картины.pptx
- Количество слайдов: 41
ПЕРМСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ГАЛЕРЕЯ
РУССКОЕ ИСКУССТВО
Ф. М. Матвеев «Водопады в Тиволи» Экспонат поступил в 1938 из Гос. Русского Музея. Пейзаж «Водопады в Тиволи» был создан в Италии и отправлен в Россию. Первоначальное его местонахождение – Эрмитаж, затем от графов Шуваловых картина перешла в Русский музей, откуда была передана в Пермскую художественную галерею.
А. Н. Воронихин «Внутренний вид костёла» 1759(? ) экспонат поступил из Гос. Третьяковской галереи в 1931 г
Судьба Воронихина Андрея Никифоровича не менее замечательна, чем судьба М. В. Ломоносова. Рожденный в далеком Прикамском селе Усолье, он смог силой своего таланта и благодаря покровительству графа А. С. Строганова, достичь вершин мировой культуры в своей области. Известно, что он начинал учиться вначале иконописанию, затем занимался преимущественно живописью, а так же архитектурой. Первое его звание, которое он получил от Академии художеств, - академик «перспективной и миниатюрной живописи» , а уже после он стал профессором архитектуры. Широко известно архитектурное творчество Воронихина, его знаменитый собор Казанской Богоматери в Петербурге. Менее известно его живописное наследие. Поэтому живописная работа А. Н. Воронихина «Внутренний вид костела» представляет редкий пример малоизвестного творчества архитектора. Трудно сказать, какой костел имел в виду автор. Это еще предстоит выяснить. Работа, авторство которой имело прямое отношение к Прикамью, была передана в 1931 году Пермской галерее из собрания Государственной Третьяковской галереи.
К. П. Брюллов «Голова апостола» 18431847 г Эскиз росписи Исаакиевского собора в Петербурге Экспонат поступил из Гос. Русского музея в 1938 г
Портрет великой княжны Ольги Николаевны Год создания 1841 Брюллов Карл Павлович Этюд для неосуществлённого группового портрета дочерей Николая I. В Русском музее находится ещё один Портрет Ольги Николаевны.
ГОЛОВА ДРОЖАЩЕГО МАЛЬЧИКА. 1830 -е гг. Этюд к картине «Явление Христа народу» , находящейся в Третьяковской галерее Бумага, наклеенная на холст, масло. 23 х 20 экспонат поступил из ГМИИ в 1938 г Этюд «Голова дрожащего мальчика» к картине «Явление Христа народу» великого русского художника Александра Андреевича Иванова представляет изображение графа Иосифа Виельгорского, исполненное в процессе работы над картиной, и является одним из вариантов разработки типажа для внесения в картину. Цель такого этюда – точное воспроизведение образа для дальнейшей разработки своего замысла.
И. Н. Крамской «Портрет Е. А. Васильчиковой 1867 г В 1969 Иван Николаевич получил звание академика живописи. В Пермской галереи с 1951 из Комитета по делам искусств
Иван Николаевич Крамской 1870 г
И. К. Макаров Портрет сестёр Перовских. 1859 г. На первом плане Софья Львовна Перовская – русская революционерка (по определению А. Н. Савинова)
ГЕ НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ ПОРТРЕТ ДОЧЕРИ И СЫНА КНЯГИНИ О. П. ВОЛКОНСКОЙ. 1882 Холст, масло. 96 х 80 Изображены правнуки Софьи Григорьевны Волконской, сестры известного декабриста.
Весна. Огороды Алексей Кондратьевич Саврасов 1893
Куинджи Архип Иванович Стволы берёз 1879 г Сочинял картины не прибегая к натуре. Экспонат поступил в 1938 г из музейного фонда Государственного Эрмитажа
Лунная ночь на море Куинджи Архип Иванович
ХРУЦКИЙ ИВАН ФОМИЧ, НАТЮРМОРТ. Иван Фомич Хруцкий одним из первых русских художников стал писать «тихую жизнь» предметов – цветов, фруктов, плодов в «голландском» стиле.
РЕПИН ИЛЬЯ ЕФИМОВИЧ ПОРТРЕТ ИНЖЕНЕРА И. Е. АДАДУРОВА. 1884 -85 Иван Евграфович Ададуров (1841 -1907), модель репинского портрета, был выпускником Института гражданских инженеров (1859). После получения диплома он служил инженером-строителем Рязано. Козловской железной дороги. Построенная за очень короткий срок (15. 03. 1864 -4. 09. 1866), дорога стала одной из самых загруженных транспортных путей, принося своим акционерам очень высокие доходы. Пермский портрет, видимо, был заказной работой, исполненной для Правления общества.
Репин И. Е. – Выбор царской (великокняжеской) невесты. 1884 -1887. Эскиз был переписан Репиным в 1897 г и находится у И. Е Цветкова
РЕПИН ИЛЬЯ ЕФИМОВИЧ ПОРТРЕТ ВЕРЫ ВАСЬЕВНЫ ВЕРЕВКИНОЙ. 1916 Одна из поздних работ художника. Портрет бывшей талантливой своей ученицы Репин написал в 1916 году в Пенатах, когда Вера Васильевна приехала с фронта. Она была медицинской сестрой. К. И. Чуковский вспоминал о ней: «… то была стройная высокая красивая женщина с порывистыми движениями и усталым одухотворенным лицом…. Портрет написан на пленэре, именно в поздний период творчества Репин использовал колористические открытия импрессионизма.
ВАСИЛЬЕВ ФЕДОР АЛЕКСАНДРОВИЧ «ЗИМА В КРЫМУ» после 1871 г
Этюд Ф. А. Васильева «Зима в Крыму» имеет свою историю, связанную с именами двух замечательных деятелей русской культуры. Картина была приобретена известным московским коллекционером и основателем Третьяковской галереи П. М. Третьяковым у самого автора или на посмертной выставке художника в 1874 г. В 1951 г. полотно из Третьяковской галереи было передано в Пермскую художественную галерею. Васильев Ф. А. – талантливейший художник. Из-за ранней смерти он не смог стать значительной фигурой в отечественном искусстве, тем не менее его вклад в русскую живопись значителен. Васильев мало учился, он пользовался советами И. И. Шишкина, его духовным учителем был И. Н. Крамской, который помогал «гениальному юноше» (так его называли современники). Несмотря на молодость, Васильев не знал себе равных в остроте восприятия цвета. Этюд пермского собрания написан в последний период жизни художника, в Крыму, когда он был смертельно болен чахоткой. Необычайная живописная свобода и энергия цвета отличают творчество художника в этот период. Глаз живописца воспринимает оттенки и тончайшие переходы цвета. Общий тон объединяет сближенные оттенки коричневатых, серо-синих, зеленоватых красок. Васильев пишет влажный серый зимний день в Крыму, туманное небо, воздух и свет.
СУРИКОВ ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ ГОЛОВА МОНАШЕНКИ. Этюд к картине «Боярыня Морозова» (1887), находящейся в собрании Государственной Третьяковской галереи. В собрании галереи – один из этюдов к картине «Боярыня Морозова» - этюд к образу беглой черницы. Суриков работал над образом в 188385 годах. Он сделал пять этюдов. В коллекции галереи – один из последних. Картина «Боярыня Морозова» была задумана в 1881 и закончена в 1887 году. Время работы над ней также переломное. Рубеж Х 1 Х и ХХ веков – время контрастов и трагических коллизий, которые затрагивали судьбы и народа, и каждого человека.
В Гос. Третьяков ской галерее находится рисунок с таким же названием. В Одессе авторское повторение картины. МАКОВСКИЙ ВЛАДИМИР ЕГОРОВИЧ, «НАЁМ ПРИСЛУГИ» 1891 «Наем прислуги» - картинка из жизни, написана В. Е. Маковским, одним из популярнейших художников-жанристов. Это маленький живописный рассказ из жизни семьи отставного военного
Левитан Исаак Ильич - Пост в деревне. 1890 -е
Серов Валентин Александрович. – Конный двор. Домотканово. 1902 Ученик Репина Экспонат поступил от В. М. Бажановой (Пермь) в 1946 г
Коровин Константин Алексеевич, «Интерьер» 1914 г
КОРОВИН КОНСТАНТИН АЛЕКСЕЕВИЧ ВЕСНОЙ. 1902 К. А. Коровина, одного из первых русских импрессионистов, художник и историк искусства. Картина «Весной» – это сверкающая живописная стихия, оживленная потоками солнечного света. Коровину было свойственно, по его же словам, «сорвать очарование, которое в данный момент заключено в пейзаже» . Мотив, как и во многих других полотнах живописца, самый обыденный: аллея, лошадка, запряженная в телегу, деревья. Но незамысловатый мотив он пишет настолько декоративно, звучно, внушительно пластически и живописно прекрасно, что он превращается в незабываемый гимн жизни.
Аполлинарий Михайлович Васнецов (6 августа 1856 – 23 января 1933) – русский художник, мастер исторической живописи, искусствовед, брат Виктора Васнецова. Он творил в широком диапазоне от книжных иллюстраций до монументальноэпических картин на темы Урала и Сибири «Торг в древнем Новгороде» 1912 г. Экспонат получен в 1944 г из Пермского городского отдела
Картина Виктора Васнецова «Гусляры» написана в 1899 году. В собрание Пермской художественной галереи она поступила в 1922 году (? ) или в 1927 г из ГМФ НКП РСФСР , ранее хранилась у И. Е. Цветкова (Москва)
Кустодиев Б. М. – Парижский бульвар ночью. 1913 Борис Михайлович Кустодиев (1878 -1927) родился в Астрахани в семье преподавателя духовной семинарии. Еще с детства юноша увлекся живописью и, окончив в 1896 г. по настоянию отца, духовную семинарию, едет в Петербург и поступает в Императорской академии художеств в мастерскую И. Е. Репина.
Генуэзская крепость. 1907 Богаевский Константин Федорович
Скалистый остров Год создания 1855 Айвазовский Иван Константинович
Контрабандисты Год создания 1884 Айвазовский Иван Константинович
Богатый лог (Пихтовый лес на реке Каме) Год создания 1877 Шишкин Иванович
Советское искусство
Куприн А. В. – Натюрморт. Цветы и фрукты. (? ) 1925 Поступила из Свердловской картинной галереи в 1935 г
Портрет Д. Б. Кабалевского , Широков Евгений Николаевич Год создания 1967 Дмитрий Борисович Кабалевский — русский советский композитор, педагог, музакально-общественный деятель, народный артист РСФСР, профессор Московской консерватории.
Западноевропейское искусство
Мадонна с младенцем После 1506 Франческо Граначчи Экспонат поступил из Гос. музея изобразительных искусств им. Пушкина в 1938 г
ВИД ВЕНЕЦИИ (ВИД ЦЕРКВИ САН НИКОЛО ДИ КАСТЕЛЛО) БЕЛЛОТТО, Бернардо Bernardo Francesco Paolo Ernesto Bellotto Школа Каналетто (? ) Экспонат поступил из Государственного Эрмитажа в 1938 г
Этот вид показывает «жемчужину Адриатики» отнюдь не с парадного подьезда. Выбор столь неброского места продиктован тем, что в скором времени эта площадь должна была полностью измениться, и художник поспешил зафиксировать её вид. На первом плане заметны следы работ по осушке земли, на которой впоследствии будет разбит Публичный сад. С 1895 года здесь проходит Венецианская Биеннале. Церковь Сан Николо ди Кастелло разрушена дооснования, и сегодня это место можно узнать лишь только по домам вдоль Рио ди Сан Джузеппе (канал слева). Таким образом, на полотне запечатлён образ ушедшей Венеции. Не смотря на то, что картина «прошла» три музейных собрания, до сих пор нет единой точки зрения на авторство. В одном из художественных собраний Милана находится полотно с таким же видом за авторством Каналетто. Гравюра с этой ведуты была сделана А. Визентини и включена им в альбом видов Венеции (Издание 1737 г. ). Композиционно картины из Перми и Милана почти идентичны. Отличаются только незначительные детали и стаффаж (фигуры людей оживляющих пейзаж). Так как стиль исполнения вызывает сомнение в её принадлежности кисти Каналетто, можно предположить, что это полотно было выполнено молодым Б. Беллотто, в то время, когда он проходил ученичество у своего дяди и находился под сильным влиянием его авторитета. Отличие в размерах пермского полотна и картины из миланского собрания (77, 5 х77, 5) могут указывать на то, что пермская ведута являлась подготовительной работой Каналетто. Таким образом можно вполне рационально объяснить ту эскизность исполнения, которая характерна для пермского полотна и всегда рассматривалась, как аргумент не в пользу авторства картины за Каналетто. Пока же, до окончательного выяснения авторства, галерея рассматривает работу как принадлежащую школе Каналетто, с возможным участием Б. Беллотто.