индия.pptx
- Количество слайдов: 21
Памятка туристу Овчинникова Ольга IIIФ 8
История Древней Индии • История Индии началась с возникновения Хараппской цивилизации, расположившейся в долине реки Инд, наибольший расцвет которой пришёлся на III тысячелетие до н. э. За Индской цивилизацией последовал ведийский период, продолжавшийся вплоть до V века до н. э. Ведийская цивилизация послужила основой для индуизма и других культурных аспектов раннего индийского общества. Начиная с VI века до н. э. на территории Индии появилось множество Махаджанападов — независимых княжеств и республик.
Карта. Древняя Индия - хараппская цивилизация
Культура Древней Индии • Благоговение перед живым, перед жизнью и природой • Природа — как Храм. Жертва • Понятие Кармы и Дхармы. Варны
• • Благоговение перед живым, перед жизнью и природой Именно для Индии характерная огромная любовь ко всему живому и неукоснительное признание права всякого существа на жизнь. Это отношение рождалось не из страха, а из попытки глубокого проникновения в суть мироздания, ощущения мощного дыхания космоса, неотвратимой смены ритмов, понимания своей нерасторжимой связи с биосферой. Возможно, поэтому индусы никогда не пренебрегали животными как низшими тварями, и огромное число животных было символами богов, олицетворением божественных принципов на земле (священная корова — кормилица, дающая жизнь, слон — мудрость и доброта). «Среди этой дивной природы, так и тянет стряхнуть с себя земные оковы, обобщиться с нею жизнью беспреградною, и сама смерть в Индии кажется привлекательною» писала Е. П. Блаватская.
• • Природа — как Храм. Жертва Поскольку природа воспринимается как храм, живое одухотворенное место, в каждом уголке которого обитает Бог, в Индии существует огромное количество священных мест — это может быть дерево, гора, камень и т. д. , где происходит встреча человека с божеством, где божественное имеет полноту и силу и позволяет человеку совершить путь от суетной повседневности вглубь, к центру самого себя. Храмы, построенные человеком, появились в Индии довольно поздно (в III–II вв. до. н. э. ), за исключением некоторых древнейших храмов, например, пещерного комплекса в Аджанте, возраст которого более 2 тысяч лет. Индийские храмы всегда имеют свой небесный прототип — образ мировой горы, священной горы Меру. Именно жертва является тем, что соединяет мир богов и людей, жертва становится основой индийского ритуала. Со временем понятие жертвы намного расширилось: ею стали считать и кормление брахманов, и угощение гостя, различные дарения и раздачи, причем не только имущества, но и жертвование самим собой, самопожертвование, например, аскетизм.
Понятие Кармы и Дхармы. Варны • • Два понятия: Карма (Закон причины и следствия) и Дхарма (Закон существования, Долг в высшем смысле этого слова) — прочно вошли в сознание Индии. Детально разработанные в упанишадах, они фактически определили закон существования и мировоззрение индусов. Древнеиндийское общество делилось на сословия — варны (санскр. «разряд людей» ): брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры. Происхождение варн излагается в одном из позднейших гимнов «Ригведы» . Впоследствии в литературе и в быту вместо понятия варна стало употребляться слово каста, означающее не сословное, а профессиональное деление: каста горшечников, писцов, прачек и др. Брахманы — жрецы, учителя для людей. Их долг учиться и учить других, поддерживать связь с богами. Кшатрии — воины, правители, аристократия. Их долг защищать народ, богов, совершать жертвоприношения и учиться. Вайшьи — земледельцы и др. Их долг возделывать землю и разводить скот. Шудры — слуги. Их долг служить трем высшим кастам. Первые три варны считались высшими, а принадлежащие к ним люди назывались «дваждырожденными» (под вторым рождением считался момент посвящения, когда человек допускался к чтению и изучению Вед). Представитель каждой варны должен выполнять свой долг. Причем считалось, что лучше хорошо исполненный свой долг, чем плохо исполненный чужой. Эта идея остается ведущей в истории индуистского общества.
Религиозная толерантность • • В Индии считается, что каждый человек имеет право на свой Закон, свой путь к Богу. Из этого осознания происходит толерантность индийского мировоззрения, принятие других религий. Индуизм предполагает самые разные возможности для проявления религиозных чувств: Бога почитают как абстрактный символ, и как владыку мира, и как отца, и как возлюбленного, и как младенца и как брата. Столь же многообразны и формы постижения и почитания божеств. Поклоняются божественному проявлению в книге, знаке, творениях природы, звуке, дыхании, молчании; в храме или вне его. Каждый волен выбрать ту дорогу к Богу, которая ему ближе, и она не будет считаться лучше или хуже остальных. Брахман может изощряться в философских спорах, аскет — истязать свою плоть, деревенский жрец — обагрять руки кровью жертвенных животных, философ — предаваться размышлениям, йог — делать необходимые упражнения, мирянин — совершать требуемые ритуалы и т. п.
Индуизм предполагает три основных формы пути: • Карма-марга — Путь деяния. Следование своей Дхарме и совершение праведных деяний с глубоким внутренним отречением, без полной вовлеченности и привязанности к результатам, без оглядки на себя как на деятеля и на плоды трудов как на свои собственные. Карма-марга связана с мирской жизнью и предполагает прежде всего выполнение социального долга, а также достижение равновесия между внутренним состоянием и внешними событиями. Джняна-марга — Путь знания. Этот путь предполагает развитие интеллектуальных способностей и сверхчувственной интуиции, глубокое размышление и обретение знания единого Абсолюта, постижение на личном опыте тождества Атмана и Брахмана. Этот путь предполагает глубокое обращение вглубь себя. Бхакти-марга — Путь любви. Путь «разумного сердца» , непосредственного сердечного соприкосновения с подлинным бытием. Требуется безраздельная преданность божеству, которая очищает сердце и направляет к высшему знанию и истинному просветлению.
Священные текста • Аватара Вьяса и происхождение Вед • Веды • «Махабхарата» и «Рамаяна» • Отрывки из Упанишад • Отрывки из «Бхагавадгиты» • Тексты «Ригведы» •
Вьяса диктует Веды Ганеше
Население и религия • Индия самая населенная страна в мире после Китая, уже сейчас ее население составляет около 1 млрд. человек. Индия - многонациональное государство. Ее населяют крупные народы, представители которых отличаются друг о друга и внешним обликом и языком, и обычаями. • 83% населения исповедует индуизм, 12% - ислам, остальные - джайнизм, буддизм, сикхизм и христианство
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ • В сикхские храмы можно войти только с покрытой головой, в мечеть женщина может войти только с покрытой головой и плечами, а также в длинной одежде. Не следует вносить в храмы любые изделия из кожи. Фотографировать можно только с разрешения служителя храма. Все постройки, особенно религиозные сооружения, следует обходить с левой стороны. Традиционное приветствие выглядит, как сложенные в приветствии ладони. Ноги женщин должны быть закрыты одеждой (но не обтягивающей!) по меньшей мере, по щиколотку. Подошвы обуви не должны быть обращены в сторону собеседника, это считается знаком неуважения.