Скачать презентацию Пейзаж второй половины XIX века И И Скачать презентацию Пейзаж второй половины XIX века И И

2-ая половина 19 века, пейзаж.pptx

  • Количество слайдов: 57

 Пейзаж второй половины XIX века И. И. Левитан «Владимирка» , 1892 Пейзаж второй половины XIX века И. И. Левитан «Владимирка» , 1892

Вторая половина XIX века – время становления и расцвета русской школы пейзажной живописи. Именно Вторая половина XIX века – время становления и расцвета русской школы пейзажной живописи. Именно в этом жанре были сделаны открытия, связанные с работой на пленэре, произошло осознание красоты и самобытности национальных мотивов. Тему русского пейзажа одним из первых затрагивает В. Г. Перов в некоторых своих работах: «Сельский крестный ход на Пасхе» и «Проводы покойника» . «Сельский крестный ход на Пасхе» , 1861

Но пейзаж у В. Г. Перова – характеризующая деталь, это своеобразный фон для происходящего Но пейзаж у В. Г. Перова – характеризующая деталь, это своеобразный фон для происходящего события, и по отношению к сюжету картины вторичен. «Проводы покойника» , 1865

В начале 1870 -х годов настоящим откровением для народа стала картина Алексея Кондратьевича Саврасова В начале 1870 -х годов настоящим откровением для народа стала картина Алексея Кондратьевича Саврасова «Грачи прилетели» – один из высочайших образцов русского лирического пейзажа. В этой работе А. К. Саврасов передает всю непритязательную красоту и очарование сельской русской природы. Зрители словно впервые увидели и ощутили, что в этом непритязательном скромном пейзаже таится столько жизни. Сюжет картины – безрадостная равнина, покрытая тающим снегом, слякоть, лужи, кривые березы, сероватое, тяжелое небо, растрепанные грачиные гнезда и их вездесущие крикливые обитатели. Но: небо полно весенней свежести и надежды, а равнина – простора, зовущего за горизонт. «Грачи прилетели» , 1871

Алексей Кондратьевич Саврасов (1830— 1897) — русский художник-пейзажист, член-учредитель Товарищества передвижников. В 1858 году Алексей Кондратьевич Саврасов (1830— 1897) — русский художник-пейзажист, член-учредитель Товарищества передвижников. В 1858 году Саврасов стал руководителем пейзажного класса училища живописи и ваяния. В следующем году был написан «Пейзаж с рекой и рыбаком» , считающимся одним из лучших пейзажей Саврасова. А. К. Саврасов, 1870 -е годы «Пейзаж с рекой и рыбаком» , 1859

На протяжении всего творчества А. К. Саврасов развивал тему поиска красоты и поэзии в На протяжении всего творчества А. К. Саврасов развивал тему поиска красоты и поэзии в обыденном мотиве, который он одухотворял своей живописью. Художника привлекала не заморская эффектная красота, а незатейливость среднерусской полосы, именно в ней он обретал искомый идеал. Еще сильнее почувствован художником внутренний помысел картины «Просёлок» . После сильного дождя по небу несутся разорванные тучи, размыта глинистая дорога, . Ветер качает придорожные ивы. Золотистые отсветы облаков в мокрой земле и лужах объединяют небо с землею. Картина заставляет зрителя переживать непогоду, влажность воздуха, ветер. « Просёлок» , 1873

В 1870 -х происходит ряд драматичных событий в жизни художника, но он продолжает работать В 1870 -х происходит ряд драматичных событий в жизни художника, но он продолжает работать и создает ряд пейзажей: «Проселок» (1873), «Радуга» (1875), «Домик в провинции» (1878), «Рожь» (1881) и др. «Радуга» , 1875

 «Домик в провинции» относится к тем произведениям А. К. Саврасова, которые особенно наглядно «Домик в провинции» относится к тем произведениям А. К. Саврасова, которые особенно наглядно показывают не только его любовь к природе в целом, но и бережное, трогательное внимание к связанным с ней малейшим подробностям человеческого быта. При первом взгляде на картину воспринимается прежде всего "аккорд" драгоценных красок - глубокой синевы туч, сочного оранжевого цвета крыши и зеленых огоньков вешней листвы. Потом замечаешь и кошку, осторожно крадущуюся к распевающей на коньке крыши птичке, и клетку с канарейкой, и букетик ландышей в окне, и наседку с цыплятами, и другие "события" и приметы жизни этого уютного обжитого уголка в один из майских дней. «Домик в провинции. Весна» , 1878

Будучи преподавателем, А. К. Саврасов призывал учеников «идти в природу» , т. е. работая Будучи преподавателем, А. К. Саврасов призывал учеников «идти в природу» , т. е. работая на натуре, находить прекрасное и поэтическое в самом малом и скромном мотиве. Саврасов прививал любовь к «этюдному» творчеству молодым живописцам, в т. ч. В. Д. Поленову, И. И. Левитану, К. А. Коровину и др. А. К. Саврасов «Рожь» , 1881

Федор Александрович Васильев (18501873). Ранняя смерть прервала его взлет, а творческая биография продолжалась всего Федор Александрович Васильев (18501873). Ранняя смерть прервала его взлет, а творческая биография продолжалась всего 7 лет. Васильев был одарен от природы тонким восприятием цветовых оттенков и переходов, предпочитал теплую золотисто-коричневую или зелено-синюю гамму, необычное освещение. Стремясь к выражению сильных чувств, он искал особенные состояния природы, выявляя драматические контрасты, противопоставление стихий: напряжение перед грозой, искрящийся свет после грозовой бури, оттепель посреди зимы. Автопортрет

Особое место в его пейзажах отводится небу – художник изображает сложную жизнь неба во Особое место в его пейзажах отводится небу – художник изображает сложную жизнь неба во всем его многообразии. Таковы его работы «После дождя. Проселок» (к. 1860 -х), «Оттепель» (1871), «Мокрый луг» (1872), и, написанный незадолго до смерти, незаконченный пейзаж «Болото в лесу. Осень» (1872). «Мокрый луг» , 1872

 «Болото в лесу. Осень» , 1872 «Болото в лесу. Осень» , 1872

В произведениях Васильева деревенская природа становится будто одушевленной, наполняясь сложными человеческими переживаниями. Так, в В произведениях Васильева деревенская природа становится будто одушевленной, наполняясь сложными человеческими переживаниями. Так, в работе «После дождя. Проселок» - широкая полоса «живого» неба над низким горизонтом, бегущие по земле тени и обрывочные отражения облаков в лужах – все это создает динамичный образ лишенного эффектов ландшафта. «После дождя. Проселок» , к. 1860 -х

Иванович Шишкин (18321898). Учился в Московском училище живописи и ваяния, затем в Академии художеств, Иванович Шишкин (18321898). Учился в Московском училище живописи и ваяния, затем в Академии художеств, был активным членом Товарищества передвижных художественных выставок. Если Саврасов искал лирических состояний природы (ранняя весна, поздняя осень), то работы И. И. Шишкина отличали эпический размах и большие пространства. И. И. Шишкин стал основоположником русского реалистического пейзажа.

Из всего обширного наследия Шишкина можно назвать несколько ключевых картин, демонстрирующих эволюцию стиля художника. Из всего обширного наследия Шишкина можно назвать несколько ключевых картин, демонстрирующих эволюцию стиля художника. Открывают эту галерею работы 1850 -х годов – «Вид в Окрестностях Петербурга» и «Вид на острове Валааме» – за них Шишкин получил от Академии золотую медаль и право заграничной поездки. «Вид в Окрестностях Петербурга» , 1856

 «Вид на острове Валааме» , 1859 «Вид на острове Валааме» , 1859

Также к раннему творчеству относится работа «Рубка леса» , 1867 Также к раннему творчеству относится работа «Рубка леса» , 1867

Картина «Полдень. В окрестностях Москвы» . И. И. Шишкин ставит перед собой задачу скомпоновать Картина «Полдень. В окрестностях Москвы» . И. И. Шишкин ставит перед собой задачу скомпоновать отобранное, найти единое цветовое решение картины, сохранив при этом ощущение живой натуры, свежесть реального пейзажа. Художник временно отказывается от тщательной разработки переднего плана, стремится к обобщению образа и художественного языка. Картина предваряет группу пейзажей с высоким небом, но художник снова возвращается к идее передачи изображения деревьев, соснового бора изнутри, из глубины леса. «Полдень. В окрестностях Москвы» , 1869

В 1872 году художник создает «Мачтовый лес в Вятской губернии» , он пишет его В 1872 году художник создает «Мачтовый лес в Вятской губернии» , он пишет его по впечатлениям от поездки на родину. В работе И. И. Шишкин стремится соединить любование деталью с созерцанием «спектакля природы» , конкретизацию с обобщением.

В 1878 году И. И. Шишкин исполняет работу «Рожь» , знаменующую собой пору расцвета В 1878 году И. И. Шишкин исполняет работу «Рожь» , знаменующую собой пору расцвета и творческой зрелости. Эта картина считается центральной в эволюции его творчества, сосредотачивает в себе основные, присущие ему тенденции. Художник ищет во времени дня соответствия своему пониманию русской природы. «Рожь» - это идеальный образ родной природы, исключающий не только все случайное, но и все, что человека не радует, что не успокаивает и не возвеличивает душу, при этом художник не отступает от реальности. «Рожь» , 1878

В 1880 -х годах И. И. Шишкин создает работы, которые можно назвать монументальными. Укрупняются В 1880 -х годах И. И. Шишкин создает работы, которые можно назвать монументальными. Укрупняются масштабы этюдов, усложняется художественная задача. Новаторство образного содержания сочетается с новыми находками в области освещения и колорита. Художника интересуют световоздушная среда, окутывающая предметы, игра солнца на поверхностях. В картинах «Сосны, освещенные солнцем» и «Дубы» солнечный свет становится главным объектом внимания. «Сосны, освещенные солнцем» , 1886

Зеленые кроны и просвечивающее сквозь них небо образуют свободное живописное сочетание чистых световых пятен, Зеленые кроны и просвечивающее сквозь них небо образуют свободное живописное сочетание чистых световых пятен, обобщение которых достигает максимальных в живописи художника приделов, при этом И. И. Шишкин сохраняет основу и четкое композиционное построение пейзажа. «Дубы» , 1887

Особый интерес к световоздушной перспективе у И. И. Шишкина проявляется в работах «Туманное утро» Особый интерес к световоздушной перспективе у И. И. Шишкина проявляется в работах «Туманное утро» и «Утро в сосновом лесу» (1889). «Туманное утро» , 1885

Утро в сосновом лесу - одно из ярких произведений И. И. Шишкина. На картине Утро в сосновом лесу - одно из ярких произведений И. И. Шишкина. На картине все очень гармонично. Зеленые, голубые и ярко-желтые тона создают эффект едва проснувшейся от сна природы. На заднем плане можно увидеть яркие золотистые оттенки – это намек на пробивающиеся лучи солнца. Главный акцент картины – это сочетание солнечного света на заднем плане и медведей на дереве на переднем. Если визуально провести линию через эти объекты, то мы увидим, что они изображены художником наиболее ярко и насыщенно. «Утро в сосновом лесу» , 1889

На рубеже 1880 -1890 -х годов И. И. Шишкин обратился к сравнительно редкой для На рубеже 1880 -1890 -х годов И. И. Шишкин обратился к сравнительно редкой для него теме зимнего оцепенения природы и написал большую картину "Зима" (1890), поставив в ней трудную задачу передачи чуть заметных рефлексов и почти монохромной живописи. "Зима" , 1890

В 1890 -е годы творчество И. И. Шишкина достигает новых вершин через слияние графической В 1890 -е годы творчество И. И. Шишкина достигает новых вершин через слияние графической основы построения пейзажа и световоздушных решений пейзажей. Достойным завершением его цельного и самобытного творчества стала картина "Корабельная роща" - полотно, классическое по полноте и многогранности художественного образа, совершенству композиции. В основу этого пейзажа легли натурные этюды, выполненные И. И. Шишкиным в родных прикамских лесах, где он нашел свой идеал - синтез гармонии и величия. «Корабельная роща» , 1898

Одним из наиболее эмоциональных произведений русской пейзажной школы считается «Оттепель» . Этот образ навевает Одним из наиболее эмоциональных произведений русской пейзажной школы считается «Оттепель» . Этот образ навевает грустные ассоциации, но вместе с тем трогателен и притягателен: девочка и старик идут по раскисшей дороге, среди промозглых просторов, но они способны удивляться и радоваться даже таким незначительным происшествиям, как сценка, разыгранная стаей ворон на дороге. «Оттепель» , 1871

Еще один мастер пейзажа Архип Иванович Куинджи(1842 -1910), который выделялся неординарностью натуры, физической и Еще один мастер пейзажа Архип Иванович Куинджи(1842 -1910), который выделялся неординарностью натуры, физической и духовной силой, независимостью суждений, склонностью к экспериментам и новаторству (увлечения астрономией, физикой цвета и света). Интерес художника вызывали ситуации в природе, связанные с необычным лунным или солнечным освещением. Тема вечного и прекрасного света, непостижимости Вселенной, таинственности мироздания и всего сущего на земле составила главное направление творческих поисков художника. Портрет А. К. Куинджи, В. М. Васнецов , 1869

В 1870 -е годы Куинджи создает в этом ключе ряд пейзажных работ: «Березовая роща» В 1870 -е годы Куинджи создает в этом ключе ряд пейзажных работ: «Березовая роща» (1879), «Степь» (1875), «Ладожское озеро» (1873), «После дождя» (1879), «На острове Валааме» (1873) и др. «Степь» , 1875 «Березовая роща» , 1879

 «После дождя» , 1879 «Ладожское озеро» , 1873 «После дождя» , 1879 «Ладожское озеро» , 1873

В 1880 году Куинджи устраивает выставку одной картины – «Лунная ночь на Днепре» , В 1880 году Куинджи устраивает выставку одной картины – «Лунная ночь на Днепре» , которая восхитила как русскую, так и французскую публику необыкновенным фосфоресцирующим свечением ночной природы. Картина имела дополнительную подсветку, что усиливало эффект глубины пространства. «Лунная ночь на Днепре» , 1880

 «На переломе 1870 -х и 1880 -х годов Куинджи пишет «Север» и «Днепр «На переломе 1870 -х и 1880 -х годов Куинджи пишет «Север» и «Днепр утром» . «Север» , 1879

 «В картине «Днепр утром» Куинджи снова проявил заинтересованность в передаче цветовой среды. Художник «В картине «Днепр утром» Куинджи снова проявил заинтересованность в передаче цветовой среды. Художник переосмысливает импрессионистическую пластику, сообщая движение цвету, замешанному на тональной основе. В то же время он отказывается от интимности, свойственной импрессионистическому видению, попрежнему сохраняя классицистическую величественность образа. «Днепр утром» , 1881

Особенностью творческого метода Куинджи было написание работ по памяти, он предпочитал «сочинять» картину, буквально Особенностью творческого метода Куинджи было написание работ по памяти, он предпочитал «сочинять» картину, буквально «конструировать» композицию в поисках обобщенного живописного образа, стремясь к лаконизму. Во многих пейзажах Куинджи цвет словно окрашен внутренним таинственным свечением, создающим своеобразную ауру. «На острове Валааме» , 1873

Как и Куинджи, уроженцем юга России был Иван Константинович Айвазовский (1817 -1900). С детских Как и Куинджи, уроженцем юга России был Иван Константинович Айвазовский (1817 -1900). С детских лет он был зачарован Черным морем, морская стихия стала главной темой его картин. Айвазовский был высоко оценен и на Западе, шесть европейских Академий Художеств избрали его почетным членом, а музей Уффицци предложил ему написать автопортрет для своей галереи. Слава Айвазовского распространилась далеко за пределами России. Айвазовский мог решать труднейшие задачи в показе морских просторов, прозрачности бушующих волн в океане, а также сияния солнца, или блеска луны с отражением в прибрежных волнах. Автопортрет

Повышенная эмоциональность приводит И. К. Айвазовского в начале его деятельности к ряду романтических картин, Повышенная эмоциональность приводит И. К. Айвазовского в начале его деятельности к ряду романтических картин, из которых особой известностью пользуется «Девятый вал» . В море бушуют грозные волны, набегая одна на другую; за ними идет громадная девятая волна, готовясь поглотить несчастных людей, спасающихся от кораблекрушения. Гребни волн подхватываются ветром и несутся над разъяренным океаном. Становится страшно за людей, уцелевших на остатках корабля, и хочется чтобы они спаслись. «Девятый вал» , 1850

Новым достижением в живописном искусстве явилась картина Новым достижением в живописном искусстве явилась картина "Море. Симеиз". Она написана широко и свободно без излишней детализации, колорит ее более холодный и естественный, он выдержан в единой цветовой гамме и поражает богатством тоновых переходов. «Море. Симеиз» , 1864

С большой эмоциональностью создан грандиозный по размерам и замыслу холст С большой эмоциональностью создан грандиозный по размерам и замыслу холст "Буря на Северном море". Здесь художник вдохновенно передает пафос борьбы человека с грозной морской стихией. «Буря на Северном море» , 1865

В это же время он пишет работы: В это же время он пишет работы: "Восход солнца у берегов Ялты", "Буря на океане", "Туманное утро в Италии" (все 1864). "Восход солнца у берегов Ялты" "Буря на океане"

"Туманное утро в Италии"

Начиная с 1870 -х годов в творчестве И. К. Айвазовского последовательно и постоянно появляются Начиная с 1870 -х годов в творчестве И. К. Айвазовского последовательно и постоянно появляются реалистические черты и, в то же время, еще продолжают жить традиции романтического направления. Картины «Кораблекрушение" (1876), "Восход солнца" (1870 -е) - это гимн красоте природы. Здесь художник мастерски использует богатство отношений цвета и света. В работах уживаются реалистические и романтические черты одновременно. «Кораблекрушение, 1876

В 1880 году И. К. Айвазовский пишет картину «Черное море» . Здесь нет бури, В 1880 году И. К. Айвазовский пишет картину «Черное море» . Здесь нет бури, нет разъяренных волн, в их мерном движении чувствуется величие и сила природы. Морская стихия не обнаруживает себя внешне, а как бы исподволь руководит движением волн. «Черное море» , 1880

Одна из последних картин И. К. Айвазовского «Среди волн» . Это подлинная стихия моря, Одна из последних картин И. К. Айвазовского «Среди волн» . Это подлинная стихия моря, где видны только пенящиеся волны, несущиеся под напором ветра. Художник изобразил бушующую стихию - грозовое небо и бурное море, покрытое волнами, как бы кипящими в столкновении одна с другой. Он отказался от обычных в своих картинах деталей в виде обломков мачт и гибнущих кораблей, затерявшихся в безбрежном морском просторе. «Среди волн» , 1898

Василий Дмитриевич Поленов (18441927). Живописное творчество Поленова многогранно: художник работал в масляной и графической Василий Дмитриевич Поленов (18441927). Живописное творчество Поленова многогранно: художник работал в масляной и графической техниках, в историческом и портретном жанрах, но особенно много – в пейзажном. Он открыл новое отношение к этюду как к вполне самодостаточному художественному произведению. Работа на пленэре дала ему возможность исследовать тонкие соотношения цвета и света, использовать цветные тени. Ряд картин, исполненных Поленовым в с. 1870 -х годов, выдвинули проблему слияния пейзажа и жанра, воплотившуюся в творчестве живописцев следующего поколения. Портрет В. Д. Поленова, И. Е. Репин , 1877

Пейзажное наследие В. Д. Поленова открывает знаменитый «Московский дворик» . Этюд к картине Пейзажное наследие В. Д. Поленова открывает знаменитый «Московский дворик» . Этюд к картине "Московский дворик" художник писал из окон своей московской квартиры. Обыденный городской уголок Поленов превратил в идиллический мир русской жизни, полный пленительной радости бытия. Здесь Поленов смог создать такой же архетипический образ, что и Саврасов в картине «Грачи прилетели» . Этюд «Московский дворик» , 1878

В. Д. Поленов вводит в работу и духовное начало. На этюде нет человеческих фигур, В. Д. Поленов вводит в работу и духовное начало. На этюде нет человеческих фигур, это создает ощущение лиричности и уединения, а в картине Поленов вводит играющих на переднем плане детей, на среднем плане -лошадь с телегой, и бабу, кормящую кур (на заднем плане), это придает жанровость пейзажу. «Московский дворик» , 1878

Еще одна из картин, получивших известность на передвижной выставке – «Бабушкин сад» . Эта Еще одна из картин, получивших известность на передвижной выставке – «Бабушкин сад» . Эта работа аллегорична и поэтична одновременно – она акцентирует идею вечного и гармоничного движения и обновления жизни. В. Д. Поленов соотносит в композиции работы прошлое и настоящее, старое и молодое, старинного усадебного дома и буйной свежей июньской зелени. Персонажи картины – пожилая хозяйка сада и ее юная компаньонка. Мягкий солнечный свет объединяет уютный сад с его обитателями, деревянный дом, окруженный сочной растительностью, в единый гармоничный мир. «Бабушкин сад» , 1878

В дальнейшем развитие В. Д. Поленова-пейзажиста в эпоху 90 -х годов неразрывно связано с В дальнейшем развитие В. Д. Поленова-пейзажиста в эпоху 90 -х годов неразрывно связано с его жизнью на берегу Оки, которая стала в эти годы неиссякаемым источником его творческого вдохновения. Природа района благоприятствовала развитию у Поленова влечения к эпическому пейзажу. Художник очень быстро нашел свою тему в пейзаже и с этого момента стал настоящим поэтом Оки. Поленов любил эту реку в различные времена года в любых ее состояниях, что послужило созданием целой серии картин. «Часовня на берегу Оки» , 1893

Это полотна: «Ранний снег» (1891), «Летом на Оке» (1893), «Стынет. Осень на Оке близ Это полотна: «Ранний снег» (1891), «Летом на Оке» (1893), «Стынет. Осень на Оке близ Тарусы» (1893), «Часовня на берегу Оки» (1893), «Долина Оки» (1902) и др. «Стынет. Осень на Оке близ Тарусы» , 1893

Первый план пейзажа изображает кустарники и небольшие деревья, которые еще не успели сбросить свою Первый план пейзажа изображает кустарники и небольшие деревья, которые еще не успели сбросить свою осеннюю листву, но уже оказались под покровом снега. Художник очень тщательно прорисовал мелкие детали: листья деревьев, стебли травы и стволы кустарников, мягкий неровный снежный покров. Вдали видна речка, которая пока еще только подернулась легкой дымкой льда и снега. Но не замерзла. Верхняя часть картины изображает низкое нависшее хмурое осенне-зимнее небо, покрытое серыми облаками. Линия горизонта показана полосой синего цвета. « Ранний снег» , 1891 г.

Одним из талантливейших учеников А. К. Саврасова и В. Д. Поленова был Исаак Ильич Одним из талантливейших учеников А. К. Саврасова и В. Д. Поленова был Исаак Ильич Левитан (1860 -1900). Художественная концепция мастера определяется как «пейзаж настроения» или «лирический пейзаж» . Левитан избегал изображать внешне эффектные места. В самом простом деревенском мотиве он умел найти то родное и бесконечно близкое, что так неотразимо действует на душу русского человека. Левитан имел огромное общее, не обозначаемое узкими границами и конкретными чертами, значение для русской пейзажной живописи. Он оказал большое влияние на развитие пейзажа развивая саврасовский лирический, национальный по характеру пейзаж, Левитан придал ему новое качество. И. И. Левитан, Автопортрет, 1880

И. И. Левитан научил современников глубоко и поэтично чувствовать и воспринимать природу понимать ее И. И. Левитан научил современников глубоко и поэтично чувствовать и воспринимать природу понимать ее созвучные человеку состояния. Стоит припомнить впечатление от лучших, значительнейших полотен Левитана. Это изображение летнего пасмурного дня на Волге в картине «После дождя. Плёс» , поражающее передачей не только почти физически ощущаемой сырости воздуха, но и самого настроения этого пейзажа. «После дождя. Плёс» , 1889

 И. И. Левитан всегда очеловечивал природу, прежде всего своим лирическим восприятием ее красоты. И. И. Левитан всегда очеловечивал природу, прежде всего своим лирическим восприятием ее красоты. В картине «Март» он изображает природу как бы крупным планом, без ненужных подробностей. Художник всегда любил гармоническую уравновешенность композиции, а в этом полотне противопоставил желтой стене дома, освещенной прямыми лучами солнца, рельефно выделяющиеся на темной зелени елей золотистые стволы осин. От этого как будто возникает некоторая статичность композиции, но художник оживляет ее сочными цветовыми пятнами и контрастами света и тени. «Март» , 1895

 «Владимирка» —яркий пример выражения социальных идей чисто пейзажными средствами. Широко расстилается по сторонам «Владимирка» —яркий пример выражения социальных идей чисто пейзажными средствами. Широко расстилается по сторонам и далеко уходит вглубь типичная русская равнина. Грустью и бесприютностью веет от этого пейзажа. Но вместе с тем в том, как неуклонно движется вдаль дорога, есть нечто величавое и вечное как сама жизнь. Одинокая фигурка странницы подчеркивает безлюдье и безмолвие пейзажа. На небе — сложное движение облаков, клубящихся и куда-то плывущих. И все это вместе: просторы, неторопливый бег дороги, движение облаков — исполнено спокойного и величавого ритма.

Симфония скорби в картине «Над вечным покоем» -одна из самых мрачных, и, вместе с Симфония скорби в картине «Над вечным покоем» -одна из самых мрачных, и, вместе с тем, значительных работ И. И. Левитана. Художественное полотно изображает высокий берег озера, огромное прекрасное небо в часы заката с бледно-лиловыми облаками и маленькую деревянную церквушку, одиноко стоящую на берегу. Рядом с церковью старое кладбище с покосившимися от времени деревянными крестами. Зритель как будто ощущает всю суровую красоту русской природы, холодность ее ветров, могущество рек и необъятную даль полей. «Над вечным покоем» , 1894

В 1898 году И. И. Левитану было присвоено звание академика пейзажной живописи. Он начал В 1898 году И. И. Левитану было присвоено звание академика пейзажной живописи. Он начал преподавать в том самом училище, в котором учился сам. Художник мечтал создать «Дом пейзажей» — большую мастерскую, в которой могли бы работать все русские пейзажисты. После смерти художника в его мастерской осталось около 40 неоконченных картин и около 300 этюдов. Последняя его работа — «Озеро. Русь» — осталась незаконченной. «Озеро. Русь» , 1899 -1900

Пейзажная живопись XIX века занимает важное место в русской культуре Нового времени. Ее расцвет Пейзажная живопись XIX века занимает важное место в русской культуре Нового времени. Ее расцвет во многом был обусловлен осознанием противостояния человека и природы. Тогда в мировоззрении людей происходили переломные процессы, на которые влияло стремительное утверждение в странах Европы достижений научно-технического прогресса. Пейзаж завоевал место одного из ведущих жанров живописи, окончательно утвердился пленэр. Русские художникипейзажисты второй половины XIX века открыли свой узнаваемый стиль в изображении природы. Они наполнили картины любовью к окружающему миру и отобразили на полотнах его самобытность.