Передвижничество. Эстетическая программа Крупнейшее прогрессивное

Скачать презентацию Передвижничество.  Эстетическая программа  Крупнейшее прогрессивное Скачать презентацию Передвижничество. Эстетическая программа Крупнейшее прогрессивное

передвижники.ppt

  • Количество слайдов: 26

> Передвижничество.  Эстетическая программа Передвижничество. Эстетическая программа

>Крупнейшее прогрессивное демократическое художественное объединение Товарищество передвижных художественных выставок (1870 -1923) было создано русскими Крупнейшее прогрессивное демократическое художественное объединение Товарищество передвижных художественных выставок (1870 -1923) было создано русскими живописцами и скульпторами реалистического направления. Возникновение Товарищества в значительной степени было обусловлено кризисом салонного академического искусства, общим подъемом демократической культуры в 50— 60 -е годы XIX века и подготовлено деятельностью петербургской Артели художников-демократов во главе с Крамским, ставшим в 1870 году одним из членов-учредителей Товарищества, его вождем и идейным вдохновителем. Товарищество художников-передвижников объединяло вокруг себя всех лучших живописцев и скульпторов второй половины XIX — начала XX века. Это И. Н. Крамской, Г. Мясоедов, А. К. Саврасов, В. И. Суриков, И. Е. Репин, И. Левитан, А. И. Куинджи, В. Д. Поленов, В. А. Серов, И. Шишкин, В. М. Васнецов, К. А. Савицкий и многие другие. Помимо членов Товарищества участниками передвижных выставок были художники- экспоненты: М. М. Антокольский, В. В. Вере- щагин , А. П. Рябушкин, И. П. Трутнев, Ф. А. Чирко , К. А. Коровин , С. А. Коровин и другие. Академист Иван Крамской. Фотография 1860 -е

> «Бунт четырнадцати»  - выступление четырнадцати учеников Петербургской академии художеств, бросивших вызов устаревшим «Бунт четырнадцати» - выступление четырнадцати учеников Петербургской академии художеств, бросивших вызов устаревшим академическим порядкам. Живописцы Б. Б. Вениг, А. В. Григорьев, Н. Д. Дмитриев Оренбургский, Ф. С. Журавлёв, А. И. Корзухин, К. Е. Маковский, А. И. Морозов, К. В. Лемох , А. Д. Литовченко, М. И. Песков, Н. Петров, Н. С. Шустов и скульптор В. П. Крейтан во главе с И. Н. Крамским обратились к академическому начальству с просьбой разрешить им самим выбрать сюжеты картин для участия в конкурсе на Большую золотую медаль. Императорская Академия Художеств

>Со времени основания Академия   Большая серебряная медаль Художеств в качестве сюжета на Со времени основания Академия Большая серебряная медаль Художеств в качестве сюжета на Императорской Академии выпускных экзаменах предлагались художеств «За успех в мифологические или библейские события. рисовании» . И. Н. Крамской и его товарищи впервые выступили за право художника выбрать сюжет самостоятельно. Просьба выпускников была воспринята профессорами как нарушение всех устоев, почти как революция. В день экзамена (9 ноября 1863 г. ) была объявлена конкурсная тема «Пир в Валгалле» (из скандинавской мифологии). Ученики потрясли сановников небывалым поступком – все, как один, отказались от участия в конкурсе и попросили выдать им дипломы об окончании в соответствии Большая золотая медаль с уже имеющимися у них наградами Императорской Академии Академии. художеств «Достойному» .

>Из альма-матер, над главным входом которой красовалась надпись «Свободным искусствам»  и где искусство Из альма-матер, над главным входом которой красовалась надпись «Свободным искусствам» и где искусство было сковано ржавыми цепями прошлого, художники и скульптор вышли с дипломами второй степени и новыми смелыми замыслами. Эта «культурная революция» была судьбоносным событием для русского искусства: зарождался критический реализм, освобождалось творчество. Артель свободных художников, организованная в 1863 году после «бунта четырнадцати» , в течение ряда лет являлась в Петербурге своеобразным художественным центром, противостоящим Академии и ее искусству, далекому от запросов жизни, от современной действительности. Четырнадцать претендентов на большую золотую медаль Императорской Академии Художеств. Слева направо: Богдан Вениг , Александр Григорьев, Николай Дмитриев, Фирс Журавлёв, Пётр Заболотский , Иван Крамской, Алексей Корзухин , Карл Лемох , Александр Литовченко, Константин Маковский, Александр Морозов, Михаил Песков, Николай Петров и Николай Шустов.

>Московские художники Мясоедов, Перов, Маковский, Прянишников, Саврасов в конце 1869 года предложили петербургской Артели Московские художники Мясоедов, Перов, Маковский, Прянишников, Саврасов в конце 1869 года предложили петербургской Артели соединиться всем вместе и образовать новое общество. В 1870 году "Товарищество", уже утвержденное правительством, начало свою деятельность. Ко времени создания Товарищества петербургская Артель почти прекратила свое существование, и часть ее членов вошла в новое объединение. "Передвижники", как стали называть членов Товарищества, ставили перед собой задачу самой широкой пропаганды искусства и общественно-эстетического воспитания народных масс. Уже в 50 -60 -е годы XIX века в противовес ложноклассическому искусству, которое насаждала императорская Академия художеств, происходит тесное сближение с жизнью демократического искусства. Группа членов Товарищества передвижных художественных выставок (1886 г. ). Сидят (слева направо): С. Н. Аммосов, А. А. Киселёв, Н. В. Неврев , В. Е. Маковский, А. Д. Литовченко, И. М. Прянишников, К. В. Лемох , И. Н. Крамской, И. Е. Репин, Иванов (служащий в правлении товарищества), Н. Е. Маковский. Стоят (слева направо): Г. Г. Мясоедов, К. А. Савицкий, В. Д. Поленов, Е. Волков, В. И. Суриков, И. И. Шишкин, Н. А. Ярошенко, П. А. Брюллов, А. К. Беггров.

>Главное, чего прежде всего сумели добиться члены Товарищества, — это устройство самостоятельных выставок и Главное, чего прежде всего сумели добиться члены Товарищества, — это устройство самостоятельных выставок и передвижение их по городам России. Первая выставка Товарищества открыта в Петербурге 29 ноября 1871 г. в здании Академии художеств. Особый успех на выставке имели картина А. Саврасова «Грачи прилетели» , картина Н. Ге «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» , скульптура М. Антокольского «Иван Грозный» . За полвека своего существования Товарищество провело 47 передвижных выставок. Н. Ге. Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе. 1871 М. Антокольский Иван Грозный 1870 А. Саврасов Грачи прилетели 1871

>Крамской Иван Николаевич (1837 -1887) Крамской И. Н. - главный учредитель и основатель ТПХВ. Крамской Иван Николаевич (1837 -1887) Крамской И. Н. - главный учредитель и основатель ТПХВ. Без Крамского невозможно представить все те начинания художественной культуры с ее новейшими преобразованиями, открывшие народным массам всю правду жизни в искусстве. Под влиянием идей русских демократов- революционеров Крамской отстаивал взгляд о высокой общественной роли художника, принципов реализма, моральной Могила И. Н. Крамского сущности и на. Тихвинском кладбище в национальности Александро-Невской лавре искусства. (Санкт-Петербург) Автопортрет, 1867

>Иван Крамской замечательный мастер портретного жанра,  им написаны ряд знаменитых портретов:  Л. Иван Крамской замечательный мастер портретного жанра, им написаны ряд знаменитых портретов: Л. Н. Толстого, М. Е. Салтыкова - Щедрина, Софьи Николаевны Крамской, Портрет неизвестной , И. И. Шишкина. Портрет Л. Н. Толстого. 1873 Портрет И. И. Шишкина. 1873 «Читающая Софья Крамская» . 1863

>    Неизвестная. 1883     «Неизвестная»  считается одним Неизвестная. 1883 «Неизвестная» считается одним из наиболее значительных и известных произведений Ивана Крамского. Дав полотну такое название, художник Портрет М. Е. Салтыкова- придал ему ореол таинственности и интриги. В идейно Щедрина. 1876 -художественном плане содержания образа «Неизвестной» , живописцу удалось создать произведение, стоявшее на грани портрета и тематической картины

>З наменитая картина Крамского  «Христос в пустыне» вызвала бурю эмоций и долго не З наменитая картина Крамского «Христос в пустыне» вызвала бурю эмоций и долго не утихавшую полемику. В этой картине Крамской хотел показать драматическую ситуацию нравственного выбора, в котором нет отступления от выбранного пути. «Христос в пустыне. 1872»

>В 70— 80 -е годы 19 века деятельность Товарищества достигла наивысшего расцвета.  Передвижники В 70— 80 -е годы 19 века деятельность Товарищества достигла наивысшего расцвета. Передвижники оказали огромное влияние на все стороны художественной жизни России, на формирование национальных художественных школ. Передвижники были убежденными реалистами, а выдвинутая ими программа народности искусства выражалась в изображении типических сторон и многогранных характеров социальной жизни, часто с критической тенденцией ( «Земство обедает» Г. Мясоедова , 1872 г. , «Встреча иконы» К. Савицкого, 1878 г. ). Тема обличения, протеста усиливается во Встрече иконы тем, что художник с истинным сочувствием и симпатией показывает крестьян, их чистоту, цельность, искренность их веры. К. Савицкий. Встреча иконы. 1878 Г. Мясоедов. Земство обедает. 1872 Художник показывает неравноправное положение членов земской управы простым сюжетным ходом – «земство обедает» соответственно своему социальному положению. На земле расположились крестьяне, их обед – кусок хлеба и лук. Над их головами, в открытом окне буфетной, виден лакей, протирающий посуду для «благородных» представителей земства.

>Передвижники показывают не только бедность, но и красоту народного быта ( «Приход колдуна на Передвижники показывают не только бедность, но и красоту народного быта ( «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу» В. Максимова, 1875 г. ), не только страдание, но и стойкость перед лицом жизненных невзгод, мужество и силу характеров ( «Бурлаки на Волге» И. Репина, 1873 г. ). В. Максимов. Приход колдуна на крестьянскую свадьбу1875 И. Репин. Бурлаки на Волге. 1873

>Художники-пейзажисты составляли значительную часть членов Товарищества, а некоторые из них были членами-учредителями. Своего наибольшего Художники-пейзажисты составляли значительную часть членов Товарищества, а некоторые из них были членами-учредителями. Своего наибольшего развития пейзажная живопись достигла в работах художников-передвижников: И. Шишкина, В. Д. Поленова, И. И. Левитана, А. К. Саврасова , А. И. Куинджи. Характерный для бытового и батальонного жанров демократизм проникает и в жанр пейзажа. Процесс этот аналогичен тому, что сделали барбизонцы во Франции. Барбизонская школа — группа французских художников-пейзажистов. Барбизонцы выступали за реалистический пейзаж своей родины с обыденными мотивами с участием простых людей, занятых трудом, в отличие от романтиков, создававших приукрашенные и внешне красивые пейзажи. Характерным приемом барбизонской школы, предвосхитившим импрессионизм, было создание этюда на пленэре с последующим окончательным завершением работы в ателье. Дюпре. Дубы в Фонтенбло Милле Стога: осень. 1874 Тройон. Отправление на рынок. 1859

>Не величественная природа с античными руинами Ф. Матвеева, не итальянские виды Сильвестра Щедрина, не Не величественная природа с античными руинами Ф. Матвеева, не итальянские виды Сильвестра Щедрина, не романтическая марина И. Айвазовского, а внешне мало эффектный среднерусский пейзаж или суровая северная природа становятся теперь главной темой живописцев. Уже на первой передвижной выставке зрители увидели такой пейзаж – А. К. Саврасова «Грачи прилетели» : деревья и поля еще голые, как-то особенно бросаются в глаза старые церковь и колоколенка, лишь грачи возвещают о приходе весны на эту обнаженную, невзрачную землю. С. Щедрин. Веранда, обвитая виноградом. 1828 Ф. Матвеев. Вид Рима. Колизей. 1816. А. Саврасов. И. Айвазовский. Грачи прилетели. Лунный пейзаж с 1871 кораблекрушением. 1863

>Пейзаж Саврасова – пейзаж лирический,  камерный,  интимный.  Он построен на тончайших Пейзаж Саврасова – пейзаж лирический, камерный, интимный. Он построен на тончайших оттенках настроения и на нежнейшей нюансировке цвета. От этого даже первые полотна Саврасова привлекают душевностью и искренностью чувств. По словам современников, высоко ценивших талант Саврасова , до него никому не удавалось показать красоту русского пейзажа столь поэтично и глубоко. А. Саврасов. Закат над болотом. Весенний вечер. 1871 Ольха цветет. 1880 -е. А. Саврасов. Волга. 1874

>Пейзажи И.  Шишкина – это природа богатырского народа. Именно русский лес был любимой Пейзажи И. Шишкина – это природа богатырского народа. Именно русский лес был любимой темой для пейзажей И. И. Шишкина. В его пейзажах «Рожь» (1878), «Лесные дали» (1884), «Утро в сосновом лесу» (1889) воплощена необъятность и вечность образа русской земли. И. Шишкин. Рожь. 1878 И. Шишкин. Утро в сосновом бору. 1889 И. Шишкин. Лесные дали. 1884

>А.  И.  Куинджи,  в отличие от своих товарищей по творческому объединению, А. И. Куинджи, в отличие от своих товарищей по творческому объединению, не получил систематического специального художественного образования. Он учился у И. К. Айвазовского, когда жил у него в Феодосии, прослушал, как вольнослушатель, курс в Академии художеств, вместе с друзьями — передвижниками много работал на пленере. Он использовал в своих пейзажах новые изобразительные приемы, к ним относились световые эффекты и необычно интенсивные тона, острые ракурсы в композиции картин. Его пейзажи оставляли впечатление необычности, небудничности. В картинах Куинджи «На острове Валаме» , «Дарьяльское ущелье» , «Березовая роща» природа предстает, как мощная сила, дарующая людям красоту и радость необычных впечатлений А. Куинджи. На острове Дарьяльское ущелье. Варлааме. 1873 Лунная ночь. 1890 - 1895 А. Куинджи. Берёзовая роща. 1879

>На 6 -й выставке товарищества своим  «Московским двориком»  дебютировал В.  Д. На 6 -й выставке товарищества своим «Московским двориком» дебютировал В. Д. Поленов. Этот поленовский пейзаж стал классическим произведением русской пейзажной живописи и одной из самых популярных и любимых картин в русской живописи XIX века. На фоне исконно русских, до глубины души русских картин несколько странно видеть картины на восточные и евангельские темы. Но такова была необъятная душа великого человека и художника, что Поленов не мог удержать в рамках какого-либо одного стиля или жанра. В. Поленов. Бабушкин сад. 1879 В. Поленов. Московский дворик. 1878 В. Поленов. Христос и грешница. 1873

>    В. Поленов. Тивериадское озеро. 1888 В. Поленов. Мечты. 1894 В. Поленов. Тивериадское озеро. 1888 В. Поленов. Мечты. 1894 В. Поленов. Заросший пруд. 1879

>Продолжателем традиций Саврасова был И.  Левитан. Лиричность,  жизненная правда,  глубокое внутреннее Продолжателем традиций Саврасова был И. Левитан. Лиричность, жизненная правда, глубокое внутреннее содержание и огромное живописное мастерство — характерные черты творчества Исаака Ильича. Для Левитана не было секретов в природе, он мог даже не изучать её, он великолепно чувствовал её «душу» и передавал это в своих пейзажах. Чтобы убедиться в этом, достаточно просто всмотреться в его произведения: «Над вечным покоем» , «Березовая роща» , «Золотая осень» и многие другие. Левитан. Берёзовая роща. И. Левитан. Над вечным покоем. 1885 -1889 1894 И. Левитан. Золотая осень. 1895

>Передвижники также отображали героические  страницы освободительного народного движения ( «Арест пропагандиста» , Передвижники также отображали героические страницы освободительного народного движения ( «Арест пропагандиста» , «Отказ от исповеди» , «Не ждали» , И. Репина). Репин первым из русских мастеров живописи обратился к теме революционного движения. Творчество мастера включает цикл картин, главными героями которого стали представители "Народной воли". И. Репин. Не ждали. 1888 И. Репин. Арест пропагандиста. 1892 И. Репин. Отказ от исповеди. 1885

>Большое значение в их творчестве приобретают социально-бытовой портрет ( «Курсистка» Н. Ярошенко, 1883 г. Большое значение в их творчестве приобретают социально-бытовой портрет ( «Курсистка» Н. Ярошенко, 1883 г. ), а позже — историческая живопись, где главным действующим лицом выступает народ ( «Утро стрелецкой казни» В. Сурикова, 1881 г. ). Художник обратился к событиям эпохи Петра I, когда Стрелецкий бунт, возглавляемый царевной Софьей, был подавлен, а стрельцы казнены. Однако Полотно "Курсистка" стало первым в Суриков не показал самой казни, так как он не русском искусстве изображением стремился шокировать зрителя, а хотел рассказать о учащейся женщины. Тяга женщин к трагической народной судьбе в момент исторического образованию, к самостоятельности в ту перелома. Художник сосредоточил внимание на эпоху была чрезвычайно высока. душевном состоянии приговорённых и том, что Поэтому картина Ярошенко была переживает каждый из них в последние минуты своей особенно созвучна времени. жизни.

>Образы русской народно-сказочной фантазии оживают на полотнах В. Васнецова. Его историко- былинная живопись, Образы русской народно-сказочной фантазии оживают на полотнах В. Васнецова. Его историко- былинная живопись, вероятно, базировалась на любви к народной лубочной традиции. Вообще картины Васнецова часто встречали критику из-за их сказочности и былинных мотивов. После побоища Игоря Святославича с Иван царевич на сером половцами. 1880 волке. 1889 Витязь на распутье. 1882

>Лубок — вид графики, изображение с подписью,     В I 898 Лубок — вид графики, изображение с подписью, В I 898 году Васнецов заканчивает своё магистральное отличающееся простотой и доступностью произведение – «Богатыри» . Основной темой образов. эпического полотна было изображение защитников родины, богатырей-воинов. Характеры персонажей картины художник разработал в соответствии с Лубок. Алёша былинными образами. В центре – Илья Муромец. Его Попович (XVIII век) фигура в центре композиции «организует» группу богатырей. Богатырь справа, самый младший, «напуском смелый» – Алеша Попович. Третий богатырь – Добрыня Никитич – в соответствии с былинами представителен и величав. Объединяет фигуры богатырей пейзаж, получившийся монументально-эпическим и величавым. Лубок. Илья Муромец и Соловей- разбойник (XVIII век)

>На ослабление Товарищества работала появившееся тенденция противостояния в среде передвижников по линии старые—новые поколения, На ослабление Товарищества работала появившееся тенденция противостояния в среде передвижников по линии старые—новые поколения, что, в условиях появления в начале века новых объединений художников различной направленности, вело к оттоку талантливой молодёжи. В 1901 г. из Товарищества вышли сразу 11 художников. Организация утрачивала свою былую привлекательность и востребованность, и, в изменившихся условиях, оказалась неспособной к обновлению. В 1922 г. состоялась последняя выставка передвижников. В 1923 г. Товарищество прекратило своё существование.