презент.симеон полоцкий и его труды.дуброва.pptx
- Количество слайдов: 15
Педагогические взгляды и деятельность.
Родился поэт в 1629 г. в Полоце, где получил первоначальное образование. В 1653 г. окончил Киево-Могилянскую коллегию (академию), после чего учился за границей, а затем стал учителем на своей родине. В 1664 г, царь Алексей Михайлович пригласил его в Москву, где Симеон стал пользоваться почетом и уважением за свою широкую образованность, беспримерное трудолюбие, поэтический талант и педагогические способности. Вскоре он был назначен учителем наследника - царевича Алексея, а после его смерти (1670) воспитателем нового наследника Федора. Под его руководством воспитывались также царевна Софья и будущий царь Петр I.
За 16 лет жизни в Москве Симеон написал, издал или подготовил к печати 14 книг, половину из которых составляют книги учебные или детские. Самыми крупными его созданиями являются поэтические книги «Рифмологион» , состоящий из 1308 страниц большого формата, и «Вертоград многоцветный» 1316 страниц. Они были завершены поэтом за два года до смерти
Симеон Полоцкий вошёл в историю культуры как педагог и воспитатель, поэт и писатель, драматург и проповедник, глубоко изучал философию, природоведение, интересовался вопросами медицины и искусства, астрологией и др. В Россию Симеон привёз с собой плоды европейской учёности - прекрасное знание языков: латинского, польского, белорусского и украинского, а также схоластических наук (грамматики, риторики, поэтики, диалектики и др. ) Таким образом, Симеон Полоцкий был европейски образованным человеком, обладающим энциклопедическими знаниями.
Симеона Полоцкого вряд ли можно отнести к самым известным и почитаемым отечественным авторам и общественным деятелям, тем не менее, именно с этого имени начинается в России, как история стихосложения, так и история драматургии. С его именем связаны первые проекты высшего образования в России. М. В. Ломоносов среди книг ставших по его словам вратами его учености, называет «Псалтырь рифмтворную» Симеона Полоцкого.
Как педагог Симеон Полоцкий сделал немало для своих учеников. Он всегда стремился расширить объем преподаваемого материала — не ограничивался только творениями отцов грековосточной церкви, обучал диалектике, риторике, политике, латинскому языку. Педагогическая работа Полоцкого всегда имела под собой теоретическую основу, где главным было стремление привить любовь к книге, учению, знанию.
Трудовое воспитание. Главное место в педагогических воззрениях Симеона Полоцкого занимает трудовое воспитание. Он считал, что трудиться должны все, без различия возраста, общественного и сословного положения, в том числе и цари. «Люботрудие» , «трудолюбие» , «трудник» , «трудолюбец» , «люботрудник» и другие подобные слова — самые частые в его творчестве. Он считал, что трудиться надо учить человека с детства, только тогда труд станет для него привычным делом.
Главную задачу воспитания возлагал на родителей. , которые не должны губить ребёнка чрезмерным "ласканием" и "ненаказанием", обязаны изолировать его от "злого общества", с ранних лет учить рукоделию, прививая трудолюбие
Поддерживал прогрессивные идеи воспитания: наглядность, доступность, увлекательность, учет индивидуальных особенностей учащихся, положительный пример учителей и др.
Симеон считал важной задачей развитие в Российском государстве школьного образования. Он считал, что надо строить училища, "стяжати" учителей, и даже составил свой проект устава Академии. По замыслу Симеона, она должна была быть организована по типу Киево. Могилянской, но со значительно расширенной программой преподавания отдельных наук. Устав предусматривал изучение учащимися всего круга "свободных" наук, гражданских и духовных, начиная от грамматики и заканчивая философией и богословием. Устав предусматривал также "учения правосудия духовного и мирского", т. е. церковного и гражданского права. В Академии должны были систематически преподаваться 4 языка: славянский, греческий, латинский и польский.
Симеон Полоцкий придавал решающее значение воспитанию и начисто отрицал наличие в человеке врожденных пороков. Душу ребенка он уподоблял «скрижали ненаписанной» , на которой «учитель что хочет написати может» . В этом отношении он был предшественником Джона Локка. Наиболее действенным средством воспитания он считал положительный пример, который могут дать родители и воспитатели.
С 1667 на Полоцкого было возложено воспитание царских детей, для которых он написал несколько сочинений: «Вертоград Многоцветный» (сборник стихотворений, предназначенный служить «книгой для чтения» ), «Житие и учение Христа Господа и Бога нашего» , «Книга кратких вопросов и ответов катехизических» . В «Венце веры кафолической» Полоцкий сгруппировал всю сумму знаний, какие дали ему школа и чтение, начиная с апокрифов и кончая астрологией.
В 1665 году в Заиконоспасском монастыре в Москве была основана «школа грамматического обучения» для молодых подьячих разных приказов, во главе которой стоял Симеон Полоцкий. Школа преследовала цель подготовить образованных подьячих для правительственных учреждений. Это была первая государственная школа повышенного типа. В ней изучали латынь, польский язык, историю, риторику, богословие и отчасти философию
В ранних стихотворениях (1648 -60) С. П. изложил свои взгляды на воспитание и обучение. Он призывал к тому, чтобы о человеке судили по его способностям и делам, а не по родословной и титулам. В его ранних стихах высказана оригинальная идея о делении человеческой жизни