Отработка навыков ритмизованного текста.ppt
- Количество слайдов: 23
Отработка навыков набора стихотворений Подготовила Лыскина Ю. С.
Ритмизованный текст характеризуется чередованием ритмических отрезков. Примером ритмизованного текста могут служить стихотворения, басни, поэмы. Ритм — закономерное чередование соизмеримых речевых единиц — ударных и безударных слогов.
Стих – стиховедческий термин, используемый в нескольких значениях: ü художественная речь, организованная делением на ритмически соизмеримые отрезки; ü поэзия в узком смысле; ü в частности, подразумевает свойства стихосложения той или иной традиции; ü строка стихотворного текста, организованная по определённому ритмическому образцу
Единицей ритма в стихах является стопа, образованная из ударных и неударных слогов. Стопы могут быть двух- и трехсложные, один из слогов при этом обязательно ударный. Ударные слоги могут быть в начале, в середине (при трехсложной стопе) и в конце стопы. Разное число стон образует ритмическую единицу — стих, разное число рифмующихся стихов образуют
Особенностью набора стихотворений является выделение стихов и строф с использованием пробельных материалов и композиционных приемов. Каждый стих обычно набирают отдельной строкой, образуя стихотворную строку, а строфы (одна, две, три и более), составляющие логически законченный отрезок поэтической речи, отделяют одну от другой межстрочными пробелами, звездочками (* * *), чередованием строф втяжкой или тем и другим.
Все стихотворения делятся на: ü Одномерные; ü Двумерные; ü Многомерные; ü Акцентированные.
К одномерным равностопым относятся все стихи (строки), в которых содержится одинаковое число стоп.
К двумерным относятся поэтические произведения, написанные двумя размерами, в которых ритмически чередуются стихи (строки) с разным, но повторяющимся числом стоп.
К многомерным относятся стихотворения, написанные без соблюдения строгого чередования размерности стихов (вольные стихи), в которых встречаются стихи с различным числом стоп.
Подобный вид построения строк характерен для басен. В многомерных стихах делают столько разных отступов, сколько в данном произведении различных по размеру стихов. Такой прием позволяет оттенить изменение ритма.
Ба сня — стихотворное или прозаическое литературное произведение нравоучительного, сатирического характера. В конце басни содержится краткое нравоучительное заключение — так называемая мораль. Действующими лицами обычно выступают животные, растения, вещи. В басне высмеиваются пороки людей.
Акцентированные стихотворения можно разделить на: ü Ступенчатые; ü Ступенчато-флаговые; ü Смешанные. В ступенчатых стихах части стихотворной строки располагаются лесенкой в нескольких строках набора, в зависимости от того акцента, который придает стихам автор.
Как видно из примера, начало стихов выравнивается по левому краю, а отрезки, переносимые в следующие строки, равняются по концу предыдущих строк (вариант ).
При ступенчатом расположении стихотворного произведения каждый последующий стих размещается с одинаковым отступом друг относительно друга.
При флаговом расположении стихотворений части одного стиха размещаются в нескольких строках одинаковым отступом и выравниваются по левой вертикали.
При смешанном расположении стихотворений части одних стихов размещаются ступенями, а другие выравниваются по левой вертикали.
Особенность набора стихотворений состоит в выделении стихов и строф с использованием нешрифтовых (пробельнокомпозиционных) выделений. Каждый стих набирается обычно отдельной строкой, образуя стихотворную строку, а строфы (одна, две, три и более), составляющие логически законченный отрезок поэтической речи, отделяются одна от другой белой строкой (дополнительным межстрочным пробелом), «звездочками» чередованием строф с втяжкой или тем и другим.
Строки стихов, как правило, меньше формата полосы, поэтому основную массу стихотворных текстов набирают посередине полосы. Перед началом набора рассчитывают формат стиха и отступа от края полосы до начала строк стиха. Начальные строки стихотворных произведений обычно набираются без абзацного отступа. Чтобы определить отступ от края полосы, просматривают все стихотворение и устанавливают, какие стихи по формату наиболее характерны для данного произведения и много ли стихов больше или меньше характерных. Затем набирают стих из группы характерных и выключают его посередине формата.
В двухмерных стихах отступ устанавливается для каждого размера свой, В многомерных стихах отступ устанавливается так же, как и в предыдущем случае, для каждого размера свой. При наборе всего стихотворения или басни у всех стихов с одинаковым числом стоп сохраняются одинаковые отступы. Расчет отступов выполняется и при наборе одномерных стихов.
В акцентированных стихотворениях отступ определяется только для качала стиха, а все последующие отрезки стихов размещаются в зависимости от вида акцентированного стихотворения или басни. Для ступенчатых стихов расположенных лесенкой, отступ определяют следующим образом: все отрезки стиха, образующие лесенку максимального по ширине размера с учетом подписи автора, набирают в одну строку без пробелов между ними и эту строку выключают посередине формата. Отступ округляют до формата, кратного цицеро.
Для ступенчатых стихотворений, где каждый последующий стих или часть его набирается с отступом, для определения начального отступа набирают расчетную строку, при этом лучше набирать первую строку и части всех последующих строк, выходящих за формат первой строки.
Отработка навыков ритмизованного текста.ppt