Пауль Тиллих.pptx
- Количество слайдов: 18
ПАУЛЬ ТИЛЛИХ «ЧУВСТВО ТРЕВОГИ КАК СИМПТОМ КРИЗИСА» Выполнила: Алешина О. М. студент III курса
Содержание 1. Биография 2. Творчество 3. Основные работы 4. Мировоззрение 5. Кризис политической сферы 6. Заключение
Биография Немецко-американский христианский мыслитель. Изучал философию и теологию в университетах Берлина, Бреслау, Галле. 1914 -1918 гг. -служил капелланом в германской действующей армии; До 1933 г. - профессор философии в Марбурге и Франкфурте; 1955 г. - с приходом к власти в Германии национал-социалистической партии эмигрировал в США, где жил до самой смерти, будучи профессором Нью. Йоркского и Гарвардского университетов. Тиллих Пауль (1886 -1965)
Творчество Главные темы творчества Тиллиха : - место христианства в современной культуре и экзистенциальном опыте современного человека; - построение универсальной теологической системы; - проблемы онтологии; - проблемы экзистенциальной антропологии; - проблемы философии истории и культуры.
Основные работы «Потрясение основ» «Новое бытие» «Вечное – сейчас» «Динамика веры» «Теология культуры»
Тиллих пишет, что… «Любой фактор культуры, который способствует уменьшению тревоги и беспокойства, одновременно являет собой источник этой тревоги. Именно поэтому, как когдато в древности, так и сегодня, в умах людей живет одно необычайно сильное желание спастись от тревоги путем бегства от культуры. Подобное стремление само по себе заблуждение: ведь бегство от культуры - это тоже элемент культуры. Человек, по существу, ее составная часть, поскольку он формируется именно благодаря развитию своей природы внутри себя и в окружающей его среде. Вот почему проблема тревоги может и должна быть решена в сфере культуры".
Мировоззрение Власть Обладает психической Обладает интеллектуальн ой силой Слов о
Мировоззрение "Самая главная проблема при оценке любого человеческого фактора, заключается вот в чем: важно то, основывается ли он на правильном слове, которое обладает в какой-либо исторический момент конкретной властью, либо он пытается сохранить то слово, которое стало (или уже было раньше) неправильным, несправедливым, ошибочным? "
Мировоззрение Универсальная структура души и реальности Бог революционер ов Разу м
Мировоззрение ОБЩЕСТВО ТРЕВОГА ЧЕЛОВЕК Тип разума позитивны критически технически й й й
Тиллих о современной культуре пишет так… "Здесь мы имеем два варианта, те кто отвергает современное искусство, хотя и понимают, что почти все художники, чьи имена сейчас на слуху, в своей творческой деятельности прибегают именно к модернизму, чувствуют, что на привычную и дорогую для них систему ценностей совершается дерзкое и весьма решительное нападение. В результате чего появляется ответная, также очень острая, реакция. С другой стороны, люди, покоренные обаянием новых форм выражения в искусстве, вынуждены сначала бороться за то, чтобы проникнуть в его смысл и содержание. Однако успех, который их здесь ожидает, весьма сомнительного свойства. В случае удачи им откроется видение небытия, и тогда-то их души содрогнутся, как бы ни было велико эстетическое наслаждение» .
Мировоззрение homo individuali s homo idealis Челове к Нового времен и homo rationalis
Мировоззрение XX в. новой модели человека не создал, "человек массы" не может рассматриваться как человеческий тип, он так окончательно и не сложился, переживая трансформации вместе с трансформирующимся обществом.
Кризис политической сферы Либерализм к концу XIX в. оказался в кризисной ситуации. "Начало XX века - это время колоссального трагического испытания буржуазного либерализма и правопорядка перед лицом новых условий и вызовов современности, пишет Ю. Н. Солонин. - Ответом на них оказались мировая война и революции, в тигле которых выплавлялся металл тоталитарных политических порядков. Кризис либерализма - естественная реакция на события Первой мировой войны, дестабилизацию в обществе, упадок в экономике и промышленности.
Кризис политической сферы Тоталитаризм (от лат. totalitas - цельность, полнота) понятие, обозначающее ряд социальных режимов XX в. , в которых структура власти базировалась на однопартийной системе, всеобъемлющем контроле и насилии, насаждении единой государственной идеологии во всех сферах жизни. В политический язык термин "тоталитаризм" в 1920 -е гг. ввел Б. Муссолини для характеристики руководимого им движения и режима. Тоталитаризм вошел в жизнь европейского человека уже не как абстрактная идея, а как практический принцип организации общества, призванный мобилизовать весь его потенциал, все возможности ради достижения призрачной мечты господства, порядка и универсальной справедливости.
Кризис политической сферы Тоталитарный режим в их концепциях слагался из следующих основных элементов: всеохватывающая идеология, обращенная не к разуму, а к инстинктам, монолитная массовая партия как носитель этой идеологии и одновременно безличная машина власти над всеми сферами жизни общества; наделяемый сверхъестественными способностями вождь; аппарат непрерывного массового террора.
Кризис политической сферы "Тоталитарный человек" есть атомизированный, отчужденный индивид, представитель "массы", сплачиваемый в коллективные социальные тела с помощью насилия и тотальной идеологической манипуляции» .
Заключение Тиллих видит принципиальное различие между состоянием страха и тревогой. Страху, в понимании философа, можно противостоять, для этого достаточно иметь немного мужества. Когда человек попадает в экстремальную ситуацию (например, бомбардировка, сражение), то именно мужество способно уменьшить ощущение страха, поскольку в подобных ситуациях человек понимает причину происходящего и может противостоять источнику опасности. Тревога, невроз и им подобные недуги, считает философ, формируются тогда, когда человек не в силах вступить в борьбу с надвигающейся угрозой, не способен проявить мужество.