• Переворот, который был произведен в жизни греческого народа расцветом македонского могущества и завоеваниями Александра, должен был глубоко повлиять и на греческую науку.
• В восточных и южных странах грекам открылось необозримое поле деятельности, оттуда притекало множество новых воззрений, возникали новые центры международного общения и культуры, и в сами греческие школы все чаще вступали, в качестве учителей и учеников, эллинизированные представители восточных народов
• На протяжении всей эллинистическоримской эпохи, приблизительно с 300 гг. до н. э. до 400 гг. н. э. , существовали географически и численно большие государства, включавшие различные в культурном, религиозном и языковом отношениях народы.
• главная ценность философии все более искалась в том, чтобы она давала человеку убежище от жизненных горестей
стоики • Основателем стоической школы был 3 енон из Китиона на Кипре • его ученики сперва назывались зеноновцами, а позднее получили название стоиков, по имени места их собраний, «стойа пойкиле» (узорчатый портик) • Хрисипп из Сол
• Согласно этой традиции, стоик - человек, отличавшийся редкой силой воли, отсутствием потребностей и строгим образом жизни
• Реальны, по учению стоиков, только тела. Ибо реально только то, что действует или страдает, но это свойство присуще только телесным сущностям. • Согласно стоическому учению, душа при рождении подобна неисписанной доске (отсюда выражение «tabula rasa» )
• человеческая воля не образует исключения – она также является объектом воздействия: человек действует добровольно, поскольку его определяет его собственное влечение (ορμή), и он может выполнять свободно, т. е. с собственного согласия, то, что судит рок;
• но выполнять это он вынужден во всяком случае: • volentem fata ducunt, nolentem trahunt ( «волящего судьба влечет, а неволящего тащит» ).
• Добродетель — единое благо. Все, что, помимо этого, люди называют благами, такими как божественность, слава, может быть дурно использовано, и может так оказаться, что они благом не являются.
• Добродетель же является благом, которое формирует самодостаточность. Для счастья и совершенства ничего, кроме добродетели, не нужно. За исключением добродетели и ее противоположности — зла — все остальное нейтрально: богатство, сила, красота, разнообразные стремления и даже здоровье и жизнь.
• Все эти неустойчивые, исчезающие вещи не столько нужны для счастья, сколько их отсутствие не может повлечь за собой несчастья; в этом смысле они нейтральны.
• Стоики стремились склонить людей к тому, чтобы они стали по отношению к ним (богатству и т. п. ) индифферентными еще в другом значении, а именно, чтобы (богатство и т. п. ) не возбуждали ни желаний, ни отвращения. Мудрец игнорирует их и поэтому на самом деле независим. Это был кинический мотив, который стоики включили в свою этику.
• Все на свете повинуется мировым законам; но только человек в силу своего разума способен познавать их и сознательно выполнять. Именно в этом заключается руководящая мысль нравственного учения стоиков. Его общий высший принцип есть жизнь в согласии с природой
• наряду с разумными влечениями в нас есть также и неразумные, безмерные, т. е. аффекты (которые уже Зенон сводил на четыре главных аффекта: удовольствие, вожделение, огорчение и страх), то стоическая добродетель по существу носит характер борьбы с аффектами.
• Аффекты суть нечто противоразумное и болезненное (αρρωστηματα, «немощи» , и если они стали привычными, νόσοι ψυχής, «болезни души» ), их нужно не только умерять (как того требуют академики и перипатетики), но и истреблять: наша задача есть состояние свободы от аффектов, апатия.
• Мудрец есть идеал всякого совершенства, и так как последнее есть единственное условие блаженства, то и идеал блаженства; • глупец есть носитель всякой порочности, всякого злосчастия.
• Один только мудрец свободен, прекрасен, богат, счастлив и т. д. ; • он обладает всеми добродетелями и всем знанием, он один во всех вещах делает надлежащее, • Он не может потерять своей добродетели (разве только — как допускал Хрисипп — при душевной болезни), его блаженство равно блаженству Зевса и не может быть увеличено никакой длительностью во времени.
Эпикурейство Эпикур (341 – 270) – отрицательно сформулированная цель – избегать страданий, жить незаметно. «Сад Эпикура» - философская община его единомышленников. «Удовольствие здесь – высшее благо»
• «человек чувствует боль, но не чувствует отсутствия боли» . Правильно найденный путь избежать страдания есть противоположное страданию – удовольствие.
Эпикуреизм • Калокагатия (блаженная жизнь). Наслаждение отнимают тревоги и поиски, покой и не тревожность – наслаждение • Полная отстраненность от мира. Завершенность человека • Только разум гарантирует человеку подлинную свободу
Классификация удовольствий по Эпикуру • Естественные и необходимые • Естественные, но не необходимые • Неестественные и не необходимые «Богатство, требуемое природой, ограничено и легко достижимо. Богатство, требуемое праздными мнениями, простирается до бесконечности» Естественные удовольствия обеспечивают независимость от мира
Классификация страхов Свобода от страхов • Страх перед богами Размышление о божественном показывает, что божество замкнуто на себя и не интересуется ничем вне его (боги не вмешиваются в дела людей)
• Страх перед необходимостью (ниши свободы) • Страх перед смертью. Мы знаем мир через ощущения, а по ту сторону смерти ощущений нет. «Умение хорошо жить и хорошо умереть – это одна и та же наука» Все страхи есть следствие невежества, философия – средство от него Значение дружбы как проявления свободы
Скептики • Школа Пиррона была основана еще несколько ранее, чем стоическая и эпикурейская школы; она стоит близко к последним по своим практическим задачам, но цель жизни она пытается найти не через посредство какого-либо определенного научного убеждения, а, напротив, через отказ от всякого такого убеждения
• его учение уже древние знали лишь из сочинений его ученика Тимона из Флиунта, который позднее жил в Афинах и умер здесь, также в возрасте около 90 лет, после 241 г. до н. э.
• Чтобы счастливо жить, нужно, по мнению Тимона, уяснить себе троякое: каковы свойства вещей, как мы должны относиться к ним и какую пользу может принести нам это отношение к вещам.
скептики • Школы, как таковой, скептики не создали, как это сделали стоики и эпикурейцы, однако идеи скептицизма сохранялись и развивались около пяти столетий.
• Скептицизм стоял несколько в стороне от других школ и всем им противопоставлял собственные философские доктрины, философы других направлений создавали теории, скептики же их только критиковали и отрицали
• Они называли своих противников «догматиками» , или «утверждающими философами» , а себя — «воздерживающимися от суждений» (эффектиками), только «ищущими» (сейтетиками) или «рассматривающими» (скептиками).
• Последнее название закрепилось, и скептицизмом стала называться философская позиция, которая отрицает возможность познания истины
• для эклектизма благодатной почвой оказался Рим. В его ученой среде философы, не дав новых идей, сопоставляли и разрабатывали старые. Рим дал несравненных мастеров эклектики: прославленного Варрона и еще более известного Цицерона. • Марк Туллий Цицерон (106— 43 гг. до н. э. ) в молодости слушал эпикурейца Федра
• затем учился еще у эпикурейца Зенона, академика эклектика Антиоха из Аскалона и у платонизирующего стоика Посидония. Теории, которые он изучал, были так же разнообразны, как и его учителя
• В более поздний период эллинизма Афины, потеряв свое политическое значение, лишились и своего научного статуса. Появилась новая среда, а в ней и новый научный стиль. Главных центров образовалось два — Рим и Александрия. Каждый центр имел свой стиль: Рим Демонстрировал утилитарное и дилетантское отношение к философии, а стилем Александрии была эрудиция.
• Вскоре философские школы появились в Риме. Возникла мода на философов, и состоятельные люди считали за честь принимать их в своих домах.
• Большую популярность приобрели философские диспуты, а участие в них вошло в моду: одни принимали участие в них из любви к ним, другие, как это описывал Тацит, из любопытства. Наиболее благодатную почву нашла в Риме стоическая школа — ее ригоризм соответствовал староримской добродетели
• Отношения в Александрии были подобны современным нам отношениям в Америке, имея в виду неограниченность средств, которыми располагала наука. Александрийский «Музей» был огромной научной организацией, которая содержалась за счет общества.
• Он обладал прекрасной библиотекой, зоологическими коллекциями, ботаническими садами, астрономической обсерваторией. В нем (до 300 г. до н. э. ) работал выдающийся математик античности Евклид, создатель «Элементов геометрии» , гармонии, оптики и катоптрики, там жил также Аполлоний, автор трактата о частях конуса.
• В Александрии выдающийся астроном античности Птолемей создал астрономическую теорию, господствующую до времен Коперника, и написал географию, которой пользовались в Европе вплоть до Нового времени. В Александрии работал выдающийся географ Эратосфен. Трудами александрийских ученых античность обязана усвоением идеи шаровидности Земли, осознанием механизма фаз Луны, установлением большинства понятий, которыми и сегодня пользуется космография
• Процесс сближения философии с религией заполнил последний период античности; перевес был на стороне религии, так как именно она подчинила себе философию, а не наоборот. На самом деле эта эпоха выделялась философской религией, но прежде всего — религиозной философией.
• Философия зародилась в Греции из чисто теоретических интересов. Ее границей стал эллинистический период. Принципиальным вопросом этого периода был вопрос: как жить? Впоследствии произошла дальнейшая эволюция проблем: не как жить, а как освободиться от жизни и как соединиться с божеством?
• Вошло в обычай как в греческих, так и в христианских общинах признавать шесть определений философии: • 1) познание бытия как такового; • 2) познание божественного и человеческого промысла; • 3) наука наук;
• 4) любовь к мудрости. Это были старогреческие определения: первое — аристотелевского, а второе — стоического происхождения. Но кроме этого: • 5) размышление над смертью и
• 6) уподобление Богу. • Эти два последних определения философии явились выражением соединения философии с религией, которое произошло на закате античности.
• Однако, на первые два вопроса можно только ответить, что свойства вещей нам совершенно неизвестны, так как восприятия показывают их нам не какие они есть, а лишь какими они нам кажутся, а наши мнения совершенно субъективны;
• поэтому мы никогда не можем ничего утверждать, никогда не имеем права говорить: «это — таково» , а должны всегда лишь говорить: «это кажется мне таковым» ; и, таким образом, воздержание от суждения есть единственное правильное отношение к миру
• кто отказывается что-либо знать о свойствах вещей, тот не может приписывать какойлибо вещи большую ценность, чем иной. Он не будет думать, что нечто само по себе хорошо или дурно, а будет выводить эти понятия из закона и обычаев;
• он будет равнодушен ко всему остальному, будет искать только правильного душевного настроения или добродетели, и вместе с душевным спокойствием найдет и блаженство.
• Со времени завоевания Македонии римлянами (168 г. до н. э. ) Греция фактически была тем, чем она все более становилась и юридически: именно частью римской империи.
• И вскоре, при содействии таких лиц, как Фламиний, Эмилий Павел, Сципион Эмилиан и его друзья, между Грецией и Римом развилось научное общение; греческие учителя начинали притекать в Рим, а молодые римляне во все большем числе отправлялись в философские школы Афин и других греческих городов.
• В своеобразной форме выражается эклектизм последнего века до н. э. у римских философов этой эпохи. Среди них по своему историческому влиянию превосходит всех остальных Марк Туллий Цицерон (106— 43 до н. э)
• Но он обязан этим успехом не проницательности и самостоятельности своего собственного мышления, а исключительно ловкости, с которою он, несмотря на поверхность своего знакомства с учениями греков, сумел передать их латинскому миру в ясном и понятном изложении
• Луций Анней Сенека родился в самом начале христианской эры в Кордове и был воспитателем и долгое время советником Нерона, по приказу которого он умер в 65 году н. э.
• Хотя он во всех наиболее важных пунктах сохраняет учение своей школы, однако в его философии веет несколько иной дух, по сравнению с древнестоическим; он также охотно пользуется иными, нестоическими авторитетами и в особенности любит цитировать сочинения Эпикура
• требование, чтобы мы посредством нравственной работы над самими собой сделали себя независимыми от всего внешнего, • Сенека все же нередко приписывает внешним благам и бедствиям значение слишком большое, которое собственно не вправе им приписывать стоик