Педагогическая теория Ж. Ж. Руссо
Жан Жак Руссо 1712 -1778 Философ-просветитель(этика, эстетика), писатель, композитор, педагог-демократ
I. Жан Жак Руссо в оценке выдающихся мыслителей n n n n М. Робеспьер Л. Фейхтвангер И. Кант И. Г. Фихте И. Ф. Песталоцци Л. Бетховен Н. Г. Чернышевский Л. Н. Толстой Руссо покорял своим гуманизмом, человеколюбием, демократизмом.
II. Основные социальнополитические трактаты 1749 г. «Способствовал ли прогресс наук и искусств улучшению нравов» Обличал общественный уклад, который противоречил природе человека рожденного добрым, счастливым, равноправным n «Науки расцветают, а люди становятся все более безнравственными»
n 1755 г. «О происхождении неравенства» «В первобытном обществе люди были равны, ибо не знали собственности. Но позже сильные возвысились за счет слабых, создали право захвата, явилось право нетрудовой собственности» Заканчивает рассуждение словами: «Противно естественному порядку вещей. . . чтобы горсть счастливцев утопала бы в роскоши в то время, как голодная масса народа лишена самого необходимого. »
1761 г. «Юлия, или Новая Элоиза» Социальное неравенство – преграда к счастью влюбленных n Сен-Пре – учитель Юлия – дочь барона Родовитой девушке нельзя стать женой разночинца
1762 г. «Общественный договор» Развивает договорную теорию Д. Локка о происхождении и сущности государства. В основе разумного договора лежат права, равные для всех. Власть, которая держится на насилии, не долговечна, она на является законом. n
n Все сочинения Ж. Ж. Руссо взаимосвязаны общими, неоднократно повторяющимися идеями. Они нашли отражение в педагогическом трактате: «Эмиль, или о воспитании» 1762 г.
III. Мировоззрение Ж. Ж. Руссо 1. Естественное право – право на свободу 2. Естественная религия – Ж. Ж. Руссо отрицает официальную религию, сторонник «религии чувства» , «религии разума» . Близок к деизму. Признает Бога как первотворца: «Все хорошо, что выходит из рук творца, все портится в руках человека» 3. Естественное и свободное воспитание
Естественное воспитание – это воспитание, соответствующее природе ребенка, его естественному ходу развития. Надо наблюдать, помогать и создавать особую образовательную (воспитывающую и обучающую) среду для развития ребенка. На первом месте ребенок, самораскрытие его внутренних качеств. Эта система получила название «Педагогический централизм»
Свободное воспитание – это воспитание, не насилующее природу ребенка, основанное на любви, на уважении личности ребенка, признании и защите его прав, не допускающее суровой дисциплины, телесных наказаний, зубрежки.
IV. Факторы формирования личности Воспитание от природы Воспитание от вещей и обстоятельств Воспитание от людей 0 ± ? ? + ?
Воспитание от природы Воспитание от вещей и обстоятельств Воспитание от людей 0 ± Наследственность + Воспитание Социальная среда
V. Педагогический трактат «Эмиль, или О воспитании» n Возрастная периодизация 1. От 0 до 2 лет – физическое воспитание 2. От 2 до 12 лет – «сон разума» 3. От 12 до 15 лет – умственное воспитание 4. От 15 до вступления в брак (. . . ) – «период бурь и страстей» , нравственное воспитание
От 0 до 2 лет Физическое воспитание Наше воспитание родилось вместе с нами. Мать кормит своим молоком. n «Свобода – первая и естественная потребность человека» Свобода движения n Приучайте к невзгодам – смене погоды. n Закаливание (постепенно) n Плавание n Знакомство с окружающими предметами n Игрушки. (Ломает – познает мир) n Плач (Вначале просьба помочь, потом приказ) n Капризы – это не дело природы, это результат дурного воспитания n Речь n
От 2 до 12 лет «Сон разума» n n n Продолжается сенсорное воспитание, развитие органов чувств. Основа человека – чувства. Специально учить нельзя. Создание особой образовательной среды, использование жизненной ситуации. Чтение - «Робинзон Крузо» Пение Рисование Труд. (Идея трудовой собственности)
Воспитывает все: одежда, комната. n Естественное наказание. n Меньше резонерства – больше упражнений. n «Воспитание – это такое ремесло, где нужно уметь терять время, чтобы его выигрывать» . На второй ступени начинается жизнь личности. Она начинает осознавать себя. К 12 годам физически крепок самостоятелен, знает окружающий мир. n
От 12 до 15 лет Умственное воспитание n n n Начали с развития чувств, подошли к развитию разума. При первоначальной работе ума – чувства пусть будут всегда нашими руководителями. Источник познания – окружающий мир (все из природы) Стимул познания – естественное любопытство ребенка
Знания об окружающем мире: по физике, географии, астрономии, элементы математики. Знания реальные, связанные с жизнью. «Вопрос не в том, чтобы преподать науку – нужно лишь зародить вкус и дать методы – как изучать» Ребенок в положении наблюдателя, исследователя. Не давать готовые истины, а заставлять находить их самостоятельно. n Труд – неизбежная обязанность и это же воспитательное средство «Всякий праздный есть плут, есть вор» .
С 15 лет до вступления в брак Нравственное воспитание Задачи: 1. Воспитание добрых чувств 2. Воспитание добрых суждений 3. Воспитание доброй воли Половое воспитание «Мужчины обладающие нравственностью истинные поклонники женщин» .
Четыре возрастных периода – четыре книги трактата «Эмиль, или о воспитании» Пятая книга, «Софи, или Женщина» . Назначение женщины – рожать детей, заниматься хозяйством, создавать семейный уют и счастье мужчины. Воспитание женщины: 1. Физическое q Чтобы рожать здоровых детей q Быть красивой и грациозной 2. Умственное «Серьезных умственных занятий женщине не нужно, так как одни науки чужды женщине по природе, другие не соответствуют ее назначению» 3. Нравственное «Зависимость – естественное состояние женщины, она создана для повиновения» Поэтому в ней надо развивать кротость и послушание.
Выводы I. В некоторых аспектах методологические установки теории Ж. Ж. Руссо ошибочны: 1. 2. 3. 4. 5. 6. Идеализация природы ребенка, Педоцентризм, Надуманная возрастная периодизация, Нарушение системности обучения, Недооценка роли учителя, Изоляция ребенка от общества,
II. Однако в теории много ценных идей, которые сыграли прогрессивную роль в развитии педагогической мысли: 1. Педагогическая система проникнута глубоким демократизмом. Он провозгласил идею равенства ( «Общественный договор» ), 2. Высокая оценка человеческой личности «Человек по природе добр» он портится под влиянием социального окружения. Подлинно гуманный человек может быть воспитан лишь в условиях радикальных общественных перемен, 3. Цель воспитания – подготовка ребенка к жизни в обществе. Опора таится в природе ребенка, доверии к ней. Задача воспитателя – выявление естественной полноты человеческой личности, свободное самораскрытие человеческой природы (при наличии самодисциплины, подчинений страстей разуму),
4. Впервые провозгласил идею защиты прав личности ребенка, 5. Подарил мировой педагогике идею «Свободного воспитания» , которая нашла широкое развитие в педагогике конца XIX – начала ХХ вв. , 6. Был сторонником общего образования (Вначале воспитай человека, а потом специалиста), 7. Ценны его мысли о значении семейного воспитания, о роли матери и особенно – отца, 8. Руссо говорил о необходимости воспитания гражданина – патриота.
Самостоятельная работа Первое задание Составить перечень советов современным родителям, используя текст книги Ж. Ж. Руссо «Эмиль, или О воспитании» n Второе задание Определить имена теоретиков и практиков свободного воспитания конца XIX – начала ХХ вв. и описать деятельность одного их них в этом направлении, используя книгу: Тихомирова Е. Л. Опорные конспекты по курсу «История педагогики и образования» , - Вологда, 2009 г. стр. 76 -77; 98 -99; 100 -102 n
Благодарим за внимание!