Пастель
Пастель – один из самых выразительных материалов. У нее есть замечательное свойство – краски не «стареют» , пастель, выполненная 250 лет назад, столь же свежа по цвету, будто создана только что. Сухой пигмент смешивается с клеящим веществом, и из полученного теста (тесто по-итальянски – pasta) формуются карандаши. В зависимости от состава порошка и количества клея пастель может быть твердой, средней мягкости и мягкой.
Основное отличие мягкой пастели от масляной заключается в том, какой степенью твердости обладают различные сорта пастели. Опытные художники нередко одновременно используют пастель трех типов – мягкую, твердую и пастель, отличающаяся средней твердостью. Подобные типы пастели используются для реализации разнообразных художественных задач. Пожалуй, наибольшей твердостью обладают пастели типа “Nu-Pastel” и “Goldfaber”. Как правило, твердая пастель является наиболее дешевой. При этом ее тяжелее всего растирать, а равно как смешивать на полотне картины, особенно если сравнивать с разнообразными мягкими типами пастели. При этом наиболее мягкие типы являются и самыми дорогими. Среди них следует отметить типы, обладающие максимальной мягкостью – это марки “Unison”, “Grumbacher”, “Sennelier” и некоторые другие. Само собой разумеется, мягкую пастель куда проще наносить на картину, однако работать с ними непросто – придется привыкнуть и поэкспериментировать. Ну а наибольшей популярностью пользуется пастель средней твердости, включая типы “Rembrandt” либо “Windsor & Newton”. Пожалуй, именно такую “среднюю” пастель можно рекомендовать начинающим художникам.
Популярная пастель средней твердости “Rembrandt”
Преимущество мягкой пастели 1. Мягкая пастель обладает сотнями оттенков густого, яркого и насыщенного цвета. В результате, художник может создать любой цвет, для чего достаточно смешать пару слоев мягкой пастели. 2. С помощью нового слоя пастели без проблем скрывается предыдущий слой, что недоступно при использовании таких материалов как, скажем, цветные карандаши. 3. Научиться работать с мягкой пастелью действительно легко, куда проще чем масляными красками, что наносятся на картину с использованием кисти либо мастихина. 4. Пастель – идеальный материал для пленэра, прогулки или путешествия. Для ее использования не требуется, в отличие от масляной краски, дополнительных приспособлений, таких как кисти, растворители и прочее. 5. Ошибки, сделанные пастелью, можно легко тут же исправить.
Рисунки, выполненные мягкой пастелью, отличаются особой выразительностью Как видите, мягкая пастель – идеальный материал для начинающего художника, который желает разобраться в теории цвета и получить соответствующие практические навыки.
Подготовка мягкой пастели В мягкой пастели содержатся практически те же пигменты, что применяются в масляных красках. Единственное отличие пигментов для пастели заключается в том, что в них отсутствует масло. Пигмент, который присутствует в пастели, перемешан с иными веществами, которые обеспечивают связывание частиц пигмента. Пастель хорошо известна своим ярким и насыщенным цветом. Ее легко использовать в работе, доступно сумасшедшее количество разнообразных цветов и оттенков. Кроме того, пастель известна тем, что быстро не желтеет и не выцветает – цвета сохраняют свою живость и яркость. Наравне с масляной красой пастель без проблем наносится слоями и смешивается. При этом, разумеется, нужно учитывать, что нанесение пастели проводится иначе, чем работа с масляной краской, и требует немалой практики.
Выбираем бумагу для пастели Начинающим художникам, которые только открывают для себя удивительный мир пастели, можно порекомендовать выбрать бумагу для пастели, имеющую мелкую фактуру зубчиков по всей поверхности. К такой разновидности относится бумага, скажем, типа “Canson Mi-Tentes”. Что касается выбора цвета бумаги, то он не столь однозначен, как может показаться. Не забывайте, что черный и белый цвет очень сильно влияет на цвет краски, что наносится на поверхность бумаги. Кроме того лучше не делать грунтовку белой бумаги другим цветом – сразу выберите бумагу нужного вам цветового оттенка. Хотя некоторые преподаватели и настаивают на такой грунтовке, подобный метод едва ли подойдет начинающим художникам. Когда вы достаточно порисовали с первым выбранным типом бумаги, имеет смысл совершенствоваться дальше и переходить к сортам бумаги, отличающимся более явной фактурой. Среди таких типов бумаги можно отметить бумагу “Wallis”, “Ersta” либо “Art Spectrum Colourfix”.
Бумага для пастели “Art Spectrum Colourfix”
Также имеет смысл поэкспериментировать с досками для пастели, такими как доски “Ampersand Pastelboard”. Такие доски представляют собой достаточно твердые панели, что покрыты специальной тонкой грунтовкой, такой как мраморная крошка либо глина. Сложно переоценить важность выбора нужной фактуры для пастели, ведь чем больше проявлена такая фактура, тем больше слоев пастели можно нанести на поверхность бумаги (или доски, уж если она вам приглянулась).
Правильный порядок пастели Даже в расположении пастельных мелков есть свои небольшие нюансы и хитрости, которые повышают эффективность работы с этим замечательным материалом. В первую очередь необходимо выделить теплые и холодные цвета. В частности, зеленые, фиолетовые, синие и лиловые мелки, а также мелки индиго расположите по одну сторону коробки, где у вас лежит пастель. В другой стороне оставьте красные, розовые, оранжевые и желтые краски. Такое простое разделение позволит быстро найти нужный цвет пастели.
Кроме того, избавьтесь от серой, черной и коричневой пастели, она вам не понадобится. Почему? Да потому что создать серые и коричневые тона лучше не готовыми красками, а специальными тональными сочетаниями. Для этого пастели разных цветов несколькими слоями накладываются друг на друга, что позволяет получить действительно насыщенную и глубокую цветовую гамму Вечерние тени, мягкая пастель
Основная палитра для пастели Новички часто интересуются, какую палитру нужно выбрать для работы с пастелью. В этой статье представлен список подходящих цветов для такой палитры. Список далеко не окончательный, так что не стесняйтесь добавлять в него новые цвета, если они вам приглянулись. В данном случае перечисляются цвета для пастели типа “Rembrandt”, которая продается в США, но можно найти и в наших магазинах. Кроме того, ничего не мешает подобрать аналогичные цвета из любого другого набора пастели. Данная палитра содержит светлый, умеренный и темный тон для каждого необходимого цвета. Такая пастель выгодно отличается от стандартного набора пастельных цветов, который включает в себя обычно только пастели умеренных тонов.
Этюд с апельсином, пастель
Светлый, темный и умеренный тон для отдельных цветов выбран непроста. Такие тона требуется использовать для получения более глубокого и насыщенного колорита картины. В палитре пастели нужно получить полный спектр теплых и холодных тонов, которые должны дополняться яркими и глубокими тонами. Подобное правило, кстати, актуально и для масляных красок. Итак, вот список цветов для пастельной палитры. Синий ультрамарин Лазурная Красно-фиолетовая Сине-фиолетовая Кармин Темная крапп-марена Глубокая стойкая розовая Лимонно-желтая Глубоко-желтая Оранжевая Светло-зеленая киноварь Темно-зеленая киноварь Как видите, список достаточно небольшой и прекрасно удовлетворит потребности как начинающего, так и более опытного художника.
Говорят, что пастель воздушна. Это верно, но многое зависит от мастерства: можно добиться, если нужно, и плотности, и материальности, и фактурности. Нежная пастель подходит для передачи молодого женского лица, лирического пейзажа, растений и цветов. Старайтесь сделать так, чтобы пастель дышала, передавала трепет живой натуры. Чтобы была полнокровной и звучной. Много и упорно работайте в этой технике, добиваясь предельной завершенности. Выдающийся мастер пастели Морис Кантен де Латур часами и днями «мучил» позировавших ему, даже если они были дофинами и графами, и сам мучился, стремясь достичь совершенства своих портретов. Трудитесь каждый день. Рисуйте не столько то, что видите, сколько то, что знаете. Если заранее не научились рисовать гипсы – не рассчитывайте на успех и не беритесь за пастель. Гипсы – это прекрасная школа мастерства, которую прошли все выдающиеся художники. Важны не только чувства, сердце, но и голова. Всегда думайте – как подсказывают сама логика жизни, опыт гениальных мастеров – что хотите сказать зрителям.
Работы некоторых мастеров
Особенности рисования пастелью
Сухая пастель Техника работы сухой пастелью не очень сложная. Пастель позволяет пользоваться разнообразными приёмами работы. Предварительный рисунок для работы сухой пастелью следует намечать легонько любым мелком пастели, не сильно отличающимся от тона бумаги, например, серого цвета или угольком, который легко смахивается тряпочкой. Графитный карандаш для нанесения предварительного рисунка непригоден в силу того, что на него пастель затем плохо ложится. При работе на светлой бумаге хороший результат даёт предварительный тоновой рисунок углём, чёрным и серыми мелками. Таким методом пользовался художник И. И. Левитан, который оставил нам в наследство множество мастерски исполненных пастелей. Метод работы художника хорошо виден на незаконченной работе «Сжатое поле» . В процессе работы старайтесь сохранять найденные тональные отношения. Затем, отломив кусочек от мелка длиной около 2 -3 см. , работая им «плашмя» , наносим основные тона. Если бумага подобрана в тон рисунка, то оставляем её, где это необходимо. После того, как найдены основные цветовые и тоновые отношения, можно приступить к уточнению рисунка. На этом этапе уточняется форма, прорабатывается объём предметов. На этом этапе можно применить такие приёмы работы пастелью: штрих, линия, точки и т. п. В отдельных местах кладём мазки плашмя. Техника зависит от задач, которые ставятся перед рисующим, пастель позволяет хорошо передавать материальность предметов. Для обобщения формы пастель хорошо растирается. Растирать можно растушкой, пальцем. При нанесении штриха, хорошо сочетать дополнительные цвета. Например, сделаем зелёную подложку, на неё нанесем красные штрихи. Таким способом можно получить любой оттенок — от зелёного до красного, при этом выглядеть всё будет интереснее, чем просто ровно выкрашенная поверхность.
В работах начинающих самая распространённая ошибка — неумение соблюдать тональные отношения. Помимо лепки объёмной формы, нужно помнить о том, что каждый предмет имеет свой собственный тон. Для правильной передачи тональных отношений следует определить, что самое тёмное, что светлее, что самое светлое. Особенностью сухой пастели является то, что все мелки содержат обыкновенный белый мел. Из-за этого сухая пастель не позволяет получить насыщенных по цвету теней. В тенях следует отдать предпочтение правильному тону. Я предлагаю использовать такой приём: темные участки прокрашиваются черным, тёмно-серым, затем поверх вводится цвет, как штриховкой, так и методом растушёвки. После того, как проработаны все части рисунка, следует снова посмотреть на рисунок в целом. На этом этапе идёт работа над выделением главного в рисунке. Второстепенные, излишне контрастные детали в пастели легко смягчаются растушёвкой. То, что нужно подчеркнуть, выделяется за счёт объёма, лучшей проработки деталей. В сухой пастели одна из основных проблем — сохранение рисунка. Закрепление пастели всегда приводит к изменению тона. Пастель можно не закреплять. Но в этом случае следует заранее озаботиться о её сохранности.
Во-первых, исполнить рисунок на поверхности, с которой пастель не будет осыпаться: лучше на наждачной или бархатной бумаге, или на бумаге с ярко выраженной фактурой, с которой пастель заведомо не осыпется. Также можно работать на натянутом холсте. Холст обычно натягивается посредством колков, которые забиваются молотком. В случае с пастелью это недопустимо. Следует искать специальный подрамник, изобретённый художником Жило, на котором холст натягивается с помощью специальных винтов. Во-вторых, незакреплённая работа помещается под стекло. При этом стекло не должно касаться работы. Для этого служит паспарту. Паспарту предпочтительнее белое, желательно, чтобы лист был потолще. Можно закреплять пастель лаком для волос, но от него она сильно темнеет. Поэтому рекомендуется пользоваться специальными фиксативами для сухой пастели в аэрозольных баллончиках. В результате закрепления пастель становиться темнее, несколько контрастнее, а также теряет бархатистость поверхности. После закрепления я рекомендую, если это необходимо, легкими штрихами немного поправить рисунок, чтобы компенсировать произошедшие изменения. После этого рисунок можно ещё раз закрепить, а если предполагается держать рисунок под стеклом, то лучше не закреплять во 2 -й раз. Закреплённая сухая пастель требует бережного обращения. Предпочтительнее рисунок поместить под стекло. Если пастель хранить в папке, то с лицевой стороны необходимо переложить рисунок тонкой гладкой бумагой, а ещё лучше калькой.
Масляная пастель (панда) Техника работы масляной пастелью несколько отличается от работы сухой. Я предпочитаю в работе масляной пастелью использовать светлую бумагу. Если сухая пастель легко растирается пальцем, растушкой, то для того, чтобы растереть масляную пастель, требуются некоторые усилия, делающие работу неудобной. Для растушёвки масляной пастели я использую разбавитель № 4 (пинен) и кисть. Предварительный рисунок под масляную пастель можно нанести сухим углём или мелком масляной пастели. Рисунок, нанесённый угольком, перед началом работы пастелью следует смахнуть, чтобы остались лишь следы его, иначе он вызовет почернение пастели. После нанесения рисунка плашмя отломанным куском мелка или штриховкой наносим основные тона. Затем берём плоскую щетинную кисть (№ 12 -14) и размываем рисунок разбавителем для масляных красок (пинен или аналоги). В итоге получаем своеобразный подмалёвок, похожий на тёмную живопись акварелью. В тенях стараемся, чтобы тон соответствовал конечному результату, а в светах и полутонах лучше, если подмалёвок будет чуть темнее. В дальнейшем подмалёвок в тенях останется, и тени получатся прозрачными. Затем прорисовываем детали, уточняя рисунок, форму, фактуры. Пастель подразумевают большую свободу приёмов работы. Можно размывать, растушёвывать кистью, пальцем, тряпочкой, намотанной на палец. Рисовать плашмя, штрихом, линией, точками. В процессе работы можно снова прибегать к размыванию, если это нужно. Бывает, что работы пастелью выглядят слишком растушёванными, мыльными. Мне такой подход видится неправильным. Хорошо, когда в пастели есть и размытые участки, так и прорисованные, акцентированные места, наиболее важные по замыслу автора.
Масляная пастель немного подсыхает в течение месяца-двух. Часть масла впитывается в бумагу. После высыхания я замечал, что рисунки становились темнее, особенно в светах. Я всегда немного правлю работу, если вижу, что она стала темнее. Масляная пастель, в отличие от сухой, не требует закрепления. Иногда масляную пастель покрывают лаком, но я считаю это излишним. Хранить в папке пастель следует аккуратно, чтобы она ни к чему не прилипла. Лучше всего рисунок держать под стеклом. Стекло не должно касаться работы. Денис Гаврилов «Рассвет»
Ж. Э. Лиотар. «Шоколадница» . Пергамент, пастель. 1743– 1745.
А. Лактионов. «За вышиванием» . Бумага на холсте, пастель. 1954.
А. Шилов. «Сын Родины» . Пастель. 1980.
Список используемой литературы http: //www. chernorukov. ru Студия Егора Чернорукова TEHNIKA-RISUNKA. RU http: //gavrilovart. ru
Презентацию выполнила студентка 153 гр 2 к Губанова Валерия