Паоло Уччелло - Ли Е..pptx
- Количество слайдов: 18
Паоло Уччелло (настоящее имя - Paolo di Dono) Родился ок. 1397 во Флоренции в семье цирюльника. Умер в больнице во Флоренции 10 декабря 1475 г. Итальянский живописец, представитель Раннего Возрождения, один из создателей научной теории перспективы. Иллюстрация из книги «Жизнеописания прославленных живописцев, скульпторов и архитекторов» Дж. Вазари, издание 1568 года.
Памятник кондотьеру Джону Хоквуду, 1436 г. Санта-Мария-дель-Фьоре, Флоренция. Эта фреска – первая из дошедших до нас точно документированных работ Уччелло. Впоследствии поза Джона Хоквуда послужила образцом для Донателло, друга Уччелло. Он «снял» с нее позу другого знаменитого кондотьера, Гаттамелаты, когда работал над его статуей.
В 1443 году Уччелло получил заказ на роспись циферблата часов на западной стороне собора Санта-Мария-дель-Фьоре
Фреска в монастыре Сан-Миниато аль Монте Лоджия во Флоренции, 1439 год.
Сотворение животных и Сотворение Адама, 1432 -36 гг. Росписи в церкви Санта-Мария Новелла, Флоренция.
Сотворение Евы и Грехопадение, 1432 -36 гг. Церковь Санта-Мария Новелла, Флоренция.
Всемирный потоп, 1432 -36 гг. Церковь Санта-Мария Новелла, Флоренция.
Введение во храм пресвятой Богородицы, 1433 -35 гг. Санта-Мария-дель. Фьоре, Флоренция.
Поклонение волхвов, 1435 -1440 гг. , дерево, темпера. Museo Arcivescovile di Cestello, Флоренция.
Портрет молодого человека, ок. 1450 г. , холст, масло. Музей изящных искусств в Шамбери, Франция.
Портрет модной дамы, нач. 1460 гг. Масло, панель. Музей Изабеллы Стюарт Гарднер
Битва святого Георгия с драконом, ок. 1456 г. Холст, масло. Национальная галерея, Лондон.
Битва при Сан-Романо, Атака Никколо да Толентино , 1456 г. (по другой версии, 50 -е гг. ). Лондонская Национальная галерея) В 1456 г. по приглашению Козимо Медичи Уччелло приступил к украшению дворца, построенного Микелоццо, — сделал три картины «Битва при Сан Романо» , в которых изобразил эпизоды битвы при Сан Романо (1432), где флорентинцы одержали победу над войсками Сиены.
Алтарный образ из Урбино, церковь Тела Христова, фрагмент. 1465 -1469 гг. Епископ, возвращающий на алтарь украденную облатку Основную панель образа, где изображено установление Христом Таинства Евхаристии докончил голландец Иос ванн Вассенхове. Кисти Уччелло принадлежит лишь нижняя панель алтарного образа, где художник проиллюстрировал средневековую легенду о некоем человеке, пожелавшем осквернить облатку – хлеб, символизирующий частицу Тела Христова.
Алтарный образ из Урбино, церковь Тела Христова, фрагмент. 1465 -1469 гг. Чудо облатки. Национальная галерея делле Марке, Урбино
Ночная охота , 1465 -70 гг. Около 1460, дерево, темпера Музей Эшмолин, Оксфорд
Рождество Христово, 1443 -45 гг. Санта-Мария -дель-Фьоре. Витраж, выполненный по картонному образцу Уччелло.
Уччелло удалось гармонично синтезировать готику и стиль раннего Возрождения. Интерес Уччелло к проблемам перспективы был настолько велик, что этот предмет оказался неразрывно связан с его именем. Вазари начинает биографию Уччелло словами: «Уччелло посвятил перспективе большую часть своей жизни, и если бы он не потратил на эти изыскания столько времени, то смог бы стать самым знаменитым живописцем со времен Джотто» . Уччелло никогда не стремился к натуралистичности. Его интересовало совершенно другое. И перспектива служила ему вовсе не для написания «правдоподобной сцены» . Живописец хотел так организовать пространство картины, чтобы каждая деталь в нем выглядела неотъемлемой, каждая – являлась частью целого, создающего определенное настроение. Тем же целям служит перспектива и в других работах Уччелло. Джоржо Вазари сокрушался не только о чрезмерной увлеченности Уччелло перспективой, «приведшей его к меланхолии» , но и о его пристрастии к «неестественно-яркому» колориту. Свою критику Вазари основывал на всем понятном представлении о назначении живописи –максимально приближать написанное на доске, холсте или стене к тому, что «написала» природа вокруг нас. Гигантские шаг на пути к натурализму сделали Джотто и Мазаччо, а позже – Леонардо да Винчи. Разумеется, на их фоне Уччелло кажется Вазари несколько ретроградным. Теперь, когда невозможно стало рассматривать развитие изобразительного искусства как дорогу, идущую лишь в одном направлении – в направлении максимального приближения живописи к реальности, мы можем позволить себе не согласиться с Вазари. Леонардо да Винчи и Мазаччо останутся на своих пьедесталах, но рядом с ними займет свое место и Паоло Уччелло - замечательный мастер перспективы и колорита. Имя Уччелло никогда не забывали окончательно, но на протяжении столетий его считали художником, «помешанным на перспективе» и «писавшем забавные картины» . Бернард Бернсон говорил об Уччелло как о математике, увлекавшемся живописью. «Его истинной страстью была перспектива, - писал он, - а а живопись служила Уччелло тем пробным камнем, на котором можно было искать решение тех или иных математических проблем. Как художник Уччелло не представлял собой ровным счетом ничего» . Настоящее признание пришло к мастеру лишь в XX веке. Одним из самых пылких почитателей его таланта был известный искусствоведе Кеннет Кларк, назвавший стиль Уччелло «синтезом готической фантазии и евклидовой логики, синтезом настолько совершенным, что нам никогда не докопаться, чему обязана своим рождением та или иная деталь в композициях мастера - пылкому воображению или холодному математическому расчету» .