Скачать презентацию Педагогический портрет Л Н Толстой как педагог Скачать презентацию Педагогический портрет Л Н Толстой как педагог

Л.Н.Толстой.pptx

  • Количество слайдов: 24

 «Педагогический портрет: Л. Н. Толстой как педагог» Н. Н. Гусев «Педагогический портрет: Л. Н. Толстой как педагог» Н. Н. Гусев

Годы жизни Л. Н. Толстого Лев Николаевич Толстой, русский писатель, философ, педагог. Родился 28. Годы жизни Л. Н. Толстого Лев Николаевич Толстой, русский писатель, философ, педагог. Родился 28. 08. 1828 года в дворянской семье, поэтому от рождения у Толстого был титул графа. В семье он был четвертым ребенком. Его мать умерла очень рано, когда ему не было еще и двух лет. Маму он помнил по словам близких, хорошо ее себе представлял, поэтому во многих его рассказах некоторые черты матери, отразились. Отец Толстого тоже рано ушел из жизни. Воспитанием детей занималась родственница Т. А. Ергольская, которую он очень любил. В 60 -е годы Лев Толстой с головой ушел в общественную работу. В 1861 году, приветствуя реформу, Толстой становится «мировым посредником» и отстаивает интересы крестьян в ходе составления «уставных грамот» . Толстой увлекается педагогической деятельностью. Он дважды ездит за границу изучать постановку народного образования в Западной Европе. Заводит народные школы в Ясной поляне и ее окрестностях. Также издает специальный педагогический журнал. «Я чувствую себя довольным и счастливым, как никогда, и только оттого, что работаю с утра до вечера, и работа та самая, которую я люблю» - писал Лев Толстой.

Первую школу для крестьянских детей Л. Н. Толстой открывает осенью 1849 г. , но Первую школу для крестьянских детей Л. Н. Толстой открывает осенью 1849 г. , но она просуществовала недолго. В 1861 г. им открыто 3 школы, через два года школ было уже 12. В апреле 1861 г. Лев Толстой подает министру народного просвещения Е. П. Ковалевскому прошение о разрешении издавать журнал «Ясная Поляна» , в котором пишет: «Журнал не должен впадать в «отвлеченные педагогические теории» , а «должен постоянно руководиться живою действительностью, не терять из вида тех, с кем он имеет дело» , поэтому в журнале будут печататься только такие педагогические статьи, «которые будут вносить в науку новые факты, взятые из опыта» . Среди материала для детского чтения будут печататься статьи «по всем частям литературы, ученой и изящной, начиная от пословицы и сказки до популярной химии и механики» , но и непременно такие, которые «без учителя и толкователя в состоянии будут понимать и читать с интересом человек или ребенок, стоящий на первой ступени образования» . (Гусев Н. Н. Летопись жизни и творчества Л. Н. Толстого. Т. 1. 1828 -1890. – М. , 1958. – С. 236, 247, 254).

Старт к изданию педагогических сочинений в советское время Л. Н. Толстого дал его секретарь Старт к изданию педагогических сочинений в советское время Л. Н. Толстого дал его секретарь Николай Николаевич Гусев. Секретарь Л. Толстого Н. Н. Гусев (справа) и его помощник А. В. Храбровицкий. Москва, 11. 1957.

Что такое образование? Образование – это свободное соотношение людей, из которых один сообщает известную Что такое образование? Образование – это свободное соотношение людей, из которых один сообщает известную сумму знаний, а другой свободно воспринимает её. Он отстаивал тезис о единстве воспитания и образования: нельзя воспитывать, не передавая знаний.

- Л. Н. Толстой в свое время сказал: «Воспитание спасет мир» - Есть и - Л. Н. Толстой в свое время сказал: «Воспитание спасет мир» - Есть и у меня поэтическое, прелестное дело, от которого нельзя оторваться, — это школа. Л. Н. Толстой

Л. Н. Толстой с учениками Л. Толстой с семьей Л. Н. Толстой с учениками Л. Толстой с семьей

Основополагающие педагогические идеи Л. Н. Толстого Основополагающие педагогические идеи Л. Н. Толстого

Необходимые условия обучения и воспитания Самым важным в образовании, по мнению Л. Н. Толстого, Необходимые условия обучения и воспитания Самым важным в образовании, по мнению Л. Н. Толстого, является соблюдение условия свободы воспитания и обучения на основе религиозно-нравственного учения. Образование, должно быть плодотворным, то есть содействовать движению человека и человечества большему благу. Это движение, возможно лишь при условии свободы учащихся. Но, чтобы эта свобода не стала хаосом в преподавании, нужны общие основания. Такими основаниями являются религия и нравственность.

Идея религиозно-нравственного обучения и воспитания Нравственно-религиозное учение Л. Н. Толстого строилось на идее непротивления Идея религиозно-нравственного обучения и воспитания Нравственно-религиозное учение Л. Н. Толстого строилось на идее непротивления злу насилием, стремлении распространять добро в мире каждым человеком. Предложил идею нравственной революции, в основе которой лежал тезис о свободном самоулучшении личности. Он доказывал, что духовный ненасильственный переворот может произойти в человеке со скоростью революционного переворота. Задача педагогической науки, по его мнению, должна состоять в изучении условий совпадения деятельности учителя и ученика на пути к единой цели, а также тех условий, которые могут препятствовать такому

Гуманистическая основа обучения и воспитания Свобода детской активности и детскому творчеству. Уважения ребёнка как Гуманистическая основа обучения и воспитания Свобода детской активности и детскому творчеству. Уважения ребёнка как личности. Протест против угнетения детей. Уважения к детским недостаткам. Приобщение ребёнка к «религиозному началу» .

Идея свободного воспитания и обучения Опираясь на мысль Ж. -Ж. Руссо об идеальной природе Идея свободного воспитания и обучения Опираясь на мысль Ж. -Ж. Руссо об идеальной природе ребенка, которую портят несовершенное общество и взрослые с их «фальшивой» культурой, Л. Н. Толстой утверждал, что учителя не имеют права принудительно воспитывать детей в духе принятых принципов. В основу образования должна быть положена свобода выбора учащимися — чему и как они хотят учиться. Дело учителя — следовать и развивать природу ребенка. Эта идея получила отражение в педагогических статьях Л. Н. Толстого и его учебных книгах для начальной школы.

Умственное и физическое воспитание и обучения Физическое воспитание. Совершенствование физических качеств детей. Закаливание организма. Умственное и физическое воспитание и обучения Физическое воспитание. Совершенствование физических качеств детей. Закаливание организма. Развитие физических качеств в народных играх и на природе. Умственное развитие. Развитие наблюдательности. Развитие способности самостоятельно мыслить и глубоко чувствовать. Развитие творчества. Умственное развитие, связанное с обучением по книгам Л. Толстого.

Индивидуализация обучения и воспитания Яснополянская школа принадлежит к числу оригинальных педагогических попыток: в эпоху Индивидуализация обучения и воспитания Яснополянская школа принадлежит к числу оригинальных педагогических попыток: в эпоху безграничного преклонения перед новейшей немецкой педагогией. Толстой решительно восстал против всякой регламентации и дисциплины в школе. Всё в преподавании должно быть индивидуально — и учитель, и ученик, и их взаимные отношения. В яснополянской школе дети сидели, кто где хотел, кто сколько хотел и кто как хотел. Никакой определённой программы преподавания не было. Одна единственная задача учителя заключалась в том, чтобы заинтересовать учеников в классе. Занятия шли прекрасно. Их вёл сам Толстой при помощи нескольких постоянных учителей и нескольких случайных, из ближайших знакомых и приезжих.

Главная задача обучения и воспитания В качестве главной задачи обучения и воспитания Толстой выдвигал Главная задача обучения и воспитания В качестве главной задачи обучения и воспитания Толстой выдвигал развития творческого мышления, утверждал необходимость полноценного научного образования. Всякое знание действует воспитательно, полагал Л. Н. Толстой. Он писал: " Важно не количество знаний, а качество их. Можно знать очень многое, не зная самого нужного"

Методы обучения Слово учителя (рассказ, беседа). Развитие творчества детей: Самостоятельная работа, сочинения. Сознательное усвоение Методы обучения Слово учителя (рассказ, беседа). Развитие творчества детей: Самостоятельная работа, сочинения. Сознательное усвоение знаний. Приучение учащихся к наблюдательности. Широкое использование экскурсий, опытов, таблиц и картин, наблюдение подлинных предметов. Критическое отношение к звуковому методу обучения грамоте.

Гусев Николай Николаевич [9(21). 3. 1882, Рязань, - 23. 10. 1967, Москва], советский литературовед. Гусев Николай Николаевич [9(21). 3. 1882, Рязань, - 23. 10. 1967, Москва], советский литературовед. В 190709 был личным секретарём Л. Н. Толстого и воспринял его нравственное учение. В 1925 -31 директор музея Толстого в Москве. Участвовал в редактировании юбилейного Полного собрания сочинений Толстого в 90 тт. (1928 -1958). Автор работ о жизни и творчестве Л. Н. Толстого. Награжден 2 орденами, а также медалями.

 Гусев Николай Николаевич [9(21). 3. 1882, Рязань, — 23. 10. 1967, Москва], советский Гусев Николай Николаевич [9(21). 3. 1882, Рязань, — 23. 10. 1967, Москва], советский литературовед. В 1907— 09 был личным секретарём Л. Н. Толстого и воспринял его нравственное учение. В 1925— 31 директор музея Толстого в Москве. Участвовал в редактировании юбилейного Полного собрания сочинений Толстого в 90 тт. (1928— 1958). Автор работ о жизни и творчестве Л. Н. Толстого. Награжден 2 орденами, а также медалями. Соч. : Два года с Л. Н. Толстым, 2 изд. , [М. ], 1928: Жизнь Л. Н. Толстого. Молодой Толстой (1828— 1862), М. , 1927; Жизнь Л. Н. Толстого. Толстой в расцвете художественного гения (1862 — 1877), М. , 1928; Л. Н. Толстой. Материалы к биографии, 1828— 1855, М. , 1954; то же, 1855— 1869, М. , 1957: то же, 1870— 1881, М. , 1963; то же, 1881 -1885, М. , 1970; Летопись жизни и творчества Л. Н. Толстого, 1828— 1890, М. , 1958; то же, 1891— 1910, М. , 1960.

Сочинения Л. Н. Толстого. Часть 4. Педагогические статьи. 10 -е изд. - М. : Сочинения Л. Н. Толстого. Часть 4. Педагогические статьи. 10 -е изд. - М. : издание И. Н. Кушнерева, 1897.

Вклад Л. Н. Толстого в развитие педагогики Развил теорию свободного воспитания Ж. Ж. Руссо Вклад Л. Н. Толстого в развитие педагогики Развил теорию свободного воспитания Ж. Ж. Руссо в отечественной педагогике. Написал одни из первых учебных книг для народной школы. Создал самобытную педагогическую систему, построенную на собственных религиознофилософских идеях. Написал фундаментальные работы в области образования: «Азбука» (1872), «Новая азбука» и четыре «Книги для чтения» (1875), «О народном образовании» (1874) Идеи Л. Н. Толстого получили дальнейшее развитие в деятельности К. Н. Вентцеля, и многих других педагогов конца XIX — начала XX в.

Памятные места Л. Н. Толстому Памятник в Пятигорске, в сквере имени Льва Толстого. Россия Памятные места Л. Н. Толстому Памятник в Пятигорске, в сквере имени Льва Толстого. Россия и ближнее зарубежье. Заграничные путешествия Л. Н. Толстого

Насколько его идеи соотносятся с современностью Л. Н. Толстой считал, что для того, чтобы Насколько его идеи соотносятся с современностью Л. Н. Толстой считал, что для того, чтобы прочно усвоить знания, нужно школьнику понимать данный ему материал и понимать его смысл. Л. Н. Толстой ценил в своих учениках образность и самобытность их языка. Он никогда не требовал буквального повторения книжных выражений и особенно поощрял все „свое“.

Советы учителю Чем труднее учителю, тем легче ученику. Нужно чтобы ученик не стыдился учителя Советы учителю Чем труднее учителю, тем легче ученику. Нужно чтобы ученик не стыдился учителя и товарищей. То, чему учат ученика, должно быть понятно и занимательно. Давайте ученику такую работу, чтобы каждый урок чувствовался ему шагом вперёд в учении. Очень важно, чтобы ученик не боялся наказания за дурное учение. Урок должен быть соразмерен силам ученика.

Каким должен быть педагог? Не тот учитель, кто получает образование и воспитание учителя, а Каким должен быть педагог? Не тот учитель, кто получает образование и воспитание учителя, а тот в ком есть внутренняя уверенность, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему признанию". " Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.