Отношение к аномальным в Древности и.ppt
- Количество слайдов: 23
Отношение к аномальным в Древности и в Средние века
Древность. Наука не располагает достоверными сведениями относительно положения аномальных людей в первобытном обществе. Однако есть данные, свидетельствующие о том, что в те времена лица, которые были не в силах участвовать в процессе добывания пищи, если не гибли сами, то их умерщвляли.
Государство Спарта Воспитание детей осуществлялось по принципу – «В здоровом теле – здоровый дух» . Старейшины осматривали новорожденных и только здоровых, по их мнению, детишек, передавали обратно отцу. Слабые и больные дети уничтожались, по преданию их бросали в Тайгетскую пропасть.
Государство Спарта Малышей воспитывали матери, им помогали кормилицы -рабыни. Часто это были женщины образованные, уже имеющие педагогический опыт. Детей не пеленали, растили неприхотливыми в еде, приучали не бояться темноты, легко переносить голод, жажду. В 7 лет мальчиков забирали из семьи и помещали в специальные государственные воспитательные учреждения, где они находились до 18 лет. Наибольшее внимание они уделяли военнофизической подготовке детей, учили их бегать, прыгать, бороться, метать диск и копье, приучали беспрекословно подчиняться старшим, презирать рабов и их главное занятие — физический труд, быть беспощадными к рабам. Девочки воспитывались дома, но и в их воспитании на первом месте было физическое развитие, военная подготовка, приучение их управлять рабами.
Древний Рим Надо полагать, что умерщвление детей-уродов имело место и в древнем Риме. Иначе нельзя объяснить такое высказывание римского философа Сенеки (6 г. до н. э. — 65 г. н. э. ): «Мы убиваем уродов и топим тех детей, которые рождаются на свет хилыми и обезображенными. Мы поступаем так не из-за гнева и досады, а руководствуясь правилами разума: отделять негодное от здорового» .
Эразистрат из Александрии n Врач, в 4 веке до н. э. считал возможным определить степень развития ума и способностей человека по площади поверхности мозга, разнообразию и глубине мозговых извилин.
Индия Такое отношение к аномальным детям отмечалось в ряде мест Индии вплоть до XIX века. Здесь таких детей оставляли в джунглях на произвол судьбы. Это давало в дальнейшем повод для легенд о детях, вскормленных дикими животными.
Религиозные воззрения на слабоумных n n Библия рассматривает слабоумие как кару божью за грехи родителей. Она предписывает безропотноситься к этому божьему наказанию и не пытаться исправить волю бога. Коран, как и Библия, предписывает мусульманам не пытаться давать слабоумным больше того, что им дал бог, но в то же время советует поддерживать их существование, заботиться о них.
Религиозные воззрения на слабоумных, как и все религиозные догматы, полны противоречий. Одни религии считают слабоумных «детьми бога» , другие — «детьми дьявола» . Взгляд на слабоумных как на детей дьявола в большей степени был присущ католической религии. Особую непримиримость к слабоумным проявляли протестантские реформисты Мартин Лютер {1483— 1546) и Джо Кальвин (1509— 1564), которые советовали сажать слабоумных в тюрьмы или бросать в реки.
Славянские государства В славянских государствах, где на слабоумных (юродивых) смотрели как на «божьих людей» и «блаженных» , их обычно окружали ореолом святости, с благоговением вслушивались в их бессмысленный лепет, усматривая в нем божественное прорицание. Нередко служители православной церкви, предписывая относиться к слабоумным с жалостью, оправдывали существование детей-идиотов и калек именем божьим, божьей волей и со свойственной религии нелогичностью и ханжеством доказывали, что эти несчастные дети нужны в интересах людей и бога, чтобы предоставить возможность верующим творить милость во имя бога.
Донаучное, раннее научное и мистическое объяснения душевной жизни человека С глубокой древности вплоть до VI в. до нашей эры еще не существовало научного объяснения психической деятельности. Эта деятельность не связывалась с работой мозга. Мозг еще не считался местом локализации ума. В это время всякое нарушение психики объяснялось влиянием таинственных темных сил.
Пифагор (VI в. до н. э. ) Одним из первых высказал мысль, что ум помещается в головном мозге, а чувства — в сердце. Локализация рассудка в головном мозге знаменовала величайшее открытие, давшее толчок развитию новых направлений в медицине. Ведь в течение нескольких веков до этого открытия Пифагора считали, что умственные способности человека сосредоточены под диафрагмой, на границе грудной и брюшной полостей.
Гиппократ (V—IV вв. до н. э. ) n Величайший медик древности развил теорию Пифагора. С деятельностью мозга он связывал не только природу рассудка, но и природу эмоций.
Герофил из Александрии (IV в. до н. э. ) Впервые назвал мозг главным органом всей нервной системы, а врач Эразистрат (тоже из Александрии) считал возможным определять степень развития ума и способностей по площади поверхности мозга, разнообразию и глубине мозговых извилин.
Научное обоснование ума и психической деятельности: n n n До 6 века до н. э. не существовало научного объяснения психической деятельности, она не связывалась с работой мозга и мозг не считался локализацией для ума. В 6 веке до н. э. Пифагор сказал: «Мысль помещается в головном мозге, а чувства- в сердце» . До открытия Пифагора считали, что ум и рассудок расположены под диафрагмой на границе грудной и брюшной полостей. Гиппократ жил в 5, 4 веке до н. э. Он связал с мозгом не только рассудок, но и иллюзии. 4 век- Герофил из Александрии, он сказал, что головной мозг – главный орган всей нервной системы.
Религиозная идеология подавляла жизнь, свободную мысль, преследовала научные знания и все то, что не согласуется с учением церкви. Эта идеология распространилась и на науку о психической жизни человека. Предается забвению и естественное объяснение психической деятельности человека. Начинается время так называемой демонологической трактовки нарушений психической деятельности. Душевные заболевания рассматриваются как одержимость злым духом.
Средние Века Но ни инквизиция, ни костры не могли задержать развитие тех тенденций, которые все более укреплялись во взглядах ученых, в том числе и врачей. Подлинно научные воззрения пробивали себе дорогу в героической борьбе с церковью. И в итоге в период средних веков произошло довольно значительное развитие научных знаний. Уже в XIV—XV веках стали постепенно восстанавливаться понятия древних греков и римлян о душевных болезнях. Даже теологи стали признавать роль мозга в происхождении помешательств.
Феликс Платтер (1537— 1614) Посещает монастыри, тюрьмы, ведет наблюдение за душевнобольными, которые иногда находились в этих учреждениях. В эти годы врачи имели возможность наблюдать душевнобольных и слабоумных в специально созданных для них домах. Такие дома впервые появились в XIV веке. С XV века для названных выше лиц стали открывать и лечебницы.
Труды Платтера. В 1614 г. была издана книга «Наблюдения» , а в 1625 г. «Медицинская практика» . В этих трудах Платтер дает первую из известных психиатрам классификацию душевнобольных. Среди душевнобольных он выделяет четыре группы. В числе признаков, лежащих в основе классификации, Платтер указывает такие, которые характеризуют различные нарушения интеллекта, эмоций и физического состояния больного. Эти нарушения могут характеризоваться ослаблением или усилением, исчезновением или извращением той или другой психической функции, точнее — сознания. Важно, что все эти симптомы Платтер связывает с анатомо-физиологической этиологией: наследственностью, травмами головы, с нарушениями кровообращения, с отравлениями наркотиками, со старостью и другими факторами.
Первая научная классификация душевных заболеваний n Среди выделяемых Платтером четырех групп душевных болезней особый интерес для олигофренопедагогики представляют первая и третья группы.
Первая группа именуется Платтером mentis imbecillitas. К ней он относит лиц с разными степенями нарушения интеллекта, памяти, воображения. Платтер считал, что если нарушены эти способности, возникает высшая степень слабоумия; избирательное нарушение воображения порождает малоспособность, примитивность; чисто интеллектуальные нарушения приводят к потере способности осуществлять суждение, быть критичным и правильно оценивать обстановку.
Третья группа В третьей группе душевных болезней (mentis alienatio) Платтер выделяет форму врожденного помешательства — глупость. Дети этой категории плохо соображают. У некоторых из них речь нарушена или вообще отсутствует. Наблюдаются физические недостатки. Для этих детей характерны непослушание и упрямство.
Таким образом, Платтер был одним из первых психиатров, который выделил среди душевных заболеваний формы, характеризующиеся стойкими нарушениями интеллекта. В дальнейшем эти формы стали называться слабоумием.