12 Отечественная философия.ppt
- Количество слайдов: 27
Отечественная философия 1. Особенности развития философии в России 2. Мировоззренческие особенности российской философии. 3. Философия «положительного всеединства» В. С. Соловьева.
1. Особенности развития отечественной философии § Первые философские § § тексты – в 15 -15 вв. : переводы византийских богословов и комментарии к ним. 17 -18 вв. – появление первых философов. Следование за немецкой и французской философией.
Появление самобытной русской философии § 30 годы 19 века – § § § спор славянофилов и западников о русском «пути» . Начало промышленного переворота в России Западники – А. Герцен, В. Белинский, П. Чаадаев.
Ранние славянофилы § И. В. Киреевский (1806 -1856) § А. С. Хомяков (1804 -1860) § К. С. Аксаков (1817‑ 1860) § Ю. Ф. Самарин (1819‑ 1876)
Западники и славянофилы Западники Славянофилы Социальная онтология Культура как сознательное творчество Культура как продукт стихийного развития Политическая онтология Общественный договор Органическое развитие Духовная ориентация Разум и наука Вера и религия Социокультурная ориентация Универсализм (космополитизм) Самобытность (национализм)
Особенности развития § Развитие российской философии в литературных, а не в университетских кругах. § Преобладание публицистической формы изложения. § Этико-политическая направленность. § Несистемность.
Вклад в мировую философию-1: основоположники экзистенциализма § Л. И. Шестов (1866 -1938) § Н. А. Бердяев (1874 -1948)
Вклад в мировую философию -2: анархизм – основоположник М. А. Бакунин (1814 -1876) Основные сочинения § Реакция в Германии (1842) § Философские рассуждения о божественном призраке, о действительном мире и о человеке (1870 -1871) § Государственность и анархия (1873)
Вклад в мировую философию-3 § Н. О. Лосский, С. Л. Франк – авторы фундаментальных работ по интуитивизму. (Основал фр. Философ А. Бергсон в нач. 20 века. )
С. Л. Франк (1977 -1950) § Другие работы: § Смысл жизни § Этика нигилизма (в сборнике «Вехи» )
Достижения отечественной философии § Локально-цивилизационная модель исторического развития Н. Я. Данилевского. (Раньше работ О. Шпенглера) § Русские космисты (в том числе – теория «ноосферы» Вернадского) поставили вопрос о «глобальных проблемах» современности раньше Запада.
Вклад в мировую философию в советский период: § Исследования античной эстетики А. Ф. Лосева. § Теория культуры М. А. Бахтина. § Исследования по философии науки
А. Ф. Лосев (1893 -1988) Основные сочинения § Философия имени (1927) § Диалектика мифа (1930) § История античной эстетики (19631994) § Античная философия истории (1977) § Эстетика Возрождения (1978) § Вл. Соловьёв и его время (1990)
2. Мировоззренческие особенности российской философии § Философия – самосознание культуры § Мировоззренческие особенности российской философии восходят к особенностям российской культуры. § Православие – ортодоксальное христианство: строгое следование Библии.
Особенности православной теологии § Святой Дух –только от Бога-отца. § Непризнание авторитета Ватикана. § Истоки зла – не в теле, а в духе (гордыня).
Особенности русской религиозной философии § § § Мир познаваем на основе интуиции Идеал цельного знания Не «рацио» , а «логос» . Идеал цельного человека: богочеловека. Идея соборности.
А. С. Хомяков Доктрина соборности А. С. Хомяков. «Ещё несколько слов православного христианина о западных вероисповеданиях» . Единство истинное, внутреннее, плод и проявление свободы, единство, которому основанием служит не научный рационализм и не произвольная условность учреждения, а нравственный закон взаимной любви и молитвы, единство, в котором, при всём различии в степени иерархических полномочий на совершение таинств, никто не порабощается, но все равно призываются быть участниками в общем деле, словом единство по благодати Божией, а не по человеческому установлению, – таково единство Церкви.
А. С. Хомяков Доктрина соборности Католицизм Единство без свободы Протестантизм Свобода без единства Вселенская церковь (православие) Свобода в единстве
А. С. Хомяков Доктрина соборности Соборность – «единство свободное и органическое, живое начало которого есть Божественная благодать взаимной любви» .
А. С. Хомяков Доктрина соборности «Единство, – возвестил оракул наших дней, – Быть может спаяно железом лишь и кровью…» Но мы попробуем спаять его любовью – А там увидим, что прочней… Ф. И. Тютчев. «Два единства» .
А. С. Хомяков Теория целостного знания Сам по себе рассудок не способен достичь истины, даже если он отправляется от данных чувственного восприятия. В основе познания лежат воля и вера, только благодаря которым мы отличаем объективную действительность от её субъективного отражения. Критика односторонней рассудочности Воля и вера как познавательные способности Истинность веры удостоверяется соборным субъектом – Церковью. Социальная природа знания Следовательно и субъектом познания является не отдельный человек: истина доступна лишь совокупности мышлений, связанных любовью.
Антропология И. В. Киреевского Концепция целостной личности Особенности психического склада западного человека Особенного психического склада русского человека Для человека западной культуры характерно гипертрофированное развитие только одной из способностей человеческого духа – отвлечённого разума. Человек русской культуры – носитель целостного сознания. Такое понимание личности предполагает разнородность духовных сил, действующих независимо одна от другой. «Целостность» понимается при этом как органическое единство рассудочной и эмоциональной сфер жизни.
Философия В. С. Соловьева (1853 -1900) § Философ, публицист, поэтсимволист § Создал СИСТЕМУ «положительного всеединства» § «Чтения о Богочеловечестве» , «Оправдание добра» . § Сын историка С. М. Соловьева
«Положительное всеединство» § Гл. задачу своей философии видел в рациональном выражении христианской идеи. § Трактовка этой идеи – единение Неба и Земли, Бога и мира, Материи и Духа. .
«Истина есть сущее, единое, все» § Критика «отвлеченных начал» § Истинное знание как результат эмпирического, рационального и мистического познания. § Необходимость единения философии, науки и религии. § Философия как искусство.
Онтология В. С. Соловьева § Бог – абсолютно сущее, мир – абсолютное становящееся. § Триединство Бога: 1) Благо (Дух) 2) Истина (Логос, разум) 3) Красота (душа). § София – душа мира, тело Христово (Церковь), невеста Логоса, воплощается в св. деве Марии.
Вопросы?
12 Отечественная философия.ppt