ПЕДАГОГИКА Лекция 14 по педагогике воспитание.ppt
- Количество слайдов: 48
Педагогика Тема Философия воспитания в отечественной и зарубежной педагогической практике
Закономерности воспитания n Исторические типы воспитания n Педагогические традиции великих древних цивилизаций n Воспитание гармоничной личности n Закономерности воспитания
Первый исторический тип воспитания Первобытно-общинный строй Особенности: nвысокая эффективность nзначительное соответствие целей, средств и результатов воспитания
Первый исторический тип воспитания n традиционный n n характер ориентации детей на воспроизводство деятельности взрослых Опыт взрослых сравнительно невелик. Эффективность воспитания = выживанию рода Основное требование - усвоение жизненно необходимого ряда навыков, умений и обрядов. Ключевая особенность: все самоограничения носят коллективный и обязательный характер.
Второй тип воспитания n детерминирован общественным разделением труда и n имущественным и социальным неравенством
Второй тип воспитания n Особенность: разные педагогические задачи для разных слоев. n дифференциация целей воспитания и способов реализации последних. историческое многообразие воспитания человека, обусловленное социокультурными особенностями цивилизации, эпохи, страны, нации.
Педагогические традиции великих древних цивилизаций
Дальневосточная цивилизация n сложилась на территории Китая во второй половине 1 -го тысячелетия до н. э. и также утвердилась в Корее и Японии. n Особенность: содержание воспитания оставалось практически неизменным вплоть до начала XX века.
Дальневосточная цивилизация n результат синкретического единства конфуцианства, даосизма и буддизма. n Китайскому философу Конфуцию принадлежит одна из первых в истории человечества идей, заключающихся во всестороннем развитии личности.
Дальневосточная цивилизация n Направленность воспитания n почтительность к старшим, n стремление к достойной жизни, соразмерной с n n общественными нормами, бесконечное самосовершенствование. Последнее предполагало не только познание высшей добродетели, но и следование ей в каждый момент жизни.
бесконечное самосовершенствование n познание высшей добродетели, n следование ей в каждый момент жизни.
Южноазиатская цивилизация Индия Особенности цивилизации: n общинный уклад жизни n кастовая организация общества, освященная ритуальным символизмом.
Южноазиатская цивилизация Индия Педагогическая традиция опиралась на принцип единства трех обязательств человека: n перед богом, n перед мудрецами, n перед предками.
Южноазиатская цивилизация Индия n Особенности n Суровое (очень строгое) воспитание и самовоспитание n человек должен преодолеть собственную природу и высвободить внутренний мир для слияния с над-личным и надсоциальным божественным абсолютом (достичь нирваны).
Южноазиатская цивилизация Индия n Мировоззренческая основа педагогической индуизм, а позднее буддизм. n Ни воспитание, ни обучение не считается всесильными. n Врожденные качества и наследственность полностью обусловливают возможности воспитания и образования.
Южноазиатская цивилизация Индия n Общие черты педагогического идеала: n самообуздание, n добронравие, n верность обетам, n разумность n скромность.
Южноазиатская цивилизация Индия n У брашманов интеллектуальные способности, n у кшатриев — сила и мужество, n у вайшьев — трудолюбие и терпение, n у шудров — покорность.
Ближневосточная цивилизация n формировалась под мощным влиянием иудаизма, христианства и ислама. n Культурная и, соответственно, педагогическая традиция проникнута глубокой монотеистической религиозностью.
Ближневосточная цивилизация Иудаистская традиция n традиция воспитания имеет очень жесткие ограничения и состоит из системы запретов и наставлений. n Основывается на безукоснительном подчинении требований раввина (религиозного учителя, наставника)
Ближневосточная цивилизация Иудаистская традиция n Несоблюдение традиций может караться жестокими наказаниями (групповое избиение (забрасывание камнями)), изгнание из общины. n Мальчики и девочки обязаны учится, и достигнуть совершенства – оправдать надежды родителей.
Ближневосточная цивилизация Иудаистская традиция n Основная идея воспитания – это избранность народа по отношению к другим народам и требования к обязательному саморазвитию.
Ближневосточная цивилизация Иудаистская традиция n Основные ценности n Уважение к общине и раввину n Почитание старости n Соблюдение законов n Саморазвитие n Реализация потенциалов
Ближневосточная цивилизация христианская культура Традиция воспитания строгие ограничения: n требование аскетизма (самоограничения, отказа от излишеств) n Соблюдение канонов (установленных правил) n Развитие талантов – учение во Славу Божию n Использование талантов по принципу «не причинения зла»
Ближневосточная цивилизация христианская культура n Особенности: n человек раб (принимает промысел божий о себе), и дитя, и любимое творение Бога n Всепрощение – человек имеет право на ошибку с последующим раскаянием за нее n Каждый человек имеет ценность перед Богом – и поэтому каждого ребенка нужно воспитывать с любовью и строгостью.
Ближневосточная цивилизация христианская культура Основные ценности: n Любовь, n Уважение (почитание) старших и всех остальных n Самопожертвование n Воздержание n Трудолюбие n Послушание n Терпение n Смирение n Целомудрие
Ближневосточная цивилизация мусульманская культура n Человек - раб всемогущего Аллаха (Всевышнего, Бога). n Под воспитанием понимается процесс культивирования добродетелей, важнейшей из которых считалось единство слова и дела.
Ближневосточная цивилизация мусульманская культура Особенности исламского воспитания и обучения: n религиозность, n Высокое значение знаний (наука, ученость), n Мудрость (которая достигается во время познания религии и науки), n справедливость, n Сочетание практики и мораи, n одаренность человека.
Ближневосточная цивилизация мусульманская культура n жесткие требования относительно выполнения традиционных норм и канонов. n Человек понимается как духовное единство n эмоций, n воли n и разума.
В средние века возникли институты воспитания n для детей торговцев и ремесленников n ремесленные n цеховые школы, n гильдейские школы.
развитие мануфактурного и фабричного производства n система школ для детей рабочих, дающих минимум общеобразовательных и профессиональных знаний и умений. n Позднее были организованы школы для детей крестьян. n Во всех учебных заведениях этого времени большое место занимало религиозное воспитание.
В XIX веке n Воспитание становится одной из важнейших функций государства. n Ставятся задачи эффективного формирования необходимого типа гражданина,
С середины XX в n Воспитание приобретает развивающий характер, n это связано со стремительной урбанизацией и индустриализацией мирового сообщества, научно-техническим прогрессом n Уменьшением количества детей в семьях развитых стран
Воспитание гармоничной личности n подход Б. И. Додонова. n структура личности приобретает гармоничность не на основе «соразмерного» и «пропорционального» развития всех ее сторон, а в результате максимального развития тех способностей человека, которые создают доминирующую направленность его личности, придающую смысл всей жизни и деятельности человека.
n Односторонняя, направленность не препятствует, а, напротив, стимулирует развитие многих других интересов и способностей и придает им свойственный данной индивидуальности единый личностный смысл.
«Действительная гармоничность человека, n — пишет Б. И. Додонов, — не может быть результатом простого развития всех его свойств, потребностей, «сторон» . Это бы дало «личностей» без своего лица, похожих друг на друга как медные пятаки. И такие личности оказались бы, вопреки поверхностным представлениям, как раз дисгармоничными, ибо неизбежно обладали бы разнонаправленностью влечений. . . » .
n Ученье - свет, а неученье - тьма народная мудрость. n Да будет Свет! - сказал Господь божественная мудрость n Nata. Haus - Знание без границ: Скромное воплощение народной и божественной мудрости.
Закономерности воспитания n активность ребенка во взаимодействии его с окружающей социальной средой n единство образования и воспитания n целостность воспитательных влияний
Закономерности воспитания закономерность первая n активность ребенка во взаимодействии его с окружающей социальной средой. n Решающее значение имеет гармонизация интересов общества и личных интересов учащихся при определении целей и задач педагогического процесса.
Закономерности воспитания закономерность первая Любая воспитательная задача должна решаться через инициирование активности ребенка: физическое развитие — через физические упражнения, нравственное — через постоянную ориентацию на самочувствие другого человека, интеллектуальное — через мыслительную активность и т. п
Закономерности воспитания закономерность первая n Активности ребенка зависит от его мотивации. n Педагог должен прежде всего опираться на потребности и мотивы ребенка и определять, что является для ребенка главным на данный момент.
Закономерности воспитания закономерность вторая n единство образования и воспитания. n Образование направлено на формирование общей культуры человека через n развитие индивида, n приобретение социальный опыта, n Приобретение необходимых знаний, n Развитие духовных способностей.
Закономерности воспитания закономерность вторая n Формируя знания, человек развивается. n Развиваясь, он стремится к расширению сфер своей деятельности и общения, n которые, в свою очередь, требуют новых знаний и умений.
Закономерности воспитания закономерность третья целостность воспитательных влияний, Обеспечивается: n единством декламируемых социальных установок n и реальных действий педагога n непротиворечивостью педагогических требований, предъявляемых к ребенку всеми субъектами воспитания учащихся.
Закономерности воспитания закономерность третья педагогическое регулирование социального взаимодействия: n непосредственное и опосредованное влияние педагогов на систему отношений детей
Педагогическое влияние реализация личностно значимых целей освоение системы социальных ролей, Освоение способов поведения
основная задача воспитательного воздействия n формирование человека — развитие индивидуальности и социализации личности
Целостный подход к организации воспитательной работы предполагает: n адекватность деятельности каждого педагога общей цели; n единство воспитания и самовоспитания, образования и самообразования; n установление связей между элементами педагогической системы n непротиворечивостью педагогических требований, предъявляемых к ребенку всеми субъектами воспитания
связи между элементами педагогической системы: n информационные связи (обмен информацией), n организационно-деятельностные связи (методы совместной деятельности), n коммуникативные связи (общение), n связи управления и самоуправления. (отсутствие такого единства характеризуется тем, что он утверждает одно, а делает другое, призывает к активности, а проявляет пассивность и т. п. ),
ПЕДАГОГИКА Лекция 14 по педагогике воспитание.ppt