцом межэтнического и межконфессионального спокойствия, толерантности и взаимного этно-сотрудничества. Это является своеобразной «визитной карточкой» региона. • • Одним из таких народов были персы, издревле проживающие на территории Астрахани. О них сейчас и пойдёт речь.
Немного истории • С началом русского владычества на Нижней Волге выходцы из Персии стали активно осваивать город. Астраханское правительство не стало им препятствовать. Желая облегчить задачу контроля над восточными купцами, местные власти отвели для приезжих торговцев особые места. Так возникли первые астраханские гостиные дворы: Гилянский и Бухарский. На Гилянском дворе останавливались купцы из Ирана и Закавказья. На основе этого двора в Астрахани и сложилась персидская диаспора.
Персидское подворье За сто лет, как можно заметить на фотографиях, особо ничего не изменилось. В казенных документах писали – «Верхний этаж дома занимали квартиры и номера, нижний этаж – магазины, питейные заведения. В XX в. памятник продолжал использоваться по первоначальному назначению» .
Мечеть У персов-шиитов в Астрахани была своя каменная мечеть, построенная на средства Персидского общества в 1860 году, на территории так называемой «Персидской слободы» . Она представляла собой изящное здание кубической формы с полусферическим куполом и четырьмя минаретами по углам. Вначале мечеть имела деревянную ограду и деревянные ворота в виде арки. Затем была построена каменная ограда. Мечеть могли посещать представители других религий, но перед этим надо было переговорить с муллой или персидским консулом.
Персидское купечество • Географическое положение Астрахани неминуемо ставило ее в исключительно благоприятные условия во • «В Астрахани больше купцов персидских, внешнеторговых связях, которые имела Россия со нежели индейских; я видел двести странами Востока. первых, собравшихся в караван-сарае, который они украсили для праздника Госсейна; здание было освещено большими фонарями в китайском вкусе, что производило прекрасный вид» . • Ян Потоцкий "Путешествие Яна • Персидские купцы в Астрахани были посредниками в Потоцкого в Астрахань торговле, индийские, турецкие, даже китайские товарыи окрестные страны в попадали в город чаще всего через купцов-персов. 1797 году"
Немного об Ашуре • Наиболее ярким «персидским следом» в истории Астрахани было отмечание персами Ашуры. • Ашура или Шахсей-Вахсей - главная дата шиитского религиозного календаря, дни поминовения и траурных мистериальных торжеств в память об имаме ал-Хусайне ибн Али, сыне четвертого «праведного» халифа Али ибн Абу Талиба, мученике, убитом в столкновении с вражескими войсками.
• «Праздничная процессия выходит из мечети около полуночи и продолжает путь при звуках дикой музыки и криках, издаваемых в такт фанатизированными правоверными, причем слышится слово «чуксей-юксей!» . Участвующие в процессии бьют себя в обнаженную грудь кинжалами и ранят себе кожу; в процессии ведут верблюда, перед ним идёт или сидит на нём маленькая девочка в белом одеянии, лицо которой запачкано кровью» • Ф. И. М. Ольдекоп
Кстати Проживавшие в Астрахани персы всегда составляли особую группу и добавляли городу восточного колорита главным образом своим экзотическим видом и празднествами. Персидское присутствие в городе, даже после высылки иранских подданных в 30 -х гг. ХХ в. оставило в наследие термин “амбал” (“анбал”). Так называли грузчиков – персов на пристанях, а в астраханском говоре “амбал” стало синонимом физически сильного человека.
Вывод … и есть все основания полагать, что возрождающаяся иранская община вновь займёт своё место в семье астраханских народов.
Источники • 1) http: //rusiranexpo. ru/ Астрахань – Персия. История связи • 2)Алексеева А. И. «Астрахань-Гилян в истории русско-иранских отношений» • 3) Виноградов С. Н. «История Астраханского края» • 4) «Этносы и этнические группы Астраханской области» под редакцией А. В. Сызранова • 5) Викторин В. М. «Кто мы, астраханцы? »
Спасибо за внимание!
Персидская слобода.pptx