Новеллистичность лирики Анны Ахматовой.ppt
- Количество слайдов: 10
Отличительные черты любовной лирики Анны Ахматовой
Виктор Жирмунский (1891 -1971) – русский лингвист, литературовед, доктор филологических наук, профессор, академик АН СССР, почётный член Баварской, Британской, Саксонской и других академий, почётный доктор многих университетов, в частности Оксфорда. • «У символистов стихотворения рождаются из душевного напряжения почти экстатического, из душевной глубины, еще не разделенной; все отдельные стороны души слиты, и говорит более глубоко лежащее целостное и творческое единство духа. • У Ахматовой целостность и неразделенность заменяются разделенностью, сопровождаемой отчетливым, строгим и точным самонаблюдением, тем более что душевное содержание ее стихов не изливается непосредственно музыкально в песне, а каждое отдельное переживание связывается с отдельным фактом внешней жизни» .
• Символистская "потусторонность", мистический максимализм обесцвечивают материальное бытие, выхолащивают, мертвят жизнь. В творчестве молодой Ахматовой простое, обыденное вновь обретает ценность.
Особенности творчества : • - разговорность интонации • - пристрастие к простому, не условному языку, к живой естественной речи (неметафоричность) • - эпиграмматичность словесной формы
• - объективированность лирического переживания • - повествовательность лирики, ее новеллистичность Хочешь знать, как все это было? — Три в столовой пробило, И, прощаясь, держась за перила, Она словно с трудом говорила: «Это все. . . Ах, нет, я забыла, Я люблю вас, я вас любила Еще тогда!» — «Да» . 1911
А. Горловский. Песнь о любви. 1985 Сжала руки под темной вуалью. . . «Драма осталась «за "Отчего ты сегодня бледна? " кадром» , и повинна была в ней, по-видимому, героиня. - Оттого, что я терпкой печалью Впрочем, стихотворение Напоила его допьяна. вовсе не о том, «кто виноват? » . Оно о более сложном и трагическом – о Как забуду? Он вышел, шатаясь, страшном взаимонепонимании Искривился мучительно рот. . . людей, даже когда они Я сбежала, перил не касаясь, любят… Стихотворение в двенадцать строк Я бежала за ним до ворот. оказалось не только драматической сценой, но конспектом целого романа, Задыхаясь, я крикнула: "Шутка тема которого…станет Все, что было. Уйдешь, я умру". одной из ведущих тем мировой литературы Улыбнулся спокойно и жутко второй половины И сказал мне: "Не стой на ветру". двадцатого века» . 1911
Цветов и неживых вещей Приятен запах в этом доме. У грядок груды овощей Лежат, пестры, на черноземе. Еще струится холодок, Но с парников снята рогожа. Там есть прудок, такой прудок, Где тина на парчу похожа. А мальчик мне сказал, боясь, Совсем взволновано и тихо, Что там живет большой карась А с ним большая карасиха. 1913
Я научилась просто, мудро жить, Смотреть на небо и молиться Богу, И долго перед вечером бродить, Чтоб утомить ненужную тревогу. Когда шуршат в овраге лопухи И никнет гроздь рябины желто-красной, Слагаю я веселые стихи О жизни тленной, тленной и прекрасной. Я возвращаюсь. Лижет мне ладонь Пушистый кот, мурлыкает умильней, И яркий загорается огонь На башенке озерной лесопильни. Лишь изредка прорезывает тишь Крик аиста, слетевшего на крышу. — И если в дверь мою ты постучишь, Мне кажется, я даже не услышу. 1912
Осип Мандельштам «Ахматова принесла в русскую лирику всю огромную сложность и богатство русского романа XIX в. Не было бы Ахматовой, не будь Толстого с "Анной Карениной", Тургенева с "Дворянским гнездом", всего Достоевского и отчасти Лескова. Генезис Ахматовой лежит в русской прозе, а не в поэзии. Свою поэтическую форму, острую и своеобразную, она развила с оглядкой на психологическую прозу» .
Новеллистичность лирики Анны Ахматовой.ppt