TEKhTREBOVANIE_K_OFORMLENIYu_PREZENTATsIJ.ppt
- Количество слайдов: 31
Педагогико-эргономические требования к презентациям учебного назначения 1. 2. 3. 4. 5. Общие требования. Требования к шрифтовому оформлению. Требования к цветовому оформлению. Требования к расположению информации на экране (странице). Требования к звуковому сопровождению.
1. Общие требования к презентации • 1. 1. Мультимедийные презентации целесообразно использовать в учебном процессе, если учебный материал имеет высокую степенью наглядности и объяснить его обучающимся при помощи только вербальных форм представления информации нельзя, а также материал, требующий образного, эмоционального восприятия (увидел и понял).
1. Общие требования к презентации • 1. 2. Формы подачи информации могут опираться на определенные сценарные приемы: наличие сюжетной линии, занимательность изложения, использование сравнения, сопоставления, специальные виды съемки (замедленная, ускоренная) и звукозаписи. • 1. 3. В презентациях учебного назначения использование анимации должно быть методически оправдано.
1. Общие требования к презентации • 1. 4. Информация должна соответствовать скоростным возможностям зрительного и слухового восприятия обучающихся.
2. Требования к шрифтовому оформлению Пример написания основного текста шрифтом Arial. 14 пунктов. Пример написания основного текста шрифтом Verdana. 12 пунктов. Пример написания основного текста шрифтом Tahoma. 10 пунктов. Пример написания заголовка шрифтом Times New Roman. 18 пунктов. • 2. 1. Выбор гарнитуры: – Основной текст пишется рублеными шрифтами без засечек типа Arial, Verdana, Tahoma. – Короткие заголовки можно выполнять шрифтами с засечками, например Times New Roman.
2. Требования к шрифтовому оформлению Пример написания основного текста шрифтом Arial. 14 пунктов. Пример написания основного текста шрифтом Verdana. 12 пунктов. Пример написания основного текста шрифтом Tahoma. 10 пунктов. Пример написания заголовка шрифтом Times New Roman. 18 пунктов. • 2. 2. Размер шрифта: – Минимальные размеры букв должны обеспечивать чтение текста без напряжения (при мультимедийной лекции – с расстояния 7, 5 м от экрана).
2. Требования к шрифтовому оформлению • 2. 3. Длина строки: – 14 пунктов – не более 64 знаков с пробелами. – 10 пунктов – не более 50 знаков с пробелами. Слишком большая длина строк затрудняет работу глаза и снижает темп чтения. При необходимости использовать большой объем информации – правильнее располагать текст в колонках.
2. Требования к шрифтовому оформлению ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАГЛАВНЫХ БУКВ АССОЦИИРУЕТСЯ С ПОВЫШЕНИЕМ Слишком ГОЛОСА, ТАКОЙ декоративные СТИЛЬ ИСПОЛЬЗУЕТСЯрукописные или ДЛЯ АКЦЕНТА, шрифты тяжело ЗАГОЛОВКА, читаются и УХУДШАЕТ могут не ВОСПРИЯТИЕ поддерживаться БОЛЬШОГО ОБЪЕМА ИНФОРМАЦИИ некоторыми браузерами 2. 4. Выделения в тексте: – Для основного текста – шрифт прямого (обычного) начертания. – Для выделения дополнительных коротких текстовых элементов – полужирный шрифт или курсив, иногда – заглавные буквы.
2. Требования к шрифтовому оформлению Выравнивание по правому краю и центру затрудняет поиск начала следующей строк • 2. 5. Форматирование абзаца: – Текст выравнивается по левому краю, правый край – «рваный» (флаговый способ). – «Красная строка» не используется. – Абзац от абзаца отделяется пустой строкой.
2. Требования к шрифтовому оформлению • 2. 6. Заголовки: – Заголовки располагаются или по центру, или с Общие требования выравниванием по левому краю. – Заголовки одного и того же Требования к шрифту уровня должны быть оформлены одинаково и 1. Выбор гарнитуры отличаться от заголовков 2. Размер шрифта других уровней. 3. Длина строки – Заголовки должны быть краткими и соответствовать содержанию страницы (экрана).
2. Требования к шрифтовому оформлению • Обрамление текста рамкой со скругленными углами помогает удерживать внимание внутри рамки • 2. 7. Дополнительные цвета: – Для выделения структурных элементов и важных фрагментов текста – Наиболее целесообразные дополнительные цвета — темно-красный и зеленый. 2. 8. Рамки и цветовой фон: – Для тонких рамок хороши яркие интенсивные цвета, – для фоновых плашек — неяркие, но заметные на основном фоне, однако следует избегать излишней пестроты.
2. Требования к шрифтовому оформлению • 2. 9. Единообразие: – в шрифтовом и – цветовом выделении на всех страницах презентации.
3. Требования к цветовому оформлению • 3. 1. Сочетание цветов должно быть гармоничным. 3. 2. Цветовой код должен быть целесообразно выбран. • – Не следует применять большое количество цветов, чтобы не создавать пестроты, которая приводит к утомлению глаз. Максимальное число цветов в тексте не должно превышать пяти. – • Это требование не относится к цветным фотографиям, репродукциям картин и т. п.
3. Требования к цветовому оформлению • 3. 3. Наименьшее утомление глаз вызывают желтый, желто-зеленый, зеленый и светлые ахроматические цвета. Цвета должны быть не очень насыщенными с примесью серого.
3. Требования к цветовому оформлению • • 3. 4. Наиболее громоздкие и неподвижные объекты следует окрашивать в пурпурные, фиолетовые, коричневые и оливковые цвета, так как они создают впечатление тяжести. 3. 5. Легкие и движущиеся детали могут быть окрашены в голубые, розовые, фисташковые и желтые цвета.
3. Требования к цветовому оформлению • Такое сочетание фона и цвета шрифта не допустимо. • 3. 6. Цвета ярко-красные и яркооранжевые являются более «напряженными» и в большей степени привлекают внимание наблюдателя. Этими цветами следует выделять наиболее важные участки страниц. 3. 7. Не следует применять для фона и текста сочетания цветов, близко расположенных в спектре.
3. Требования к цветовому оформлению • • вперед • 3. 8. Если необходимо подчеркнуть общность различных частей страницы, то следует применять одинаковую окраску или окраску сближенных тонов. 3. 9. Цветовой код отдельных элементов должен быть общепринятым для данных обозначений. 3. 10. Следует учитывать оценку четкости сочетания цветов при выборе цвета текста и цвета фона (Таблица).
Таблица Оценка четкости сочетания цветов шрифта и фона № Цвет шрифта Цвет фона Оценка четкости 1 Черный Белый Очень хорошо 2 Черный Желтый Хорошо 3 Синий Белый Хорошо 4 Зеленый Белый Хорошо 5 Красный Белый Удовлетворительно 6 Красный Желтый Удовлетворительно 7 Белый Черный Удовлетворительно 8 Зеленый Красный Плохо 9 Оранжевый Черный Плохо 10 Оранжевый Белый Плохо
4. Требования к расположению информации на экране (странице) • 4. 1. Объекты на экране (странице) необходимо хорошо скомпоновать и методически правильно расположить в зависимости от восприятия отдельных участков экрана
4. Требования к расположению информации на экране (странице) • 4. 2. Расположение объектов: – В любом случае лучше всего воспринимаются объекты, расположенные в верхнем левом углу экрана. Область налучшего восприятия Область наихудшего восприятия – Хуже воспринимаются объекты, помещенные в правом нижнем углу экрана.
4. Требования к расположению информации на экране (странице) 4. 3. При вертикальном расположении лучше воспринимают ся объекты, находящиеся в середине верхней части экрана. • 4. 3. При вертикальном расположении лучше воспринимаются объекты, находящиеся в середине верхней части экрана.
4. Требования к расположению информации на экране (странице) 4. 3. При горизонтальном расположении лучше воспринимаются объекты, находящиеся в середине левой стороны. • 4. 4. При горизонтальном расположении лучше воспринимаются объекты, находящиеся в середине левой стороны.
4. Требования к расположению информации на экране (странице) • 4. 5. Объекты надо располагать, исходя из методики подачи новой информации, то есть от простого к сложному. • 4. 6. Объекты, которые несут сравнительно самостоятельную, отличную от других информацию, следует графически разделить, что способствует облегчению восприятия и запоминания.
4. Требования к расположению информации на экране (странице) • 4. 7. В случае, если объекты сходны или близки по содержанию, их можно объединить, пользуясь единой формой, цветом, размером или заключением их в рамку. • 4. 8. При компоновке страницы необходимо следить, чтобы объекты были не слишком близко друг к другу и к рамкам, ограничивающим ту или иную область экрана.
4. Требования к расположению информации на экране (странице) • 4. 9. Оптимальное число объектов на экране — 7 ± 2. Если количество объектов, одновременно предъявляемых на экране, больше, то их следует группировать по смыслу. • 4. 10. Для того чтобы информация легко и быстро воспринималась учащимися, целесообразно главное содержание, а также объекты, расположенные в местах плохого восприятия, выделять наиболее эффективными средствами.
4. Требования к расположению информации на экране (странице) • 4. 11. Для акцентирования внимания наиболее эффективными являются следующие способы (приведены в порядке уменьшения эффективности): – контрастный цвет, заключенный в черную рамку; – контрастный цвет; – черная или цветная рамка; – увеличение размера объекта. • Уменьшение размера одного объекта по сравнению с другими, одновременно отображаемыми на экране, не является способом выделения этого объекта.
4. Требования к расположению информации на экране (странице) • 4. 12. Взаимное расположение текста и изображения (рисунок, схема, фотография и т. п. ) определяется методической задачей: – если изображение несет самостоятельную информацию, то надпись к нему допускается только для раскрытия смысла зрительного ряда в количестве не более 156 знаков с пробелами. Субтитры рекомендуется помещать справа или под изображением; – если изображение иллюстрирует текст, то оно должно располагаться или под иллюстрируемым текстом, или слева от него. В этом случае изображение не сопровождается субтитрами.
Центральная площадь Теночтитлана • В центре города ацтеки закладывают площадку, на которой в дальнейшем был построен ритуальный центр. Здесь не было жилых помещений - только храмы, главным из которых был Великий Храм, на котором жрецы совершали жертвоприношения богам.
4. Требования к расположению информации на экране (странице) • Интересно отметить, что хотя в славянской нумерации запись числа шла слева направо, от высших единиц к низшим, для чисел от 11 до 19 делалось исключение: сначала писали единицы, а затем знак для 10.
5. Требования к звуковому сопровождению • • 5. 1. Звуковой и зрительный ряды должны быть взаимосвязаны, при этом звуковой ряд должен не повторять зрительный, а дополнять его и помогать учащимся в понимании зрительного ряда. 5. 2. Звук не должен утомлять и раздражать учащихся.
Примеры презентаций • • • Функции 1 Координаты Модуль Системы линейных уравнений Построение и исследование графиков Функции 2
TEKhTREBOVANIE_K_OFORMLENIYu_PREZENTATsIJ.ppt