Пейзажный стиль.ppt
- Количество слайдов: 100
ПЕЙЗАЖНЫЙ СТИЛЬ
Мода на регулярный стиль вслед за Францией охватила все европейские государства. Все монархи Европы стремились создать в своих резиденциях нечто похожее на Версаль. Им подражали их придворные, церковные иерархи, зажиточные горожане.
Но французский стиль с его строгой планировкой, геометрически выверенными партерами и клумбами чёткими очертаниями деревьев и кустов, стриженными боскетами уже в середине, а особенно в конце 18 в. стал подвергаться критике.
Такое охлаждение к регулярному паркостроению было обусловлено несколькими обстоятельствами. Во-первых идеи французского просвещения широко распространившиеся по Европе провозгласили ценность природы как колыбели человечества. Одним из провозглашенных неполитических лозунгов Ж-Ж. Руссо был лозунг «Назад к природе» .
Прелесть первозданной природы, чистого воздуха и воды, вдохновение от поражающих своей естественной не вычурной красотой сельских пейзажей, мир природных запахов и чисты звуков вновь обрёл ценность.
Пребывание на лоне природы давало отдых от суеты городской жизни, ощущение свободы, естественности и простоты жизни, наталкивало размышления, давало простые и мудрые ответы на «больные вопросы» .
Стремление к простоте и естественности жизни, увлечение изучением царств растений и животных, ботаникой, зоологией, селекцией охватило все просвещенные умы и стало модным даже в среде высшей знати.
На фоне этих новых идей регулярные сады и парки выглядели слишком искусственными, ненастоящими, поддельными.
На отношение к регулярным садам повлияла и смена художественного стиля. На смену классицизму приходит романтизм, который ставил во главу угла эмоциональность, творческий дух и воображение художника. Часто мятежные настроения героя романтических произведений сопровождают и иллюстрируют грозовые, полные динамики и непредсказуемой дикой энергии природные картины.
Близким к романтизму был и сентиментализм, делавший упор внутреннем мире человека, чувственности, простых житейски радостях, идеализации ушедших в прошлое эпох. Чрезвычайно модны пасторальные сюжеты из сельской жизни простые картины из жизни обычных людей. Сад в это время видится как уголок нетронутой цивилизацией природы, мир умиротворения и чистых образов, место благородны раздумий радостных мечтаний.
Значимым для формирования нового стиля представляется и знакомство с традициями восточного садоводства, прежде всего китайского, арабского и индийского.
Не случайно родиной нового ландшафтного стиля стала Англи имевшая давние торговые и политические связи со многими восточными государствами.
Именно здесь впервые появились исследования о восточных садах, например книга английского архитектора В. Чемберса о садах Китая, вышедшая в 1772 г. и имевшая большой успех. Англичанам пришлась очень по вкусу традиция китайцев не преобразовывать природу, а воссоздавать её творения, подражать ей.
Развитию пейзажного ландшафтного стиля именно в Англии способствовали и сами природные особенности страны с её неяркой природой, пересеченным холмистым ландшафтом, обилием ручейков, озёр, болот.
Важно было и то, что в Англии земля имела высокую цену, считалась главным достоянием, использовалась с полной отда Создавать сады и парки в тысячи гектар здесь имели возможность единицы. Кроме того, Англия весьма традиционная страна. Поместья передавались из поколения в поколение, разрушать и перестраивать их без надобности было не принято.
Во многих обширных поместьях устройство регулярного сада потребовало бы решительной перепланировки. Поэтому регулярный французский стиль в Англии имел в основном локальное применение лишь на отдельных участках садов и парков.
Элементы регулярного сада известны в Англии со времё средневековья, проникают сюда и новшества французского стиля в виде фонтанов
и скульптур,
регулярных посадок деревьев на границе усадьбы или обсаженных одинаковыми стриженными деревьями аллей.
Границы небольших усадеб или отдельные пространства больших поместий часто обозначались живыми изгородями в виде стриженных боскетов.
Получили распространения и газоны, правда не столько виде знаменитых кружевных партеров, сколько в виде почти естественных зелёных лужаек неправильной формы.
Красивый зеленый газон с отдельными разбросанными по нем деревьями как нельзя лучше соответствовал общему ландшафт и климатическим условиям Англии.
И сегодня изумрудные газоны с единичными крупными деревьями являются визитной карточкой английского пейзажного стиля, оставаясь характерной чертой английского ландшафтного парка.
Газоны перемежались клумбами, архитектурными сооружениями, хозяйственными постройками или некими приспособлениями для увеселений. Например, на этой картин «Чай в саду» английские дамы пьют чай.
На этой картине молодежь использует парк для прогулки и беседы.
Парк или сад пейзажного стиля не был отделён чёткими зрительными границами от окружающего мира он плавно перетекал в окружающий ландшафт. Излюбленными элемента пейзажного стиля стали куртины, микробоксеры, клумбы и цветники, перголы и трельяжи, рокарии и беседки.
Куртины один из элементов – пейзажного стиля. Посадка куртинами означает размещение деревьев и кустарников отдельными живописными группами на открытом пространстве.
Куртины могли группировать как из небольших деревьев и кустарников, так и из мощных высокорослых пород деревьев.
Солитёр– одиночное крупное дерево, имеющее ярко выраженные признаки вида.
Микробоксеры – групповые посадки в линию растений разной высоты, фактуры и цвета.
Пергола– каменная, деревянная или металлическая конструкция с консолями, увитая вьющимися растениями.
Рокарии – композиции из естественного природного камня в сочетании с разными растениями.
Довольно популярны были небольшие уголки, стилизованные под сады Китая, так называемые «китайские садики» .
Довольно экзотичной традицией пейзажного сада 18 в. стали захоронения в садах или стилизации под них. Самого Ж. -Ж. Руссо похоронили, согласно его завещанию в саду.
В садах знати устраивали захоронения любимых домашних животных.
Где не было настоящих могил устанавливали траурные урны и памятники в честь погибших в каком-либо сражении. Эти надгробия и монументы должны были служить назидани напоминанием о бренности жизни для посетителей и владельц сада.
Излюбленным приёмом стало создание отдельных комплексов на островах, окруженных водой, для чего эти острова часто создавались искусственно.
Популярны небольшие водопады для сооружения которых используются обычно природные или обработанные камни
Часто в садах устраивают небольшие пруды, которым стараются придать естественный вид
Одним из достоинств пейзажного стиля стало трепетное отношение к растением, стремление показать их естественную красоту. Это вызвало небывалый интерес к видам и сортам деревьев, трав, цветов.
В 19 в. внимание ландшафтников сосредоточено на культивировании необычных растений, акклиматизации иноземных, селекции и разведении ценных и красивых видов. В ботанических, публичных и частных садах создавались целые коллекции разных растений с научной и декоративной целью.
Но пейзажный парк или сад не нужно путать с естественным природным ландшафтом, он рукотворен. Он представляет из с сложный и оригинальный архитектурно-планировочный компл Где предусмотрены единство дома и окружающего сада, парадная респектабельная часть сада, обычно примыкала к дом
В отдалении от него находились отдельные творчески оформленные пространства: смотровые площадки, с живописными видами, уединённые места для отдыха. Основной идеей пейзажного стиля становится не улучшение, усовершенствование природы, а подражание ей.
Линейные посадки сменяются групповыми, прямые дорожки сменяются извилистыми, водоёмы приобретают неровные естественные очертания.
Особенно популярны малые водоемы в виде естественного маленького озерка или заросшего пруда, создаваемые в разных частях сада.
Актуальны в пейзажных садах и фонтаны, красиво оформленные скульптурой и вписанные в окружающий пейзаж, а также статуи, оригинальные мостики, колонны, гроты и т. д.
Родоначальником пейзажного стиля в Англии стал Вильям Кен В первых созданных им ещё в первой трети 18 в. парках появились извилистые дорожки, ручьи текущие по естественным руслам, обширные газоны обсаженные живописными группами деревьев. Особенно удачными его ранним творениями считались парки Дармер и Рушем.
В парке Рушем где на удачной холмистой местности расположились разнообразные живописные уголки, напоминающие естественные пейзажи.
Статуи и цветники были красиво вписаны в зелёные лужайки с журчащими ручьями, а павильоны и беседки располагались на фоне красивых рощ и водоёмов. Этот парк стал классическим образцом пейзажного или английского стиля.
Кент придумал оригинальные каскады, трехмерные "картины". Любая деталь окрестностей была умело вплетена им в композиц целого. Ещё одним выдающимся творением В. Кента является п Шеффилд.
В конце 1730 -х годов они вместе с его учеником Ланцелотом Брауном произвели перепланировку и реконструкцию старинн парка Стоу в районе Букингема (около 100 км от Лондона). Пар Стоун отличает сложная пространственная композиция и умел использование рельефа местности в сочетании с новинками пейзажного стиля Кента.
С середины 18 в. Л. Браун, приблизился по славе к своему учителю и перестроил десятки регулярных парков в пейзажные, согласно новой моде. Одним из лучших из созданных по проектам Л. Брауна считается парк замка Бовуд, где использованы приёмы ставшие его визитной карточкой. Особое внимание Л. Браун уделял озерам, создавая их при помощи запруд.
Тихий пруд, созданный Л. Брауном в саду Чатворс. Он реконструировал старые формальные сады, изменил курс реки Деруэнт, выполнил обширные посадки деревьев.
Хэевуд Хаус - величественный сад, проект которого разработал и воплотил в жизнь Л. Браун в 1758 -1772 гг.
Очертания берегов казались естественными, хотя на самом деле были тщательно продуманы и подготовлены в инженерном отношении. Саму плотину Браун чаще всего устраивал так, чтобы получался водопад.
Создание парков настолько увлекло англичан, что создавать сады и парки по собственным проектам стали не только профессиональные архитекторы и мастера ландшафтного искусства, но и любители. Одними из знаменитых и красивых любительских парков стали парк Стоухейд, созданный Генри Хоэром и огромный (987 га) Ричмонд-парк в Лондоне, построенный Бриджменом.
Творчество этих и многих других английских архитекторов, создававших пейзажные парки, оказало влияние на развитие садовопаркового ландшафта ряда европейских стран. Очень широко распространилась традиция создания парков в Германии, особенно после её объединения в 19 в. , когда парки и красивые площади в городах стали символами обновлённой объединённой Германии. Воспоминание об аромате роз Карл Шпицвег
Одним из самых известных немецких парков является небольшой (290 га) парк Сан-Суси под Потсдамом.
Первоначальный ансамбль Сан-Суси был создан архитектором Г. В. Кнобельслорфом, но последнюю версию парка значительного расширив его приделы построил архитектор П Лене. В Сан-Суси чрезвычайно много архитектурных сооружений, самым замечательным из которых является картинная галерея.
К комплексу дворца и парка, расположенного на шести террасах он добавил прекрасные по сути отдельные ландшафтные жемчужины Шарлоттенхоф, Сицилийский и Северный сады и сад Марли.
Особенностью Сан-Суси является и то, что здесь с немецкой педантичностью поддерживается старая планировка парка, бережно сохраняя ландшафтные традиции 19 в.
Так что Сан-Суси является не просто красивым парком, но и своеобразным памятником ландшафтным традициям ушедши времён и живым музейным экспонатом.
Кроме того, в парке имеется колоссальная оранжерея длинной 300 м. Из немецких пейзажных парков весьма замечательны парк Мюскау на р. Нейсе, Пильницкий парк в Дрездене, парк Гёте в Веймаре.
Не обошла мода на пейзажные сады и парки и Россию. Уже в 18, а тем более в 19 в. они постепенно вытесняют регулярные парки в имениях дворян и самой императорской семьи. Широко известна прелесть и красота парка в с. Измайлове, Александровского и Екатерининского парков в Царском селе, совмещавших черты регулярного и пейзажного стиля, парки в Ливадии и Царицыне.
Но наиболее великолепны Гатчинский и Павловский парки, выдержанные именно в английском стиле.
Черты нового пейзажного стиля со временем проявились и в Петергофе.
Новая садово-парковая мода проникла и на родину регулярног стиля – во Францию. Одним из первых французских пейзажны парков стал парк Эрменонвиль, созданный архитектором Море Парк был создан вокруг старинного замка, в окрестностях которого находилась река и озеро, заполненные живописными группами растений.
Одним из удивительных мест Эрменонвиля являлась пустынно озеро и пустыня вокруг него. Впоследствии во многих регулярн парках Франции были созданы части или уголки в пейзажном стиле. Стал популярен этот стиль и для небольших поместий и усадеб.
Садовая мода шагнула и за океан. В США после окончания гражданской войны тоже появляется множество публичных и частных парков, устроенных в пейзажном или смешенном регулярнопейзажном стиле. Парк Бостон-Коммон Лужайка Белого дома Японский парк с Сиэтле
Особенно известен из американских парков Иеллоустонский п славящийся своими оригинальными композициями гейзеров и бассейнов, отделанных естественным камнем, ущельями, вулканическими террасами и высокогорным озером.
Фруктовые сады утилитарного назначения и живописные парки для прогулок создаются в местах курортного отдыха. В городах появляются бульвары и публичные парки с разнообразными аттракционами, буфетами, летними эстрадами, спортивными сооружениями. Парки становятся местом публичного отдыха. К. Мане Терраса в Сент -Адрессе К. Писсарро Бульвар Монмартр в Париже
Как никакой другой был востребован пейзажный стиль для создания небольших садиков в частных усадьбах.
Если для регулярного стиля требовались размах и перспектива, то пейзажный сад с несколькими деревьями, небольшим водоёмом и цветниками можно было создать и на очень маленьком кусочке земли. К. Мане. Живерни
Сады частных усадеб в летнее время становятся частью дома. Здесь организовывают игры и пикники, качели и спектакли. К. Мане Завтрак на траве К. Мане Женщины в саду
Здесь музицируют и читают.
Букет из собственного сада становится неотъемлемой частью интерьера.
В своё время сады стали прообразом героического пейзажа Н. Пуссена и идиллического пейзажа К. Лоррена. Велик интерес живописцев к садам и парками в 18 -19 столетиях. С новой силой их красота заговорила на полотнах импрессионистов. К. Мане Голубые кувшинки К. Мане Пруд в Монжероне
К. Мане Сирень на солнце
К. Мане Белые кувшинки
К. Мане Дама в саду
К. Мане Уголок сада в Монжероне
В. Поленов Бабушкин сад
Б. Кустодиев Голубой домик
Пейзажный стиль благополучно продолжил своё существование и в 20 веке. Очевидно, что возможности этого стиля до сих пор не исчерпаны и сегодня множество больших и малых садов и парков создаётся по канонам пейзажного стиля, обогащая его новыми видами садовых растений, способов их компоновки, новыми материалами и идеями.
Наиболее «радикальным» направлением пейзажного стиля в современном садоводстве является лесистый или «дикий» сад максимально приближенный к естественной природе.
Здесь особенно широко распространены не окультуренные, а дикие сорта растений. Сад избегает всего рукотворного.
Ещё одним ответвлением пейзажного стиля является создание тенистых садов.
Также культивируя искусную запущенность сада его поклонники наполняют его различными постройками, хозяйственными помещениями, местами приспособленными для отдыха и игр. Много работают над совместимостью растений.
Литература, использованная для написания лекции: 1. Садовые стили Европы - курс лекций Б. М. Соколова // – www. gardenhistory. ru © Б. М. Соколов - концепция; авторы тексты и фото, 2008 -2012. 2. CD-диск «Романтизм» . 2004, Директ. Медиа. Паблишинг, Москва. 3. CD-диск «Романтические сады Европы» . ООО» Студия Компас» , 2007. 4. В. В. Дормидонтова История садово-парковых стилей. – М. , 2004.