Скачать презентацию Отечественная эстетика XVIII в Ода- торжественное поэтическое Скачать презентацию Отечественная эстетика XVIII в Ода- торжественное поэтическое

Отечественная эстетика XVIII в семинар.ppt

  • Количество слайдов: 13

Отечественная эстетика XVIII в. Отечественная эстетика XVIII в.

Ода- торжественное поэтическое произведение, написанное в восторженном тоне. Появилась в Древней Греции, исполнялась хором Ода- торжественное поэтическое произведение, написанное в восторженном тоне. Появилась в Древней Греции, исполнялась хором с музыкальным сопровождением. В России одическая поэзия как лирико-ораторский жанр появилась в 18 в. , в эпоху русского классицизма. Силла бо-тони ческое стихосложе ние (от греческого "syllabe" — "слог" и "tonos" — "ударение") — способ организации стихотворения, при котором ударные и безударные слоги чередуются в определённом порядке, неизменном для всех строк стихотворения

Эстетика Просвещенного абсолютизма Искусство несет воспитательную функцию, рассматривалось сходство между искусством и наукой Ф. Эстетика Просвещенного абсолютизма Искусство несет воспитательную функцию, рассматривалось сходство между искусством и наукой Ф. Прокопович В. Н. Татищев Эстетика Барокко Стиль барокко в России был свободен от экзальтации и мистицизма , обладал рядом национальных особенностей. Русская архитектура барокко отличается торжественной ясностью и цельностью композиции зданий и архитектурных комплексов изобразительные искусства обращались к светским, общественным темам, получил развитие портрет. Распад единого эстетического критерия. 1730 - «Аннинское барокко» 1740 -1750 - «Елизаветинское барокко» Эстетика Рококо Склонность к экзотическим мотивам

Эстетика Просветительского классицизма Еще сохраняются черты рационализма, но уже утверждаются сенсуалистические идеи, сущность искусства- Эстетика Просветительского классицизма Еще сохраняются черты рационализма, но уже утверждаются сенсуалистические идеи, сущность искусства- «подражание естеству» : идеи исторического развития искусства Вторая половина XVIII в- путь более тесного сближения искусства и жизни, эстетика развивается по линии преодоления нормативизма Кантемир В. К. Тредиаковский М. В. Ломоносов Г. Н. Теплов Эстетика Сентиментализма Решительное отвержение нормативно- Новиков рационалистической системы, соединение Муравьев понятий красоты и морали, разграничение Карамзин красоты духовной и физической; опора на опыт трудового народа. Рассматривают природу во взаимодействии с чувственными переживаниями человека, раскрывая новые эстетические качества обыденного пейзажа. Интерес к «простой» натуре. Эстетика Просветительского реализма «Мода» на простоту, жизненность и искренность, идея народности искусства, отвержение нормативнорационалистических понятий, субъективизма. Обращение к темам народной жизни и национальной истории. Радищев Плавильщиков Голицын

№ Эстетик мыслитель Годы жизн и Эстетические воззрения Примечания 1 16811736 Определяет «красоту физическую» № Эстетик мыслитель Годы жизн и Эстетические воззрения Примечания 1 16811736 Определяет «красоту физическую» как «величайшее тела благо» . По его мнению, красота «людская» многообразна и субъективна. Пытается определить особенности художественного произведения: «первое, что преимущественно требуется во всяком поэтическом произведении- это вымысел, или подражание» . Даже при описании реального события поэт не может обойтись без вымысла. Проводит грань между логическим и художественным мышлением, тяготеет к репрезентативному искусству, красочности выражения, при этом под понятие decorum он вкладывает признаки барокко. Защищал идею «просвеще нного абсолютизма» Ф. Прокопович

2 В. Н. Татищев 16861750 Проводит грань между логическим и художественным мышлением. Придает особое 2 В. Н. Татищев 16861750 Проводит грань между логическим и художественным мышлением. Придает особое значение в худ. творчестве фантазии, поэтическому вымыслу. Разделял науки по степени их пользы в жизни. Был врагом средневековой схоластики. Защищал идею «просвещенного абсолютизма» Оправдывал крепостнические отношения, рассматривая их, как результат общественного договора 3 А. Д. Кантемир 17091744 Сближал науки и искусства, подводил фантазию к логическому мышлению. Сатира в его понимании- нравоучительное сочинение. Он подчинял искусство просветительским целям. Выступал против привилегий родовитого дворянства и доказывал, что по своей природе все люди равны. Искусство имеет высокое гражданское назначение, воспитательное значение. Сторонник монархического строя, но считал, что правление и законы государя должны согласовываться с естественными законами народа, его обычаями и правами.

4 В. К. Тредиаковский 17031769 Разделял жанры поэзии на 4 В. К. Тредиаковский 17031769 Разделял жанры поэзии на "высшие" и "низшие", причем к первым он относил эпос, требующий знаний и философского осмысления событий, а ко вторым – лирику, ограниченную чувственным восприятием. сущность иск-ва – "подражание естеству" – остается неизменным во все времена, но "способ речи" исторически изменяется и может быть ". . . многоразличен в различных народах Защищал сенсуалистские идеи Тредиаковский является одним из основателей силлабо -тонического стихосложения в России. Наилучшей формой правления считал монархию в рамках общественного договора

5 М. В. Ломоносов 17111765 Развивал сенсуалистическую линию: его эстетика строилась на понятии чувственного 5 М. В. Ломоносов 17111765 Развивал сенсуалистическую линию: его эстетика строилась на понятии чувственного опыта, и он сам утверждал, что художественная фантазия не отрывается от объективной действительности. Считает важным вопрос об «общей пользы науки и художества» , находит красоту «в свойствах и причинах самих вещей» . Превыше всего ценит красоту просвещенного человеческого разума, отсюда и одна из функций искусства воспитательная. « Три штиля» Высокий штиль: ода, героические поэмы, трагедии, ораторская речь Средний штиль: элегии, драмы, сатиры, эклоги, дружеские сочинения Низкий штиль: комедии, песни, письма, басни.

6 Г. Н. Теплов 17171779 Назван «русским Баумгартен ом» . Обосновывал идею соединения чувственного 6 Г. Н. Теплов 17171779 Назван «русским Баумгартен ом» . Обосновывал идею соединения чувственного и рационального начала в искусстве, указывает на то, что искусство приносит не только пользу, но и доставляет эстетическое удовольствие. В его работах утверждается подход к творчеству как к познавательной деятельности. , стремление выявить способность человека к эстетической оценке.

7 Н. И. Новиков 17441818 Осмеивал надуманность, фальшь и идеализацию в искусстве. Понятие возвышенного 7 Н. И. Новиков 17441818 Осмеивал надуманность, фальшь и идеализацию в искусстве. Понятие возвышенного он относил не к внешнему, а к внутреннему миру человека. Защищая идеи равенства и гражданской вольности, разрабатывал демократическую систему эстетического воспитания. 8 Н. М. Карамзин 17661826 Ему было близко определение эстетики данное Баумгартеном, конкретизируя его, он пишет: «Эстетика есть наука вкуса. Она трактует о чувственном познании вообще…занимается исправлением чувств и всего чувственного, т. е. воображение с его действиями…Эстетика учит наслаждаться изящным» . Карамзин связывает добро, красоту, истину; при такой постановке вопроса реальное значение искусства раскрывается в утверждении этого единства. Искусство наиболее полно дает нам «впечатление изящного» , которые, в свою очередь, помогают найти «в истине красоту и в красоте истину» . Придавал большле значание субъективно му началу в искусстве, рассматрива я его как самовыраже ние.

9 Плавильщиков 1760 -1812 Разрабатывал теорию драматургии, защищал идею слияния трагедии и комедии и 9 Плавильщиков 1760 -1812 Разрабатывал теорию драматургии, защищал идею слияния трагедии и комедии и сформулировал эстетический принцип: «предпочесть живого человека прекрасной кукле» 10 А. Н. Радищев 1749 -1802 Развивая понятие относительности эстетического вкуса, он связывал это понятие с социальными условиями. Противопоставлял эстетический идеал народа идеалам привилегированного общества. Развенчивал фальшивую пышность в искусстве и раскрывал богатство народного творчества, указывая на его жизненность, простоту и искренность. В эстетическом учении Радищева выдвигается идея народности искусства.

XVIII век характеризуется теоретическим осмыслением вопросов искусства и художественного творчества, показал значение антропоцентрической модели XVIII век характеризуется теоретическим осмыслением вопросов искусства и художественного творчества, показал значение антропоцентрической модели мира, выдвинув в качестве идеала человека просвещенного, ищущего истину, подчиняющего свои поступки пониманию добра, чувствующего красоту. Попытка теоретического осмысления единства этих ценностей приводит к постановке вопросов: что такое красота, каково назначение искусства и что представляет собой эстетика?