П. Верлен А. Рембо Р. М. Рильке
Поль-Мари родился 30 марта 1844 года в Меце в семье Николя-Огюста Верлена, капитана инженерных войск, и Элизы-Жюли-Жозеф-Стефани Деэ. В 1853 Верлен поступает в пансион Ландри(улица Шапталь, 32). В 1855 он поступает в седьмой (начальный) класс лицея Бонапарта (будущ. Кондорсе). В 1858 Верлен начинает писать стихи, знакомится с поэзией Гюго, Банвиля, Готье, Бодлера, Леконта де Лиля, Глатиньи, посылает Виктору Гюго стихотворение «Смерть» (12 декабря). 1869 — Февраль. Выходит сборник «Галантные празднества» (издатель Альфонс Лемер) 1870 — Июнь. Сборник «Добрая песня» , посвященный Матильде, его будущей жене. 1872 – тяжелый период в жизни (бракоразводный процесс, пьянство, бродяжничество за границей) 1873 – приговор к 2 годам тюрьмы. 1874 — Март. Стараниями Эдмона Лепелетье в Сансе выходят «Песни без слов» (типография Мориса Лермита). Раздел имущества с Матильдой; Верлен приговорён к уплате алиментов; он переживает религиозный кризис, исповедуется. 1875 – переезжает в Англию, работает учителем нач. школы. Пишет посл. письмо к Рембо. 1882 – возвращение в Париж. 1886 – смерть матери, остается без средств, получает наследство и проматывает его с проституткой Мари Гамбье. 1887 – встречает проститутку Феломену Буден Затем знакомится с ее подругой Эжени, начинает жить с ней, но в последствии несколько раз возвращался к Феломене. 1896 – умирает от воспаления легких.
«Верлен был яснее своих учеников, — писал М. Горький, — в его всегда меланхолических и звучащих глубокой тоской стихах был ясно слышен вопль отчаяния, боль чуткой и нежной души, которая жаждет света, жаждет чистоты, ищет Бога и не находит, хочет любить людей и не может» «Сатурнические поэмы» открываются обращением к «мудрецам прежних дней» , учившим, что те, кто рождаются под знаком созвездия Сатурн, обладают беспокойным воображением, безволием, напрасно гонятся за идеалом и испытывают много горя. Самые образы «Сатурнических поэм» порой раздваивались. Обычное вдруг поворачивалось неожиданной стороной — дым рисовал на небе странные фигуры. Стоит выделить в сборнике стих-е «Осенняя песня» .
Второй стихотворный сборник «Галантные празднества» изображал утончённые развлечения XVIII столетия. Лирика и ирония причудливо сплелись в этой книге, как у Ватто — французского художника начала XVIII в. , на полотнах которого дамы и кавалеры играют изысканный и чуть печальный спектакль.
Умышленно прихотливое построение стихов двух первых сборников, причудливость, неясность как бы отражённых образов, внимание к музыкальному звучанию строк подготовили появление лучшей поэтической книги Верлена «Романсы без слов» (1874).
Артюр Рембо родился 20 октября 1854 года в Шарлевиле на северовостоке Франции. Его отец, Фредерик Рембо, по профессии военный, служил в Алжире, мать, Мари-Катрин-Витали Кюиф, была из зажиточной крестьянской семьи. Когда мальчику исполнилось четыре года, отец оставил семью, с тех пор Артюра воспитывала мать. Начальное образование Рембо получил в Шарлевильском лицее. После публикации первого стихотворения в 1870 году, в возрасте 16 лет Рембо отправился в путешествие по северу Франции и югу Бельгии. В возрасте семнадцати лет Рембо знакомится в Париже с поэтом Полем Верленом и на некоторое время становится его интимным другом. Верлен приглашает Рембо в Париж и оплачивает ему дорогу. В 1872 Поль Верлен бросает семью и уезжает с Рембо в Лондон. После ссоры с Верленом Рембо перестаёт писать и путешествует по свету до 1880 года. Затем в Африке , а также в Йеменеон занимается торговлей кофе, пряностями, шкурами и оружием. Ф. Валлотон. Портрет Артюра Рембо, ок. 1898 В феврале 1891 года Рембо вернулся во Францию, где ему ампутировали ногу из-за раковой опухоли. В госпитале за ним ухаживала сестра, приехавшая из Шарлевиля. Рембо умер в Марселе, в госпитале, 10 ноября 1891 года. Похоронен в Шарлевиле.
Основной пафос творчества Рембо — это пафос протеста радикальной мелкой буржуазии и деклассированных, отчасти люмпенпролетарских низов против порядков Второй империи. Он стремительно перешел к своеобразнейшим стихам, насыщенным прежде всего политическим и антирелигиозным содержанием, — к стихам, полным издевательства над казенными публицистами, империей, военщиной, попами, буржуазными обывателями, версальскими палачами. В некоторых последних его стихах чувствуется безудержная ярость мятежника, но вместе с тем Рембо, находясь в захолустьи, попытался экзотически преобразовать омерзительный мир, написал поэму «Bateau ivre» (Пьяный корабль), сонет о цветных гласных ( «Voyelles» ) и т. п. Примечательно в поэзии Рембо безбоязненное использование жаргона и прозаической разговорной речи. В его страстных сатирах нередки также площадные ругательства, бросаемые со всей прямотой в лицо врагу. Немало у Рембо очень экстравагантных тем — «Les chercheuses de poux» (Ищущие в волосах), «Oraison du soir» (Вечерняя молитва) и мн. др. , написанных явно в порядке вызова, но неизменно лиричных.
Стихотворение Пьяный корабль / Le bateau ivre (1871).
Одно лето в аду / Une Saison en Enfer (1873)
Озарения / Les illuminations (1874)
Райнер Мария Рильке родился 4 декабря 1875 года в Праге в семье чиновника по железнодорожному ведомству Йозефа Рильке и Софи Рильке (урожденной Энтц). Был единственным сыном. Получил имя при рождении — Рене Карл Вильгельм Иоганн Йозеф Мария Рильке. 1882— 1884 Учится в начальной школе в Праге. 1884 - Развод родителей, сын остается жить с матерью. Первые детские стихи Рильке. 1892— 1895 Завершает среднее образование, сдает экзамены на аттестат зрелости в Праге. Пишет первые рассказы — в том числе Пьер Дюмон (1894). Выходит первый поэтический сборник «Жизнь и песни» (1894). 1897 — первая поездка в Италию, учится в Берлинском университете. Пишет три выпуска поэтических сборников «Подорожник» , сборник стихов «Увенчанный снами» . 1898 - Выходят в свет сборник стихов «Сочельник» , сборник малой прозы «Мимо жизни» драма «Без настоящего» .
1899 - С апреля по июнь — первая поездка в Россию (Москва — Петербург). Там он встретился со Львом Толстым, художниками Ильёй Репиным и Леонидом Пастернаком, отцом Бориса Пастернака. В Германии выходят в свет «Две пражские истории» и сборник стихов «Мне на праздник» (Mir zur Feier). 1900 - Опубликован сборник малой прозы «О Господе Боге и иное» , первая редакция «Историй о Господе Боге» (1900), книга, в которой отразились русские и итальянские впечатления Рильке. 1900— 1901 годах написал несколько стихотворений на русском языке. Позднее он называл своей родиной два места: Богемию и Россию. 1901 - Женится на Кларе Вестгофф, дочери скульптора (Clara Westhoff). В декабре — родилась дочь Рут (Ruth). 1902 - Выходит в свет сборник новелл «Последние» , рассказ «Победивший дракона» , драма «Жизнь как жизнь» , первый вариант сборника «Ранние стихотворения» , и первое издания «Книги картин» . 1903 - Выходят в свет две книги Рильке об искусстве — «Ворпсведе» и «Огюст Роден» . Осенью — переезжает в Рим. 1904 - Выходит в свет книга прозы «Истории о Господе Боге» . Закончена драма «Белая княгиня» . С конца июня по декабрь живет в Швеции, а затем в Дании. В 1905 г. выходит «Часослов» .
1909 - Выходит книга «Реквием» . Выходит второе переработанное и расширенное издание «Ранних стихотворений» . 1912 - Возникновение поэтического цикла «Жизнь Девы Марии» и первых «Дуинских элегий» . 1913 - Опубликованы «Жизнь Девы Марии» , сборник ранней лирики «Первые стихотворения» 1914 - Создается поэтический цикл «Пять гимнов» , посвященный начавшейся войне. 1916 - Рильке на полгода призван в австро-венгерскую армию в Вене, в военном архиве. 1920 - Поэтический цикл «Из наследия графа К. В. » . Опубликована драма «Белая княгиня» . 1923 - Опубликованы «Дуинские элегии» и «Сонеты к Орфею» . Ухудшилось состояние здоровья, врачи обнаружили лейкемию. 1926 - Выходит книга французских стихов Рильке «Сады» с приложением «Валезанских катренов» . Последние переводы из Поля Валери. С 30 ноября — снова в клинике Валь-Монт. 29 декабря — кончина Рильке. Своими любимыми книгами называл Библию и произведения Йенса Петера Якобсена.
. Он сам выбрал надпись для своего надгробия: Rose, oh reiner Widerspruch, Lust, Niemandes Schlaf zu sein unter soviel Lidern. (Роза, о чистая двойственность чувств, каприз: быть ничьим сном под тяжестью стольких век). (Перевод Вячеслава Куприянова)
Это были величайшие поэты – символисты конца XIX – начала XX века. , писавшие на стыке двух эпох (декаданс) Э. Дега «Танцовщица, завязывающая ленту туфельки» 1880 г. Клод Моне «Впечатление. Восход солнца»
Анри Матис «Танец» 1910 Винсент Ван Гог «Подсолнухи»