China.ppt
- Количество слайдов: 26
Периодизация врачевания. В истории врачевания Древнего Китая четко определяются 2 больших периода: I. II. Период становления традиционного китайского искусства врачевания (XVIII – III вв. до н. э. ), когда формировались философские концепции, шло становление традиционной китайской медицины и преобладала устная традиция Период Империи Хань (III в. До н. э. – III в. н. э. ), когда записывались дошедшие до нас медицинские сочинения и составлялись хроники Ханьской династии
Источники по врачеванию. Памятники медицинской письменности (с III в. до н. э. ) «Ши цзи» ( «Исторические записки» ) «Нэй цзин» ( «Канон врачевания» ) Летописи Данные археологии, этнографии Памятники материальной культуры
Философские основы китайской медицины. Традиционная китайская философия изложена в трактате IV-III вв. до н. э. «Си цы чжуань» : Единая изначальная материя тайцзи порождает 2 противоположные субстанции – ян и инь , которые едины и неделимы.
Инь – «северный, теневой» , позднее воспринималось как негативное, холодное, темное, женское. Ян – «южный, солнечный склон горы» , позднее воспринималось как позитивное, светлое, теплое и мужское. Концепция инь-ян была воспринята традиционным врачеванием.
Взаимодействие и борьба этих начал порождает 5 стихий(первоэлементов) – у шин: воду, огонь, дерево, металл и землю, из которых возникает многообразие материального мира – «десять тысяч вещей» – вань у , включая человека. Пять стихий находятся в постоянном движении и гармонии, взаимном порождении(вода порождает дерево, дерево – огонь, огонь – землю, земля – металл, а металл – воду) и взаимном преодолении(вода тушит огонь, огонь плавит металл, металл разрушает дерево, дерево – землю, а земля засыпает воду). Человек – часть природы, часть великой триады Небо-Человек. Земля, и развивается в гармонии с окружающим миром.
Звезда У Синь
Строение человеческого тела и работа его органов также понимались через призму традиционной китайской философии. В китайской традиционной медицине каждый орган тела соотносится с субстанциями ян или инь. Так, субстанции инь соответствует 5 органов-цзан – печень, сердце, селезенка, легкие и почки. Они «выполняют функцию сохранения» и не отдают «хранящееся в себе вещество» . Субстанции янь соответствует 6 органов-фу – желчный пузырь , желудок, толстая кишка, тонкая кишка, три обогревателя и мочевой пузырь. Эти органы «постоянно опорожняются и ничего в себе не сохраняют» . Понятие «три обогревателя» подразумевает систему поддержания внутреннего тепла, которое зависит от дыхания, пищеварения и мочеотделения.
Представление о здоровье и болезнях также базировались на традиционной китайской философии. Здоровье понималось как результат равновесия начал инь и ян и пяти стихий у шин, а болезнь - как нарушение их правильного взаимодействия. Различные соотношения этих нарушений объединялись в несколько синдромов. ю которые подразделялись на 2 группы: синдром избытка – ян-синдром и синдромы недостатка – инь-синдром.
Традиционная китайская медицина. Традиционная китайская медицина включает: ü Традиционный метод чжэнь-цзю терапии (иглоукалывание, прижигание) ü Систему дыхательных упражнений (ци-гун) ü Точечный массаж (ань-мо) ü Лекарственное врачевание ü Диететику ü Традиционную китайскую гимнастику т. е. весь комплекс китайской традиционной системы поддержания здоровья. Методы лечения избираются после тщательного обследования и определения диагноза
Чжень-цзю. Эмпирические корни этого метода уходят в глубокую древность, когда в Восточном Китае было замечено, что уколы, порезы или ранения в определенных точках тела приводят к исцелению некоторых недугов. На основе длительных многовековых наблюдений философы и врачеватели Древнего Китая пришли к выводу о существовании «жизненных точек» , раздражение которых способствует регуляции жизненных процесов. Они полагали, что через отверстия, проделанные в «жизненных точка» , восстанавливается нарушенное равновесие инь-ян: начало ян выходит из тела больного в случае его избытка или входит в тело в случае его недостатка, в результате чего утраченное равновесие восстанавливается и болезнь исчезает.
Лекарственное врачевание в Древнем Китае достигло высокого совершенства. Из китайской народной медицины в мировую практику вошли: из растений – женьшень, камфора, чай, ревень, смола; из продуктов животного происхождения – панты оленя, печень, желатина; из минеральных веществ – железо, ртуть, сера и т д.
Предупреждение болезней было сильной стороной древней китайской медицины. Для китайцев «настоящий врач не тот, кто лечит заболевшего, в тот, кто предотвращает болезнь» . Среди важнейших лечебно-профилактических мероприятий в Древнем Китае издавна были массаж, лечебная гимнастика (у чин ши), основа которой – игра пяти зверей, основанной на подражании аисту, обезьяне, оленю, тигру и медведю, и дыхательная гимнастика (ци-гун) – одна из основных составляющих китайской традиции, которая всегда использовалась в народе для сохранения здоровья и достижения долголетия.
В основе традиционного китайского искусства врачевания лежат традиционная китайская философия (учение об окружающем мире и природе человека) и многовековой эмпирический опыт китайского народа (народное врачевание). Основные теоретические положения древней китайской медицины выдержали испытание временем и в основных своих чертах сохраняются в течение почти трех тысячелетий. В современном мире традиционное китайское врачевание играет все возрастающую роль. Научное изучение его наследия имеет важное практическое значение для дальнейшего развития научной медицины.
Развитие фармацевтических знаний. В Древнем Китае уже существовали учреждения, которые сегодня называются аптеками. Первой дошедшей до нас «фармакопеей» является « Книга лекарственных средств Шень нуна» , составленная между II в. До н. э. и II в. н. э. и ставшая основой всех последующих китайских фармакопей. Первые специальные медицинские школы появились лишь в средние века ( с VI в. ). До этого знания передавались по наследству или в узком кругу посвященных.
Спасибо за внимание !