история соц работы.pptx
- Количество слайдов: 21
Отличие церковномонастырской благотворительности 14 -17 веков от церковной помощи 12 - 14 веков
ПЕРИОД КНЯЖЕСКОЙ И ЦЕРКОВНО-МОНАСТЫРСКОЙ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ – XII-XIII ВВ. v В X-XIII вв. происходит изменение парадигмы помощи и поддержки. Это обусловлено тем, что изменилась социокультурная ситуация, разрушились родоплеменные отношения. Создавшаяся культурноисторическая ситуация потребовала иных принципов интеграции и иных форм поддержки и защиты. Внешняя экспансия христианского мира внесла свои аспекты трансформации общественных отношений, что не могло не отразиться на реципроктных и редистрибутивных связях. Основные тенденции помощи и поддержки в данный период связаны с княжеской защитой и попечительством, с церковно-монастырской поддержкой, с приходской системой помощи.
ВЫДАЮЩИЕСЯ ПРАВИТЕЛИ ЭТОГО ПЕРИОДА v По свидетельству летописцев, наиболее выдающимися правителями этого периода были князь Владимир Красно Солнышко, Ярослав Мудрый и Владимир Мономах. «Блестящее и счастливое правление Ярослава оставило в России памятник, достойный великого монарха. Сему князю приписывают древнейшее собрание наших гражданских уставов под именем «Русской Правды» . Он первый издал законы письменные на языке славянском, которые не полагали никакого различия между россиянами варяжского племени и славянами» . 5
v Ярослав Мудрый учредил в Новгороде училище для сирот, в котором на его средства содержались и обучались 300 юношей из семей священнослужителей. Дело Ярослава продолжил его внук Владимир «славными победами за русскую землю» . «Летописцы хвалят его нежную привязанность к отцу, снисхождение к слабому, милосердие, щедрость и незлобие. Но всего яснее и лучше изображает его душу поучение, им самим для сыновей написанное» .
Ярослав Мудрый Владимир Мономах Владимир красно солнышко
ПОВОРОТНЫЙ ПУНКТ В РАЗВИТИИ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ НА РУСИ, ПО МНЕНИЮ В. И. КУРБАТОВА v Поворотным пунктом в развитии благотворительности на Руси, по мнению В. И. Курбатова, стало ее крещение» . Христианство, призывавшее людей к любви и милосердию, упав на благодатную почву, стало государственной религией.
v После принятия христианства средоточием социальной помощи стали церкви и монастыри. «Под их руководством люди учились понимать и исполнять заповедь о любви к ближнему» , - считает автор работы «Исторические корни и традиции развития благотворительности в России» П. И. Нищеретний. «Любить ближнего – это прежде всего накормить голодного, напоить жаждущего» . Древнерусский благотворитель, «христолюбец» , более помышлял о собственном духовном совершенствовании, нежели о повышении общественного благосостояния. Когда встречались две руки, одна с просьбой Христа ради, другая с подаянием во имя Христово, трудно было сказать, которая из них больше подавала милостыню другой, - нужда одной и помощь другой сливались во взаимодействии братской любви обеих. Нищенство на Руси считалось не экономическим бременем для народа, не язвой общественного порядка, а одним из главных средств нравственного воспитания народа, практическим институтом благонравия, состоящим при церкви.
НИЩИЕ v Стоит ли удивляться тому, что при подобном взгляде на нищенство вокруг церквей и монастырей сложились со временем целые слободки, где жили люди, основным источником существования стала милостыня. Люди порой начинали нищенствовать не потому, что неожиданно впадали в нужду, а потому, что это было выгоднее, чем честным трудом зарабатывать свой хлеб.
КАТЕГОРИЙ НИЩИХ v «блаженные» - раздавали всё своё имущество и добровольно несли крест терпения и смирения «Христа ради» Василий Блаженный
v «юродивые» - прорицатели, ясновидцы, вразрез с нынешними представлениями отнюдь не сумасшедшие.
v Чаще всего симулировали безумие; «немощные» - слепые, старые, «настоящие» душевнобольные, все те, кто не мог добывать на пропитание иначе как «милостынькой»
v «гулящие» - те, кто бродяжничал в собственное удовольствие или скрывался от властей.
v В этот период общественная помощь нуждающимся не преследовала целей изменения устройства общества, однако она имела огромное значение для формирования нравственного потенциала, который сохранялся многие годы в России.
ПЕРИОД ЦЕРКОВНО-ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОМОЩИ – С XIV В. ПО ВТОРУЮ ПОЛОВИНУ XVII В v Благотворительные традиции, заложенные киевскими князьями, продолжили их преемники – московские цари. В этот период происходит становление, объединение русского государства. Средоточием социальной помощи являются церкви и монастыри. «Нищенство на Руси считалось не экономическим бременем для народа, не язвой общественного порядка, а одним из главных средств нравственного воспитания народа, практическим институтом благонравия, состоящим при церкви» 13, - считает П. Д. Павленок.
v В 1551 году в Москве с участием Ивана Грозного и Боярской думы состоялось собрание высшего духовенства Русской православной церкви, получившее название Стоглавого собора. В Постановлении Стоглавого Собора «попечение о бедных признаётся делом общества, которое доставляет средства на него и в лице выборных целовальников, вместе со священниками. Заведует ими»
v Собор признаёт необходимым регулировать обязанности общества «мерами государственными, путём царского повеления или, иначе говоря, законом» . Уже в этот период, как можно видеть, возникает необходимость выделения «адресной» помощи нуждающимся (что сегодня составляет один из основных принципов социальной работы). Так, прокажённые и престарелые должны были быть устроены в богадельни, где могли получать пищу и одежду, «здравые» должны питаться по дворам. Именно в этот период благовторительность в России из общественного феномена стала переходить в объект государственного призрения.
v Царь Федор, Борис Годунов, Василий Шуйский, будучи набожными, раздавали нищим деньги, снижали цены на хлеб, раздавали его бесплатно. Идеи помощи нуждающимся проявляются и в деяниях царей новой династии – Романовых. Михаил Федорович, Алексей Михайлович также известны своей благотворительной деятельностью.
Но, естественно, о систематической законодательной деятельности в этой области тогда не могло быть речи. v Идея государственного призрения, сформулированная Стоглавым собором в правление Ивана Грозного не была реализована никем из его преемников.
ВОПРОСЫ v 1 Кому вручили древнейшее собрание наших гражданских уставов под именем «Русской Правды» ? v 2 Кто добровольно нес крест терпения и смирения? v 3 Кто такие «Немощные» ? v 4 в каком году состоялось собрание высшего духовенства ?
Работу выполнил Лятиев Михаил
ОТВЕТЫ v 1 Ярослав Мудрый v 2 Блаженные v 3 слепые, старые, «настоящие» душевнобольные, все те, кто не мог добывать на пропитание иначе как «милостынькой» v 4 1551. г
история соц работы.pptx