Пантеон.Художественная культура.9 класс.pptx
- Количество слайдов: 23
Пантеон
• Пантеон в Риме – это античный храм, посвященный древнеримским богам и воплощение величия Римской Империи. Предполагается, что он был построен во 2 веке н. э. на месте храма, построенного в 27 веке до н. э. Марком Агриппой. В 7 веке Пантеон был переосвящён в католический храм. Сегодня это достижение античности находится на площади дела Ротонда (Piazza della Rotonda).
Описание • Пантеон представляет собой огромную ротонду, накрытую полусферическим куполом диаметром 45 метров. Зодчие смогли достичь гармонического равновесия между высотой здания и его диаметром. Благодаря инженерным расчетам, купол не давит на посетителей своей массой, а торжественно возвышается, подобно недосводу.
• Высота сооружения почти равна его диаметру и составляет 42 метра. Основной особенностью Пантеона является отверстие по центру купола диаметром 9 метров, называемое «Око Пантеона» . Через него внутрь храма попадает воздух и свет.
Око Пантеона • Изнутри поверхность купола украшена 140 кессонами. Эти декоративные углубления обладают не только декоративным, но и конструктивным значением. За счет них значительно снижалась масса свода. Было подсчитано, что вес купола составляет 5 тысяч тонн. Но с увеличением высоты свода, его толщина и масса уменьшаются. Так, например толщина бетонной массы в основании равна 6 метрам, а возле Ока Пантеона – 1, 5 метра.
Вход • Вход в храм подчеркивает портик из шестнадцати гранитных коринфских колон. Попасть в храм можно через римский портал, датированный римской эпохой. Стены, на которых держится купол, изнутри облицованы мрамором и разделены на 2 яруса. Нижний ярус в свою очередь разбит на 7 одинаковых ниш, для облегчения конструкции.
Место захоронения великих людей • Пантеон – одно из немногих строений Древнего Рима, сохранившееся до наших дней без изменений. Все время своего существования он привлекал внимание как художников и ученых, так и простых обывателей. Микеланджело Буанарроти считал его ангельским творением. Рафаэль Санти (Raffaello Santi) хотел быть похороненным в храме, который, по его мнению, соединял в себе людей и богов. Великий художник был похоронен в Пантеоне. Это событие стало новым этапом истории античного храма. Он стал местом захоронения для великих и известных людей.
• С архитектурной точки зрения, Пантеон – практически единственное монументальное сооружение, гармонично сочетающее грандиозность и изящество. Его облик оказал немалое влияние на архитектуру, как своего времени, так и последующих.
Архитектура • Взять, к примеру, планировку. В Пантеоне нет окон. Вообще. Есть только одно отверстие на самой вершине купола диаметром в 9 метров. И дело не в том, что древним римлянам было лень пробивать окна в толстых стенах. Просто одно отверстие означало единство всех божеств. Говорят, что во время снегопада, когда снежинки попадают в «окулюс» (так его называют), они образуют сказочные завихрения. Впрочем, это лучше увидеть собственными глазами. • По периметру храма в нишах располагались статуи божеств, на которые в течение года поочередно падал свет из отверстия в куполе. Но эти изваяния, увы, не сохранились (все-таки строению более 2000 лет), и их место ныне занимают скульптуры и картины 18 века.
Внешний вид. Применение бетона дало возможность раздвинуть границы стен, и воссоздать ощущение обширного пространства, характерного для римской архитектуры.
Римский декор До XIX века не существовало ни одного здания с куполом, превышающим купол Пантеона. Высота Римского Пантеона только в два раза уступает диаметру купола, равному 43 метрам.
Размеры и пропорции Доминирует над всем сооружением исполинский куполообразный свод. В его центральной части прорезано отверстие для света – опайон.
Интерьер Восьмиколонный периптер имел форму полукруга. В портике дополнительно находилось еще восемь колонн, поддерживающих крышу. К храму относился также и прямоугольной формы двор, примыкавший к нему.
План Император не пожалел для храма ни богатых украшений, ни цветного мрамора для отделки стен. Аттический стиль совместно с коринфским ордером использованы для создания декора всего Римского Пантеона.
Цветной мрамор Для поддержки массивного купола применялись арки двух размеров: большие и малые. Бетон, шедший на купол, менял свой состав в зависимости от участка, на котором его надо было использовать.
Конструкция Экседры – это ниши с полуколоннами, расположенные по краям главного входа.
Экседра Эти конструкции предназначены для уменьшения напряжения в куполе. Их размер меняется в зависимости от высоты, создавая оптическую иллюзию воздушности здания.
Кессоны