Педагогическая мысль средневековья.pptx
- Количество слайдов: 11
Педагогическая мысль средневековья Алкуин Нет благородней труда, чем работать над книгой святою, И переписчик свою будет награду иметь. Лучше книги писать, чем растить виноградные лозы: Трудится ради души первый, для чрева - второй. Мудрости древней и новой учителем сведущим станет, Кто сочиненья прочтет достопочтенных отцов. Альбин Алкуин Выполнила: Попандопуло Александра 271 гр.
Биография Альбин Алкуин [730– 804] — ученый и поэт, важнейший из вдохновителей так наз. первого (каролингского) Возрождения. Англо-саксонского происхождения . Получил образование в Йорке и достиг огромной для своего времени эрудиции. В 781 отправился с церковнодипломатическим поручением в Италию и встретился там с Карлом Великим, который приблизил его к себе. В 793 окончательно переселяется в Аахен и становится во главе придворной школы. Он основывает знаменитую Академию, которая стала мощным источником классических знаний в Европе. Академическое прозвище Алкуина — Гораций Флакк.
Педагогические идеи и деятельность Задуманная реформа средневекового образования была начата Алкуином с разработки основ реформы и написания руководств для школы. Впервые за последние 300 лет забвения античного образования Алкуин обращается к опыту ее организации в Древней Греции, особенно его, интересовал опыт Академии Платона. Алкуин убеждает Карла Великого в необходимости «возрождения» платоновской Академии как будущего центра науки и культуры. Академия была открыта в г. Аахене, столице государства Каролингов. В Академии были собраны образованнейшие люди времени правления Карла Великого. Алкуин стал использовать диалектику для решения теологических проблем, стремясь систематизировать христианское вероучение. В своих обращениях и диалогах Алкуин подчеркивал невозможность реформы образования без квалифицированных учителей. Именно они, учителя, должны, по мнению Алкуина, «просвещать всякого человека, грядущего в мир, чтобы показать путь к мудрости… Мудрость бывает доступна нашей душе, когда кто-нибудь ее просветит»
Письмо Карлу Великому В письме к Карлу Великому он по этому поводу писал: «Ничто не ведет так к блаженной жизни, ничто не бывает приятнее для упражнения, ничто не действует сильнее против порока, ничто не может быть достохвальнее, как бы ни было велико Достоинство человека; а по изречениям философов ничто так не необходимо для управления народом, для устроения жизни по правилам нравственности, как именно мудрость, порядок и наука» . Свое педагогическое кредо, в том же письме, он определяет: «научить одних жаждать медом священного писания, других упоять чистым старым вином древней науки: одних я начинаю питать яблоками грамматических тонкостей, а некоторых стараюсь просветить наукою о звездах с вершины какого-нибудь высокого здания. Трудясь много над многим для того, чтобы воспитать многих на пользу Святой Божией церкви для украшения вашей императорской власти» .
Цель воспитания и обучения Согласно Алкуину цель воспитания и обучения – формирование мудрости, которая необходима каждому христианину, а «мудрость» – это «знание божественных и человеческих дел» . Достигается «мудрость» прежде всего через постоянное чтение и изучение Писания, трудов отцов церкви. Философ считал, что такой подход к изучению мудрости ведет к высоконравственным последствиям. Альбин Алкуин продолжает традиции христианского воспитания и обучения, заложенные Августином Аврелием. Алкуин определяет свою педагогическую миссию – раскрыть путь к мудрости. Основное условие – любить «путь к мудрости для Бога, ради душевной чистоты, ради познания истины и ради ее самой, а не ради человеческой славы, временных наград и лживых обольщений богатствами. Чем кто более любит последнее, тем он далее блуждает от света науки…»
«Семь ступеней науки» Путь к «мудрости» , определенный Алкуином, состоит из «семи ступеней науки» : грамматики, риторики, диалектики, арифметики, геометрии, музыки и астрономии. Над ними, – пишет философ, – потрудились все философы, ими они просветились, превзошли славою царей и восхваляются на вечные времена; этими же науками святые наставники и защитники нашей католической веры одерживали верх над всеми ересиархами во время публичных диспутов с ними. Представляя «семь ступеней наук» , Алкуин определил содержание образования раннего средневековья. Также известно, что понятия «образование» и «воспитание» у него сливаются. В организованном процессе усвоения «семи ступеней наук» главное для Алкуина – формирование личностных качеств учеников.
Отношение к наказанию В качестве приоритетной воспитательной установки он прежде всего предлагает любовь наставников к воспитанникам, реализуя Библейский завет: «люби ближнего твоего, как самого себя» . Обращаясь к наставникам он говорил: «Их надо любить и воспитывать как сыновей» . Как и Аврелий Августин, Алкуин был против физического наказания, сетовал только за наказания, связанные с эмоциональными переживаниями. В качестве основных методов и средств воспитания он предлагал: личный пример, убеждение, внушение, диспут, этическую беседу, увещевание, внушение, приучение, требование.
Научные труды Алкуин сам лично составил для средневековой школы и учителей (наставников) несколько книг и пособий. Сохранились некоторые учебники по предметам тривиума среди них «Энхиридон, или О грамматике» , «Диалог о риторике и добродетелях» , «Словопрение высочайшего юноши Пиппина с Альбином схоластиком» , «Разговор об истинной философии» , «Арифметика» . Большинство из названных работ носило учебный характер, по форме изложения они были составлены в виде диалогов или наставлений-лекций. Главный функцией учебников Алкуина привести детей к вершине знания – богословию – «уверенности в том, чего не понимаешь и что считаешь чудесным» .
«Энхиридон, или о грамматике» – представлена в форме диалога между двумя учениками – англосаксом и франком – в присутствии учителя. Дети решились изучить «Грамматику» посредством вопросов и ответов, но грамматика – это «густые дебри» поэтому мальчики под руководством наставника, устанавливают общий план беседы, а затем начинается и сама беседа. Сначала идет взаимообучение. Дети задают друг-другу вопросы, отвечают на них и выясняют, что такое звук, буквы, гласные и согласные, слоги. Затем дается определение средневековой грамматике: «Грамматика есть словесная наука стран правильной речи и письма» . выделяют восемь частей речи: это имя, местоимение, глагол, наречие, союз, предлог и междометие. В ходе диалога также выясняется, что такое род, число и падеж? Исследователи особенностей развития Средневековой философии считают, что грамматика того времени знакомила учеников только с этимологией. Вот почему «Энхиридон, или о грамматике» завершается этимологическим трактатом. Дальнейшее знакомство с языком происходило с помощью риторики и диалектики.
«Диалог о риторике и добродетелях» – учебник риторики. «Диалог о риторике и добродетелях» написан в виде беседы-лекции между Алкуином и Карлом Великим. Он состоит из 47 глав, из которых 42 посвящены искусству риторики. Во введении Алкуин подчеркивает, что эта наука не является самостоятельной областью знания, но покоится на началах науки о добродетелях, которые ведут к познанию истин Священного Писания. Добродетель он определяет как способность ума оценить любую вещь по достоинству. Она заключает в себе почитание Божества, законы человечества и равномерность всей жизни. Итог «Диалога…» заключается в том, что здесь определяются четыре главных добродетели: мудрость, справедливость, мужество и воздержанность. Человек, обладающий мудростью, справедливостью, мужеством и воздержанностью, достоин управлять умами и нравами. Все эти качества приписываются Карлу Великому, ведь он «вооружен наукой и привычен к упражнению» .
Заключение Иногда Алкуина упрекают в отсутствии каких-либо инноваций и глубоких педагогических прозрений. Однако в контексте средневековой культуры, в контексте осмысления и сплавления разнородных культурных элементов, деятельность Алкуина трудно недооценить.
Педагогическая мысль средневековья.pptx