ДО.Л. 2..pptx
- Количество слайдов: 62
Отечественная история
ЛЕКЦИЯ № 2. Хозяйство, общественное устройство и культура восточных славян в древности, закономерности и особенности процесса образования государственности у восточных славян. Этапы развития государства Киевская Русь. Принятие Русью христианства и его значение в эволюции общества. Возникновение и развитие феодальных отношений, феодальной собственности на землю. Причины распада Древнерусского государства на отдельные самостоятельные княжества. Развитие русских земель в период раздробленности, монголо-татарское нашествие, Русь и Золотая Орда, исторические последствия зависимости русских земель от Орды. Борьба русского народа против западноевропейских феодалов в XIII в. Культура Древней Руси.
Впервые термин «Росия» встречается в X веке в сочинениях византийского императора Константина Багрянородного «О церемониях» и «Об управлении империей» как греческое название Руси. Впоследствии термин «Россия» (в старой орфографии Россія или Россіа) закрепился за Северо-Восточной Русью, то есть восточнославянскими территориями, не вошедшими в состав средневековой Польши и Великого княжества Литовского и объединёнными Великим княжеством Московским в единое государство. Россия была провозглашена республикой 1 сентября 1917 года, хотя фактически стала ею 3 марта 1917 года в результате Февральской революции. С 10 января 1918 года — РСФСР. 30 декабря 1922 года РСФСР вошла в состав образовавшегося в этот день СССР, который перенял ряд функций своей крупнейшей республики (так, у РСФСР до 1990 года, в отличие от остальных союзных республик, не было своей компартии, некоторых министерств, Академии наук и др. ). 12 июня 1990 года I Съездом народных депутатов РСФСР принята декларация о государственном суверенитете Российской Федерации. 7— 8 декабря 1991 года в Беловежской пуще прошла встреча глав России, Украины и Белоруссии, где было объявлено о прекращении существования СССР и образовании СНГ. После этого 25 декабря 1991 года РСФСР была официально переименована в Российскую Федерацию. Полностью это именование закрепилось 25 декабря 1993 года, когда вступила в силу новая Конституция Российской Федерации.
что же нам известно о наших предках — славянах? По разным данным, предки славян (праславяне) известны со II—I тысячелетия до н. э. Письменные источники (греческие, римские, византийские, арабские) упоминают славян под именами венедов, антов, склавинов, называя их многочисленным, «великим» народом. Достоверно известно, что славянские племена — одна из ветвей индоевропейской группы народов. Древнейшими местами расселения славян принято считать Прикарпатье, территорию Балкан, а также территории современных Чехословакии, Польши, Германии. С течением времени единая славянская этническая общность распадается на три отдельные ветви славянства: южную (балканскую), западную и восточную. На основе выделившейся в VI веке восточной ветви образовался древнерусский (впоследствии русский, украинский и белорусский) народ. Восточные славяне пришли на Днепр в начале нашей эры и, постепенно расселяясь, заняли обширные пространства вплоть до озера Ильмень и верховьев Оки. Племена (племенные союзы) полян, древлян, дреговичей осели на правом берегу Днепра. Северяне, радимичи, вятичи, перейдя Днепр, освоили его левобережье, причем вятичи сумели продвинуться до Оки. В верховьях Волги и Западной Двины расселились кривичи, берега озера Ильмень заняли ильменские словене.
Расселение славян В V веке н. э. с территории северной Польши через восточную Прибалтику на территорию России проникают славянские племена культуры псковских длинных курганов, которые кладут начало кривичам. Тогда же постоянно шло расселение славян на север — до озера Ильмень, и на восток — до Волго-Окского междуречья. В результате, к VI—VIII векам в общих чертах складываются все основные племена восточных славян, известные из «Повести временных лет» . Славянская колонизация Северо. Восточной Руси продолжалась вплоть до XIV века и состояла из нескольких миграционных волн — от ранней колонизации из земель кривичей и словен, до более поздней из Южной Руси. До V века славяне жили при родовом строе. Во главе каждой родовой общины стоял родовой старейшина, обладающий неограниченной властью. Земля являлась собственностью общины, часть сельскохозяйственных работ осуществлялась коллективно. C V века началось разложение родового строя, родовая община начала заменяться территориальной общиной (вервью), управление общиной наряду со старейшинами стало осуществлять вече — общее собрание членов общины.
На обширной восточно-европейской равнине, орошаемой великими реками, издавна жили славянские народы, наши предки. Когда они пришли сюда - неизвестно. Расселились они по разным местам этой огромной, но пустынной страны, а главным образом по великому водному пути: от моря Варяжского (Балтийское), озеро Нево (Ладожское), реки Волхова, озера Ильмени, реки Ловати, реки Днепра до моря Русскаго (Черное). От места расселения большей частью и приняли свое название славяне: они построили Новгород; по Днепру жили поляне, у которых был свой город Киев; поселившиеся в лесах, недалеко от полян назывались древлянами; много и других славянских племен с разными названиями поселилось около рек и озер русских. Но не одни славяне жили в нынешней России. Жили тут и народы иноплеменные: К северу и северовостоку - финские племена (чудь, весь, меря, мурома, черемиса, мордва и др. ), к западу - Литва, к югу и юговостоку - тюрки (хозары, печенеги, половцы).
Процесс расселения восточных славян на огромной территории Восточно-европейской равнины, занявший несколько веков, был вкратце отображён в Повести временных лет: «Тако же и ти словене прищедше и седоша по Днепру и нарекошася поляне, а друзии древляне, зане седоша в лесех; а друзии седоша межю Припетью и Двиною и нарекошася дреговичи; инии седоша на Двине и нарекошася полочане, речки ради, яже втечеть в Двину, имянем Полота, от сея прозвашася полочане. Словене же седоша около езера Илмеря, и прозвашася своим имянем, и сделаша град и нарекоша Новъгород. А друзии седоша по Десне, и по Семи, по Суле, и нарекошася север. И тако разидеся словеньский язык» в отечественной исторической науке господствует точка зрения, что в качестве догосударственных образований у восточных славян выступали их племена. Общепринятым считается именовать племенами общности, члены которых объединены кровнородственными связями. Данные общности существуют в рамках первобытнообщинного строя, который, по распространённому утверждению, охватывает период от выделения человека из животного царства до возникновения классового общества и государства.
Из летописей мы узнаем !!! славяне — народ оседлый. Главное их занятие — земледелие. оседлость древних славян была относительной. Примитивный способ земледелия, приводивший к быстрому оскудению почвы, вынуждал земледельцев переходить на новые, неистощенные земли Наличие лесов способствовало развитию охоты, бортничества, лесных промыслов. Торговля, по мнению многих историков, являлась уже в VII веке и позднее важной частью хозяйственной жизни славян. Довольно высоко было развито домашнее скотоводство. Об этом можно судить по тому, что слово «скот» имело в языке славян второе значение — «деньги» . В пантеоне языческих богов, которым поклонялись славяне, не последнее место занимал «скотий» бог Велес, или Волос. Наличие большого количества речных путей — основных торговых артерий в то время, удобное положение славянских земель на средоточии торговых путей между Западом и Востоком способствовали активному включению славян в международный обмен. О широком развитии торговли говорят обильные клады арабских монет, найденных на территории нынешней России.
К моменту появления славян на территории современных России, Украины, Белоруссии их отличает родоплеменной строй. С течением времени, когда племена и роды расселились на больших пространствах, ослабевала связь между родами, они распадались на отдельные семьи. Каждая семья обрабатывала свою пашню, имела свои луга, обособленно занималась лесными промыслами. Общая родовая собственность постепенно заменялась собственностью семейной. Обособлению семьи, выделению ее из рода, замене родовой общности соседской общиной способствовало и совершенствование орудий производства, увеличение производительности общественного труда, рост прибавочного продукта.
После расселения на Восточно-европейской равнине у славян сложилось большое количество неоднородных по размеру и структуре территориальных образований. Данные образования у восточных славян, как правило, имели сложную двухступенчатую структуру: несколько небольших общностей (племён) объединялись в более крупное целое. Такое объединение принято называть союзом племён. Роль данных объединений в создании предпосылок для перехода общества к государственности была высока. Виднейшие советские историки сходились во мнении, что союз племён был высшей ступенью развития первобытнообщинного строя, подготовившей отдельные племена к предстоящей исторической жизни в больших объединениях, в которых неизбежно и быстро исчезали древние патриархальные формы связи, заменяясь более широкими. То есть, являясь, с одной стороны высшей ступенью родового строя союз племён означал разрушение родового общества. Его создание было уже подготовкой перехода к государственности.
Существует концепция, в рамках которой хронологически можно выделить четыре этапа создания государственной организации на Руси. Первый этап характеризуется сложением мощного союза славянских племён в Среднем Поднептровье в VI в. На третьем этапе происходило формирование двух государственных образований восточных славян – южного с центром в Киеве и северного главным городом которого являлся Новгород. Вторым этапом исторической жизни Киевской Руси было превращение приднепровского союза лесостепных славянских племён в суперсоюз, включивший в свои границы несколько десятков отдельных славянских племён, объединённых в четыре союза. Данный «суперсоюз» или «союзов» , объединял несколько племенных союзов. Это объединение отличалось не только количественно, но и качественно от прежних племенных структур. При этом вопрос о государственности решался однозначно: «там, где интеграция племён достигла такого высочайшего уровня, государство уже сложилось» Появление суперсоюза получившего название Русь и датируемое концом VIII – началом IX вв. стало отправной точкой отсчёта новых социально-политических отношений, новой формации. на четвёртом этапе произошло объединение южного и северного государственных образований в Древнерусское государство, столицей которого стал Киев.
Традиционно основание Древнерусского государства связывают с призванием князя Рюрика в 862 году на княжение восточнославянским племенным союзом словен. Государство Рюрика включало в себя территории южного Приладожья (Старая Ладога, Великий Новгород) и верхней Волги (Белоозеро, Ростов). Население составляли славяне (словене и кривичи), финно-угорские племена (весь, меря, чудь), военную аристократию составляли варяги. Преемник Рюрика — Вещий Олег — присоединил к своим владениям южный центр восточных славян, сделав в 882 году главный город полян — Киев своей столицей. В историографии объединение северного и южного центров под властью Рюриковичей рассматривается как окончание процесса формирования Древнерусского государства.
Согласно легенде, полянские князья, братья Кий, Щек и Хорив, а также их сестра Лыбедь, основали Киев в 5 веке н. э. В конце первого тысячелетия нашей эры, под эгидой славянского племени половичей образовалось государство, во многом определившее дальнейшее развитие Восточной Европы — Киевская Русь.
Киев Согласно летописному преданию, в конце IX века в Киеве княжили дружинники варяга Рюрика, варяги Аскольд и Дир; в 882 году Киев был завоёван родственником Рюрика, новгородским князем Олегом, который перенёс туда свою резиденцию. С этого момента Киев стал столицей нового государства — Киевской Руси. В Древнерусском государстве владение Киевским великокняжеским столом принадлежало (по крайней мере теоретически) старшему в роде и обеспечивало верховную власть над удельными князьями. Киев оставался реальным политическим центром Киевской Руси, по крайней мере до смерти Владимира Мономаха и его сына Мстислава Великого (в 1132 г. ). В период раздробленности Киев формально продолжал считаться старшим столом Руси и служил постоянным объектом борьбы между сильными русскими князьями. Серьёзный удар городу нанесли разгром войском владимирского князя Андрея Боголюбского в 1169 году и смоленского князя Рюрика Ростиславовича в 1203 году. В 1240 году Киев был разграблен и разрушен монголо-татарами. В дальнейшем Киевское княжество продолжило своё существование под монголо-татарским игом, им продолжали править Рюриковичи, однако княжение они получали по ярлыку.
В 862 согласно «Повести Временных лет» , славянские и финно-угорские племена призвали на княжение варягов. Управлялись славяне родоначальниками, но не было мира между племенами, и к тому же обижали их соседи. Тогда они сами отправили за море балтийское к одному из племени варягов, которое называлось Русью (откуда и мы все стали называться русскими), послов, говоря: «Вся земля наша велика и обильна, а наряда (т. е. Порядка) в ней нет, придите княжить и владеть нами» Три князя (братья Рюрик, Синеус, Трувор) из этого племени пришли со своими дружинами, среди которых было немало и славян, и заняли места в Новгороде, на Белоозере и в Изборске. Призвание варягов. В. М. Васнецов Это случилось в 862 году. С этого года начинается тяжелая работа русского народа над устройством своего государства.
Государство Рюрика (IX век) Киевская Русь (X век— 1240); (распад) Удельная Русь (XII—XVI века) Новгородская республика (1136— 1478) Владимирское княжество (1157— 1389) Княжество Литовское и Русское (1236— 1795) Московское княжество (1263— 1547) Объединение Руси Русское царство (1547— 1721) Российская империя (1721— 1917) Российская республика (1917) Советская Россия (1917— 1922) Советский Союз (1922— 1991) Российская Федерация (с 1991) Одно из мощнейших государств своего времени, простирающееся от Белого до Черного морей, Киевская Русь была хорошо известна всему Западу и Востоку. Киевские князья породнились со множеством европейских королевских домов — Французским, Норвежским, Шведским, Византийским. Своим великолепием, богатством и многолюдием стольный Киев поражал даже бывалых путешественников.
Принято считать, что Древняя Русь (9— 11 вв. ) раннефеодальное государство, сохранявшее пережитки родоплеменных отношений. Великие князья постепенно утрачивали черты военных вождей (присущие им в 4 -7 вв. ) и, становясь светскими правителями, принимали участие в разработке законов, организации суда, торговли. В обязанности князя входили функции обороны государства, сбора налогов, судопроизводства, организации военных походов, заключения международных договоров.
Князь правил при помощи дружины, костяк которой составляла гвардия из наемников (вначале варяги, в киевский период - кочевники). Отношения между князем и дружинниками носили вассальный характер. Князь считался первым среди равных. Дружинники были на полном содержании и проживали на княжеском дворе. Они подразделялись на старших и младших. Старшие дружинники назывались боярами, из их числа назначались представители высших чинов княжеской администрации. Наиболее приближенные к князю бояре составляли княжеский совет, который принимал важнейшие решения.
К 10 в. в руках великого князя была сосредоточена вся полнота законодательной, исполнительной, судебной и военной власти. Великий князь был представителем киевской династии, которой принадлежало верховное право на власть. Он правил в Киеве, а его дети и родственники являлись наместниками в подвластных ему землях. После смерти великого князя власть передавалась по старшинству от брата к брату. Это приводило к распрям, так как зачастую великий князь пытался передать власть не брату, а сыну. Во второй половине в. важнейшие вопросы внутренней и внешней политики решались на княжеских съездах. Постепенно племенные сходки превратились в вечевые собрания. Долгое время их роль была незначительна, но в 9 в. с началом раздробленности она резко возросла. Русь 9 -12 вв. представляла собой федерацию городовгосударств во главе с великим киевским князем.
Значительную политическую роль играли вечевые собрания, на которых городские жители решали вопросы войны и мира, законодательства, земельного устройства, финансов и др. Руководили ими представители знати. Вечевые собрания, являвшиеся элементом народного самоуправления, свидетельствуют о наличии демократии в древнерусском государстве. 14 великих киевских князей (из 50) были избраны на вече. По мере укрепления княжеской власти роль последних снижалась. К середине 12 в. за вече сохранилась лишь функция комплектования народного ополчения. В древнерусском государстве не существовало разделения между административным, полицейским, финансовым и другими видами самоуправления. В практике управления государством князья опирались на собственное право.
В суде преобладал обвинительный процесс, применяемый как в гражданских, так и в уголовных делах. Каждая из сторон доказывала свою правоту. Главную роль играли показания свидетелей. Князья и их посадники выполняли функции посредников между сторонами, взимая за это плату. Древнерусское законодательство формировалось по мере укрепления государственности. Первый свод законов, дошедший до наших дней, - «Русская Правда» , составленная во времена княжения Ярослава Мудрого на основе еще более древнего свода законов. Документ включал в себя свод уголовных и гражданских законов. По гражданским делам «Русская Правда» устанавливала суд двенадцати выборных. Закон не признавал телесных наказаний и пыток, а смертная казнь выносилась в исключительных случаях. Применялась практика денежных штрафов. «Русская Правда» пополнялась новыми статьями во времена правления Ярославичей (вторая половина 11 в. ) и Владимира Мономаха (1113 -1125 гг. )
Главы древнеусского государства Витислав Годы правления 782 — 795 Первый новгородский князь, переименовал Словенск в Новгород. Сын ободритского короля Ариберта II. Занял престол вследствие брака с дочерью Столпосвета, последнего (если не считать Вадима Храброго) представителя Словенской династии. Бравлин (Буривой I) Годы правления 795 — 811 В 800 году отбил у Византии город Сурож, современный Судак Рюрик Славомир Буривой II Годы правления 811 — 821 Годы правления 821 — 839 Гостомысл Вадим Храбрый Годы правления 839 — 859 Годы правления 859 — 862 Известен как справедливый правитель и первый законодатель. Ввел свод законов, так называемый "Наряд" Представитель старой Словенской династии, существовавшей в Словенске до Витислава, потомок Избора, брата Столпосвета. Занял престол после смерти Гостомысла, но не был поддержан новгородским Вечем, которое два с половиной года спустя призвало на княжение внука Гостомысла Рюрика. Главной претензией Веча к Вадиму было нарушение им Наряда, установленного Гостомыслом. Убит Рюриком в 864 году Годы правления 862 — 882 Основатель династии Рюриковичей. (Версия: Был внуком Гостомысла, сыном его дочери Умилы и ободритского короля Годислава. По этнической принадлежности славянин из народности ободритов. )
Более семи веков на Руси правила династия Рюриковичей. При ней образовалось Русское государство, была преодолена раздробленность, на трон взошли первые монархи. Древний варяжский род канул в лету, оставив историкам много неразрешимых загадок.
Личность основателя династии Рюрика (ум. В 879) и по сей день вызывает много споров, вплоть до отрицания его существования. Для многих знаменитый варяг не более чем полумифическая фигура. Это и понятно. В историографии XIX – XX столетий норманнская теория подвергалась критике, так как отечественной науке была непереносима мысль о неспособности славян создать собственное государство. Современные историки более лояльны к норманнской теории. Так, академик Борис Рыбаков выдвигает гипотезу, что в один из набегов на славянские земли дружина Рюрика захватила Новгород, хотя другой историк – Игорь Фроянов поддерживает мирную версию «призвания варягов» на княжение. Проблема еще в том, что образу Рюрика не хватает конкретики. По некоторым источникам им мог быть датский викинг Рёрик Ютландский, по другим – совершавший набеги на земли балтов швед Эйрик Эмундарсон. Существует и славянская версия происхождения Рюрика. Его имя связывают со словом «Ререк» (или «Рарог» ), которое в славянском племени ободритов означало сокола. И, действительно, при раскопках ранних поселений династии Рюриковичей было найдено много изображений этой птицы.
Происхождение Рюрика Герб Старой Ладоги — сокол, падающий вниз (герб Рюрика) Норманнская версия Исходя из того, что в русских летописях Рюрик назван варягом, а варяги-русь по различным источникам ассоциируются с норманнами или шведами, сторонники норманской концепции считают Рюрика, как и всю его дружину, варягамивикингами, из Скандинавии. По одной из версий, Рюриком являлся викинг Рорик Ютландский (или Фрисландский) из династии Скьёльдунгов, брат (или племянник) изгнанного датского короля Харальда Клака, который в 826 году или около 837 года получил от императора франков Людовика Благочестивого в лен владения на побережье Фризии с центром в Дорестаде на который совершали набеги викинги. Другая версия скандинавского происхождения Рюрика связывает его с Эйриком Эмундарсоном, конунгом шведской Уппсалы. По вычислениям известного шведского археолога Биргера Нермана, конунг Уппсалы Эйрик, сын Эмунда, умер в 882 году, а «покорение Восточных земель» относится к началу его правления — 850− 860 -м годам, что почти совпадает с датами правления Рюрика.
Западно-славянская версия Ломоносов Михаил Васильевич (1711 -1765) Альтернативой норманской версии является версия о происхождении Рюрика из среды западнославянских племен ободритов, руян и поморян. «Повесть временных лет» прямо говорит о том, что Рюрик, будучи варягом, не являлся при этом ни норманном, ни шведом, ни англом, ни готландцем. М. В. Ломоносов выводил Рюрика с варягами из пруссов, опираясь на топонимы и поздние летописи, которые заместили лексему «варяги» псевдоэтнонимом «немцы» . Славянское происхождение Рюрика Ломоносов априори принимал как непреложный факт. …варяги и Рурик с родом своим, пришедшие в Новгород, были колена славенского, говорили языком славенским, происходили из древних россов и были отнюдь не из Скандинавии, но жили на восточно-южных берегах Варяжского моря, между реками Вислою и Двиною… имени Русь в Скандинавии и на северных берегах Варяжского моря нигде не слыхано… В наших летописцах упоминается, что Рурик с Родом своим пришёл из Немец, а инде пишется, что из Пруссии… Между реками Вислою и Двиною впадает в Варяжское море от восточно-южной стороны река, которая вверху, около города Гродна, называется Немень, а к устью своему слывёт Руса. Здесь явствует, что варяги-русь жили в восточно-южном берегу Варяжского моря, при реке Русе… И само название пруссы или поруссы показывает, что пруссы жили по руссах или подле руссов. М. В. Ломоносов. «Возражения на диссертацию Миллера»
Впервые имя Рюрика упоминается в «Житии святого князя Владимира» , написанном предположительно около 1070 года монахом Иаковом Черноризцем: «самодержцю всея Рускыя земля Володимеру, вънуку же Иолъжину (княгини Ольги) а правнуку Рюрикову» . Самый ранний летописный свод из дошедших до нас, «Повесть временных лет» , был написан примерно на сорок лет позже, и там подробно излагалась история варяга Рюрика. Бори с Алекса ндрович Рыбако в мнение ученых !!! ? ? ? Б. А. Рыбаков полагает, что один из варяжских набегов увенчался успехом, и предводитель скандинавской дружины захватил власть в Новгороде; летописец же представил дело так, что новгородцы сами призвали варяжскую власть, чтобы править ими. Игорь Яковлевич Фроянов По мнению И. Я. Фроянова, в действительности имело место приглашение варяжского конунга с дружиной с целью оказания военной помощи. По мнению историка, после окончания военных действий варяжский конунг Рюрик свергнул словенского князя Вадима Храброго и захватил власть.
династия Рюриковичей Оле г (Ве щий Оле г) годы правления 882 - 912) князь новгородский с 879 года и великий князь киевский с 882. Игорь Рюрикович Ольга Был братом норвежской принцессы Ефанды, супруги Рюрика. По этнической принадлежности - урман (древненорвежец). Захватил Киев, объединив Новгородскую Русь и Киевский (Самватасский) Каганат. С этого момента должность главы Руси стала называться Великий Князь Годы правления 912 — 945 Годы правления 945 — 959 В 939 году потерпел поражения от хазарского воеводы Песах и стал данником Хазарии. По требованию Каганата ходил в 941 году походом на Византию, но поход сложился неудачно для Игоря, в морском бою русский флот был уничтожен греческим огнём. Чтобы восстановить флот выплатить дань хазарам, осенью 945 года был вынужден произвести повторный сбор дани с населения, во время которого был убит древлянами. После гибели супруга князя Игоря правила Русью до достижения совершеннолетия сыном Святославом. Прекратила выплату дани хазарам и помирилась с Византией. Выполняя одно из условий мира и дипломатической поддержки против Каганата, вынуждена была принять христианство. Первая русская святая.
Святослав Игоревич Ярополк Святославич Годы правления 959 — 972 Годы правления 972 — 978 В 965 (6473) году по данным «Повести временных лет» разрушил Хазарский каганат. присоединил к Руси земли вятичей. В 968 году захватил Болгарию. При возвращении из похода в Болгарию был убит печенегами в 972 году на днепровских порогах. Отчеканил первые русские монеты. По данным Иоакимовской летописи, хотя сам и не был крещен, благоволил христианам, за что и был нелюбим населением. Враждовал с младшим братом Владимиром, но, вследствие предательства воеводы Блуда, потерпел от него военное поражение и был убит дружинниками Владимира. Владимир Святославич Святой Годы правления 11 июня 978 — 15 июля 1015 сын князя Святослава Игоревича и его ключницы рабыни Малуши Любечанки. С помощью своего дяди Добрыни Владимир в 969 стал князем в Новгороде. После смерти Святослава в 977 Владимиир участвовал в усобице и одержал победу над старшим братом Ярополком, который был вероломно убит варягами из войска Владимира. Походами на вятичей, литовцев, радимичей, болгар укрепил Древнерусское государство. В 980 г. ввел на Руси культ Перуна, но восемь лет спустя ввел христианство. В 989 г. совершил поход на Херсонес Таврический (Корсунь), где венчался с византийской царевной, сестрой императора Василия II. Владимир возводил храмы, основал в Киеве школу для обучения духовенства, выстроил целую цепь пограничных городов-крепостей для защиты русских земель от степных кочевников. Умер в 1015 г. Оставил 11 сыновей.
Святополк Владимирович Окаянный Годы правления 1015 — осень 1016; 14 августа 1018 — январь 1019 Рождён гречанкой, вдовой киевского князя Ярополка Святославича, взятой в наложницы его братом и убийцей Владимиром. Летопись говорит, что гречанка тогда уже была беременна. После кончины Владимира 15 июля 1015 года Святополк оказался ближе всех других братьев к Киеву и без особых затруднений вступил на престол. В течение года им были убиты три сводных брата — наследник престола Борис, муромский князь Глеб и древлянский князь Святослав, за что и получил прозвище Окаянный. В 1018 г. при помощи своего тестя польского короля Болеслава Храброго держал победу над Ярославом в битве на Западном Буге и ненадолго возвратил себе киевский престол. Однако, поссорившись с тестем, изгнал его войска из пределов Руси. Оставшись без военной поддержки, призвал на помощь печенегов, но в битве на реке Альте потерпел поражение от войск Ярослава, был ранен и вскоре по пути в Польшу от этой раны скончался. Ярослав Владимирович Мудрый Годы правления осень 1016 — август 1018; январь1019 — 19 февраля 1054 Сын крестителя Руси князя Владимира Святославича и полоцкой княжны Рогнеды Рогволодовны, отец, дед и дядя многих правителей Европы. Вошла в историю составленная при Ярославе «Русская правда» , ставшая первым известным сводом законов на Руси. В 1016 г. Ярослав, княживший в Новгороде, решил упредить карательный поход Святополка в Новгородскую землю и, набрав варяжские дружины, двинулся навстречу идущему на Новгород войску Святополка. Оба войска встретились на Днепре вблизи Любеча и на протяжении трёх месяцев, до поздней осени, ни одна из сторон не рисковала перейти реку. Наконец это сделали новгородцы, которым и досталась победа. Святополк бежал в Польшу к тестю и с его помощью в 1018 г. ненадолго возвратил себе киевский престол. Ярослав основал Юрьев (ныне Тарту), который в 1030 году был отвоёван эстами, Ярославль в Поволжье, Юрьев Русский, Ярославль в Прикарпатье и Новгород-Северский. При Ярославе возникли первые русские монастыри. В 1028 году в Новгороде была основана первая большая школа, в которой были собраны около 300 детей священников и старост.
Мудрый и Окаянный После раздела древнерусских земель между потомками Рюрика, с уделами в Ростове, Новгороде, Суздале, Владимире, Пскове и других городах, разразилась настоящая братоубийственная война за обладание вотчинами, которая не утихала вплоть до централизации Русского государства. Одним из самых властолюбивых оказался князь Туровский, Святополк, прозванный Окаянным. По одной версии, он был сыном Владимира Святославовича (Крестителя), по другой, Ярополка Святославовича. Восставший против Владимира, Святополк был посажен в темницу по обвинению в попытке отвращения Руси от крещения. Однако после смерти Великого князя он оказался расторопнее других и занял пустующий престол. По одной из версий, желая избавиться от конкурентов в лице сводных братьев Бориса, Глеба и Святослава, он подослал к ним своих дружинников, которые поочередно с ними расправились. Согласно другой версии, к которой склоняется историк Николай Ильин, Святополк не мог убить Бориса и Глеба, поскольку они признали за ним право на престол. По его мнению, молодые князья пали жертвой от рук воинов Ярослава Мудрого, который претендовал на киевский трон.
Так или иначе между Святополком и Ярославом вспыхнула долгая братоубийственная война за титул великого киевского князя. Она продолжалась с переменным успехом, пока в решающей битве на реке Альте (недалеко от места гибели Глеба), дружины Ярослава окончательно не разбили отряд Святополка, которого заклеймили вероломным князем и предателем. Что ж, «историю пишут победители» . Борис и Глеб (в крещении Роман и Давид; убиты в 1015 году) — русские князья, сыновья киевского великого князя Владимира Святославича и его жены Византийской царевны Анны из Армянской (Македонской) династии. В междоусобной борьбе, вспыхнувшей в 1015 году после смерти их отца, были убиты своим старшим братом Святополком Окаянным (по другой информации всех своих братьев убил Ярослав Мудрый). Борис и Глеб стали первыми русскими святыми, их канонизировали в лике мучеников-страстотерпцев, сделав их заступниками Русской земли и небесными помощниками русских князей.
1054 -1068 Изяслав Ярославич 1068 -1069 Всеслав Брячиславович Полоцкий 1069 -1073 Изяслав Ярославич 1073 -1076 Святослав II Ярославич 1076 -1076 Всеволод I Ярославич 1077 -1078 Изяслав Ярославич 1078 -1093 Всеволод I Ярославич 1093 -1113 Святополк II Изяславич 1113 -1125 Владимир II Всеволодович Мономах 1125 -1132 Мстислав Владимирович Разное географическое положение создавало неравномерную обстановку внутри Киевской Руси, каждое княжество развивалось по-своему. Великому Киевскому князю трудно было управлять огромной страной и он выделял своим князьям уделы в наследственное владение. Между князьями возникали усобицы, характерные для лествичного порядка наследования. Такая обстановка не способствовала укреплению государства, вела к его расшатыванию и ослаблению. Если Владимир Мономах умел еще держать Киевскую Русь в единстве, то уже при его сыне Мстиславе она начала распадаться. После смерти Мстислава почти все княжества вышли из повиновения великому князю. Отделились Новгород (1136 -1137), Владимиро-Суздальское, Полоцкое, Смоленское, Северское, Черниговское, Галицко-Волынское княжества. К середине XII века Киевская Русь, как государство, полностью распалась. 15 княжеств постепенно превратились в маленькие суверенные государства. Власть Киевского Великого князя БЕЗВОЗВРАТНО УШЛА в прошлое, хотя символическая величественность престола сохранилась.
В древних источниках княжеская власть виделась отцовской, праведной, традиционной. Так в “Поучениях” В. Мономаха говорится об ответственности князя за авторитет власти, проводимую политику, судебное разбирательство, успехи в воинском деле. Основные политические идеи В. Мономаха -о качествах идеального христианского (православного) государя, который : -не терпит беззакония в религиозной и обыденной жизни; Завещание Владимира Мономаха детям, 1125. Литография по рисунку художника Бориса Чорикова. 1836 год -признает старшинство в роде; -блюдет честь перед другими странами; -ратует за единство русской земли как целого, скрепленное договорами между князьями.
Мстисла в Влади мирович Вели кий (1076 — 1132), в крещении Феодор, в Европе был известен как Гаральд, наречён в честь деда, последнего англосаксонского короля. Великий князь Киевский (1125— 1132), сын древнерусского князя Владимира Мономаха и английской принцессы Гиты Уэссекской. После смерти Мстисла ва Влади мировича Русь вступила в удельный период, период политической (феодальной, государственной) раздробленности. К середине 12 в. Русь распалась на 12 частей, в 13 в. их было уже около 50, а к началу 14 в. их количество достигло 250. Образовалось три важнейших политических центра: на западе-Галич, на Севере - Великий Новгород, на Востоке- основанный в Ростово-Суздальской земле - Владимир. в удельный период русские земли подверглись нашествию монголо – татарских орд.
Определенные трудности в изучении династии Рюриковичей создает так называемое «лествичное» (очередное) право, существовавшее на Руси до XIII века, при котором в качестве приемника Великого князя выступал не его сын, а следующий по старшинству брат. Ю рий (Гео ргий) Влади мирович, по прозвищу Долгору кий (1090 -е годы — 15 мая 1157 года, Киев) — князь ростовосуздальский и великий князь киевский, шестой сын Владимира Всеволодовича Мономаха. Традиционно считается основателем Москвы. Более того, князья нередко меняли удел, переезжая из города в город, что еще больше запутывает общую картину родословной. Правда, вплоть до правления Ярослава Мудрого (798 -1054) наследование в династии шло по прямой, и только после его сыновей Святослава и Всеволода, в период феодальной раздробленности, ветви Рюриковичей начали беспрестанно множиться, распространяясь по древнерусским землям. Одна из ветвей Всеволодовичей приводит к Юрию Долгорукому (1096? -1157). Именно от него свой отсчет начинает линия, впоследствии приведшая к появлению Великих князей и царей московских.
Культура и политические взгляды Древней Руси (IX – XIV вв. ) Особенности и характерные черты Характерен высказываниями и оценками религиозно-нравственного и властноуправленческого содержания о явлениях и процессах, которые сегодня отнесены к политике. Представители Митрополит Илларион, Нестор Владимир Мономах
Культура Киевской Руси Особенность культуры Киевской Руси определяется тем, что она представляла собой синтез славянской языческой культуры с византийской христианской. Взаимопроникновение этих несхожих культурных слоев определило своеобразие культуры Киевской Руси, входившей в рамки христианской цивилизации средневековой Европы. Мощнейшим толчком к развитию культурных контактов со временем (между поколениями) и в пространстве (между странами) стало появление в Х в. письменности, разработанной для славян Кириллом и Мефодием (конец IX - начало Х в. ). К XI в. относятся первые дошедшие до нас русские рукописные книги - "Избрники" 1073 и 1076 г. В XI в. возникает древнерусская литература. Гимн русской земле звучит в "Слове о законе и благодати" митрополита Иллариона. Древнейшая дошедшая до нас русская летопись "Повесть временных лет" была написана к 1113 г. монахом Киево-Печерского монастыря Нестором.
Как и в Европе начальная стадия политической мысли России отличалась тем, что она не отделялась от религиозной, растворялась в синкретическом видении мира, общины. Предметом наиболее важных политических суждений в Древней Руси были такие проблемы, как происхождение государства, правомерность правящих кругов, пути укрепления княжеской власти, единство российских земель.
Перед русской мыслью с момента ее зарождения стояли две основные проблемы культурного и государственного развития России: 1) проблема освобождения личности; 2) проблема упорядочения государственного властвования, введения его в рамки правомерности и соответствия с потребностями и желаниями населения.
История российской политической мысли восходит к идеям средневековой Киевской Руси. В них нашли отражение злободневные проблемы древнерусской общественной жизни: потребность в прекращении княжеской междоусобицы и в объединении всех русских земель, борьба с внешней опасностью. Одновременно летописные документы раскрывают стремление их авторов обосновать источник авторитета княжеской власти и их представления об идеальном княжении. N. B!!! образ идеального князя часто рассматривался именно с позиций защиты единства и независимости русских земель.
Согласно православной традиции, государству и власти князя приписывались высокие моральные добродетели: они олицетворяли добро, истину, милосердие, ответственность за подданных, праведность. А все, кто стремился разрушить государство, олицетворяли силы зла, были слугами Антихриста. Таковыми считались бояре-изменники. Всевластие князя, царя стало определяющим принципом политического устройства российского общества. Политическая мысль также стремилась обосновать правомерность неограниченной власти монарха!!!
Развитие политических учений в России имеет ряд особенностей, связанных с историей становления в нашей стране государственности. Заметное отставание в развитии политической теории и практики в России от передовых западных стран вовсе не означает отсутствие в многовековой истории страны оригинальных политических идей и учений. Выбор актуальных вопросов и определение средств их решения были обусловлены особым видением мира, которое сложилось в рамках русской культуры.
Это особое мировосприятие было связано с православием.
Креще ние Руси (988 г. ) — введение в Киевской Руси христианства как государственной религии, осуществлённое в конце X века князем Владимиром Святославичем. Политические последствия В византийском церковно-государственном правосознании Император (Басилевс) мыслился как Хранитель и Верховный Защитник православия (эпистимонарх), а следовательно, и единый самодержец (автократор) всех православных народов. Правители прочих христианских народов (государств) получали от него титулы архонтов, князей, стольников. Таким образом, приняв крещение от Ромеев (византийцев), Владимир включил Русь в орбиту византийской государственности.
НА НАШ ВЗГЛЯД !!! Христианизация Древней Руси, начатая киевским князем Владимиром, не создала русскую государственность, а только укрепила и развила ее. Это было не начало процесса, а его продолжение, внесшее в государственную жизнь Древнерусской державы очень много нового, поднявшее ее на более высокий уровень. Принятие христианства князем Владимиром не было свободно от политических расчётов. Византийский император Василий II (976— 1025 гг. ), искавший союзника против претендента на престол военачальника Варды Фоки, обратился за помощью к Владимиру Киевскому, соглашаясь выдать за него сестру Анну. Не приняв крещения, Владимир не мог жениться на принцессе, а такой союз высоко поднимал политический статус киевских князей. Союз с Византией был необходим для укрепления растущего авторитета древнерусского государства. Для славян Византия была таким же символом мощи, богатства и державного блеска, как и для других сопредельных государств, только начинавших строить и укреплять свою государственность. Союз с Византией открывал необходимые перспективы как для дальнейшего военного, так и экономического роста.
Божественный характер власти в православии органично сочетался с уникальной российской традицией - соборностью, которая была порождена бытийными основами древнерусского общества. Основой социальной организации общества выступала община. Соборность предполагала коллективный поиск истины, полновластие большинства, исключала существование автономной личности. Тем самым соборность подпитывала авторитарный характер власти князя, поскольку для подавления оппозиции большинству необходима сильная власть. Следовательно, сила власти и государства не только определялись их божественным характером, но и основывалась на согласии между правящими и подданными.
Согласно православной традиции, государству и власти князя приписывались высокие моральные добродетели: они олицетворяли добро, истину, милосердие, ответственность за подданных, праведность. А все, кто стремился разрушить государство, олицетворяли силы зла, были слугами Антихриста. Таковыми считались бояре-изменники. Всевластие князя, царя стало определяющим принципом политического устройства российского общества. Политическая мысль также стремилась обосновать правомерность неограниченной власти монарха.
Политическая мысль России развивалась параллельно с развитием государства. Российское государство относится к идеократическому типу. В таких государствах объединение индивидов осуществляется на основе общей для всех идеи. Эту идею и берет на вооружение власть. На разных этапах российской истории такими идеями выступали «Москва - третий Рим» , «православие - самодержавие народность» , идея «светлого будущего» и т. д.
Древнерусская политическая мысль и политика имели богатую нормативно -правовую базу. Одним из источников являлась “Русская Правда краткой редакции Закон русский”. В ней определялось правовое положение отдельных групп населения, которое разделялось на свободных и независимых людей. Большое значение в “Русской правде” придавалось показанию свидетелей как важного элемента судебного процесса. В целом “Русская Правда ”представляла собой целую серию разновременных юридических установлений. Со временем “Русская Правда” из княжеского доминального закона превратилась в сборник норм феодального права в целом.
Большинство современных исследователей связывают Древнейшую Правду с именем киевского князя Ярослава Мудрого. Примерный период ее создания 1019— 1054 гг. Правда Ярослава основана на устном законе и обычном праве Руси. Русская Правда содержит в себе прежде всего нормы уголовного, наследственного, торгового и процессуального законодательства; является главным источником правовых, социальных и экономических отношений восточных славян. Нормы Русской Правды были постепенно кодифицированы киевскими князьями на основе устного племенного права, с включением моментов скандинавского и византийского права, а также церковного влияния. Русская правда "явилась конечным кодифицированным результатом эволюции Древнерусского права", прошедшего несколько этапов в своем развитии.
Кроме гражданского права в Киевской Руси существовало и церковное право, регулирующее долю церкви в княжеских доходах, круг преступлений, подлежащих церковному суду. Это церковные уставы князей Владимира и Ярослава. Церковному суду подлежали семейные преступления, колдовство, богохульство и суд над людьми, принадлежащими к церкви. После принятия христианства на Руси возникает церковная организация. Русская церковь считалась частью вселенской Константинопольской патриархии. Ее глава —митрополит — назначался константинопольским патриархом. В 1051 г. киевский митрополит был впервые избран не в Константинополе, а в Киеве собором русских епископов. Это был митрополит Иларион, выдающийся писатель и церковный деятель. Однако последующие киевские митрополиты по-прежнему назначались Константинополем.
В крупных городах были учреждены епископские кафедры, бывшие центрами крупных церковных округов — епархий. Во главе епархий находились епископы, назначаемые киевским митрополитом. Епископам подчинялись все расположенные на территории его епархии церкви и монастыри. Князья давали на содержание церкви десятую часть получаемых даней и оброков — десятину. Особое место в церковной организации занимали монастыри. Монастыри создавались как добровольные сообщества людей, отказавшихся от семьи и от обычной мирской жизни и посвятивших себя служению Богу. Самым известным русским монастырем этого периода был основанный в середине XI в. Киево-Печерский монастырь. Монастыри владели землей и селами, занимались торговлей. Скапливавшиеся в них богатства расходовались на строительство храмов, украшение их иконами, переписку книг. Монастыри играли очень важную роль в жизни средневекового общества. Наличие в городе или княжестве монастыря, по представлениям людей того времени, способствовало стабильности и процветанию.
Полное название: «О Законе, через Моисея данном, и о Благодати и Истине через Иисуса Христа явленной, и как Закон отошел, а Благодать и Истина всю землю наполнили, и вера на все народы распространилась, и до нашего народа русского дошла. И похвала кагану нашему Влодемиру (Владимиру), которым мы крещены были. И молитва к Богу от всей земли нашей. » В середине XI в. появляется первое чисто политическое произведение – “Слово о законе и благодати” киевского митрополита Иллариона, стремившегося теоретически обосновать независимость Киевского государства от Византии и идею сильной княжеской власти. Тема «Слова» — тема равноправности народов, резко противостоящая средневековым теориям богоизбранничества лишь одного народа, теория вселенской империи, или вселенской церкви. Илларион указывает, что Евангелием и крещением Бог «все народы спас» , прославляет русский народ среди народов всего мира и резко полемизирует с учением об исключительном праве на «богоизбранничество» только одного народа.
В “Слове” излагается выдержанная в религиозном духе фантастическая концепция всемирной истории, которая делится на два периода – Ветхого завета и Нового завета. Период Ветхого завета – период богоизбранности одного, иудейского народа, период подчинения закону. Сменивший его период Нового завета – период благодати, когда христианство стало достоянием всех народов, принявших его свободно и добровольно. Русский народ приобщился к христианству по собственному Митрополи т Иларио н почину, а не под влиянием Византии. (прозвище Русин; умер ок. 1055) — митрополит Киевский и всея Руси времён Ярослава Мудрого, Тем самым он вошел в равноправную семью народов и не святитель. Первый русский нуждается ни в чьей опеке. по происхождению митрополит в Киеве. Автор «Слова о Законе и Илларион восхваляет князя Владимира Святославича (Крестителя), могучее и независимое Киевское государство, Благодати» (1030— 1050). обосновывает главенство киевского князя над всеми остальными русскими князьями.
Линия, намеченная Илларионом, была продолжена в “Повести временных лет” (начало XII в. ), созданной, предположительно, монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. митрополит Илларион (прозвище Русин; умер ок. 1055, митрополит Киевский и всея Руси времён Ярослава Мудрого. Если Илларион в “Слове” стремился дать теоретическое обоснование независимости Русского государства и сильной княжеской власти, то Нестор в “Повести” дает их историческое обоснование. Не стор (ок. 1056 — 1114) — древнерусский летописец конца XI — начала XII вв. , монах Киево. Печерского монастыря Излагая историю славянских племен, описывая основание Киева и возникновение Киевского государства, автор “Повести” стремился опровергнуть византийскую идею о возникновении Киевского государства в результате крещения Руси под влиянием Византии.
Логика единства земли русской, пронизывающая “Слово о полку Игореве”, привела к исторически в то время оправданной идее единовластия, сильной княжеской власти. Эта идея, рассматриваемая главным образом в плане внутриполитических и социальных отношений, выражена в другом произведении литературы XII –XIII вв. – “Молении Даниила Заточника”.
Автор “Моления” находится в заточении и обращается к князю Юрию Долгорукому с просьбой защитить его от притеснений и освободить из заточения. Беды Даниила и всех “сирот” – от произвола, чинимого боярами, княжескими слугами, богачами. «Моление Даниила Заточника» — памятник древнерусской литературы XIII века. Написан как обращение к переяславско-суздальскому князю Ярославу Всеволодовичу в период с 1213 до 1236 год Все свои надежды на личное освобождение и установление порядка в государстве он связывает с сильной княжеской властью: “Яко же дуб крепится множеством корней, тако и град наш, твоею державою”. Установление единовластия князя – основная идея произведения.
Монго ло-тата рское и го — система политической и даннической зависимости русских княжеств от монголо-татарских ханов. Установление ига стало возможным в результате монгольского нашествия на Русь в 1237— 1241 годах и происходило в течение двух десятилетий после него, в том числе и в неразорённых землях. В Северо-Восточной Руси длилось до 1480 года. Развитие Руси было заторможено феодальной раздробленностью, а затем татаро-монгольским игом почти на два с половиной века. Причины бедствий, постигших русский народ, его борьба против поработителей становятся основными темами летописных произведений. Б. Чориков «Распря русских князей в Золотой Орде за ярлык на великое княжение» Среди них выделяются “Повесть о разорении Рязани Батыем” и “Задонщина великого князя господина Дмитрия Ивановича и брата его князя Володимира Андреевича”, более известная под названием “Задонщина”.
1. В создании государства у восточных славян принимали участие … а) хазары; б) варяги; в) печенеги. 2. Образование древнерусского государства связано с именем … а) Рюрика; б) Олега; в) Владимира. 3. Города у восточных славян зарождались как центры, выполнявшие задачи … а) политические; б) хозяйственные и религиозные; в) одновременно и политические, и хозяйственные, и религиозные, и военные. 4. До принятия православия славяне исповедовали … а) мусульманство; б) язычество; в) иудаизм. 5. Массовое крещение Руси началось при князе … а) Олеге; б) Игоре; в) Владимире I. 6. Киевский князь Святополк был прозван «Окаянным» из-за … а) отступления от христианства и попытки реставрации язычества; б) убийства братьев-князей Бориса и Глеба; в) введения дополнительных поборов с населения. 7. В первом своде древнерусских законов «Русская правда» термин «вира» означает. . . а) штраф за определенные преступления; б) ежегодную дань князю; в) категорию зависимого населения. 8. Международное положение Киевской Руси с помощью династических браков наиболее активно укреплял князь: а) Святослав Игоревич; б) Владимир Мономах; в) Ярослав Мудрый. 9. Начало городу Киеву дало племя… а) древлян; б) словен; в) полян. 10. Первые шаги по введению христианства на всей территории Руси князь Владимир предпринял в … а) 987 г; б) 988 г. ; в) 989 г.
ДО.Л. 2..pptx