Скачать презентацию От Средневековья к Возрождению 1 2 3 4 Скачать презентацию От Средневековья к Возрождению 1 2 3 4

Ot_Srednevekovya_k_Vozrozhdeniyu.ppt

  • Количество слайдов: 29

От Средневековья к Возрождению 1. 2. 3. 4. Проблематика и специфика средневековой философии. Философско-теологическое От Средневековья к Возрождению 1. 2. 3. 4. Проблематика и специфика средневековой философии. Философско-теологическое учение Августина Блаженного. Философские идеи Фомы Аквинского. Философия Возрождения: особенности, основные идеи и проблематика.

Причины перехода к христианству Развитие философии после Аристотеля показало, что она не в состоянии Причины перехода к христианству Развитие философии после Аристотеля показало, что она не в состоянии решить задачу воспитания человека к счастью, внутренней независимости и добродетели при помощи верного познания (скептицизм, стоики, эпикурейцы). n Собственными усилиями, опираясь на собственный разум человек не может добиться ни знания, ни добродетели, ни счастья. Вывод: нужна опора извне, т. е. свыше. Разум нуждается в авторитете божественного откровения. Путь к нему – через религиозную веру. n

Отношение христианства к культурным ценностям античности Две тенденции: стремление вытеснить языческие ценности, заменить их Отношение христианства к культурным ценностям античности Две тенденции: стремление вытеснить языческие ценности, заменить их новыми, христианскими; - усвоение античных ценностей, обогащение ими своего содержания и сохранение их в этой форме. -

Этапы развития христианской философии 1. 2. Апостольский (до середины II века н. э. ). Этапы развития христианской философии 1. 2. Апостольский (до середины II века н. э. ). Апологетика (до начала IV века н. э. ). Представители: Тертуллиан, Климент Александрийский, Ориген. 3. Зрелая патристика (IV-VI в. в. н. э. ). Представители: Иероним, Августин Аврелий. 4. Схоластика (VII-XIV в. в. ). Представители: Петр Дамиани, Ансельм Кентерберийский, Абеляр, Фома Аквинский, Оккам, Буридан.

Этапы развития христианской философии (вариант) 1. Апологетика и патристика (I-VIII в. ) – период Этапы развития христианской философии (вариант) 1. Апологетика и патристика (I-VIII в. ) – период защиты и систематизации христианского учения 2. Схоластика (VIII-XV вв. ) – период систематической разработки христианской философии - Ранняя схоластика (до XII в. ) - Период расцвета схоластики (XIII в. ) - Поздняя схоластика (XIV-XV вв. )

Основные принципы средневековой философии Теоцентризм – понимание Бога как высшей реальности и подлинного бытия. Основные принципы средневековой философии Теоцентризм – понимание Бога как высшей реальности и подлинного бытия. Бог – сверхъестественная сущность, абсолютная реальность, трансцендентная природе. Креационизм – учение о сотворении мира Богом из ничего в акте творения (догмат о творении) Принцип свободы воли в рамках Божественного предопределения

Период апологетики и патристики Главная проблема периода – взаимоотношения зарождающегося христианства с языческой мудростью, Период апологетики и патристики Главная проблема периода – взаимоотношения зарождающегося христианства с языческой мудростью, в особенности с античной философией. Апологеты – христианские писатели, защищавшие в своих трактатах христианское учение. Патристика – учения отцов церкви, в которых были заложены основы христианского богословия и философии. Функции апологетики и патристики – защита и систематизация христианского учения.

Представители средневековой философии периода апологетики и патристики: Ø Ø Тертуллиан Карфагенский, христианский богослов и Представители средневековой философии периода апологетики и патристики: Ø Ø Тертуллиан Карфагенский, христианский богослов и мыслитель (160 -220) Ø Ø Выдвинул тезис о несоединимости философии и христианской веры. Утверждал веру как высшую истину. Подчеркивал пропасть между верой и знанием. Сформулировал парадоксальный тезис «Верую, ибо абсурдно» .

Основные проблемы средневековой философии Вопрос об отношении общего к единичному: существуют ли общие понятия Основные проблемы средневековой философии Вопрос об отношении общего к единичному: существуют ли общие понятия (универсалии) в реальности или же они являются только именами вещей? Решения: Реализм – утверждает, что подлинным бытием являются не сами вещи, а их общее понятие, существующее независимо от вещи как идея Божественного разума. Представители: Ансельм Кентерберийский, Гийом из Шампо, Иоганн Скот (Эриугена), Фома Аквинский (умеренный реализм) Номинализм – утверждает, что общие понятия не существуют реально, а являются лишь именами вещей, которые человеческий рассудок присваивает группам предметов. Реально же существуют только конкретные вещи, данные в чувственном опыте. Представители: Уильям Оккам, Росцелин из Компьени.

Основные проблемы средневековой философии Проблема соотношения сущности и существования Средневековая философия отрывает сущность вещи Основные проблемы средневековой философии Проблема соотношения сущности и существования Средневековая философия отрывает сущность вещи (эссенцию) от ее существования (экзистенции). Аргумент: сущность воплощается в существовании конкретной вещи только в результате акта ее творения. Сущность вещи – это ее идея, ее замысел в сознании Бога. Следовательно, сущности могут быть бестелесными, невоплощенными в вещах и поэтому не зависят от существования последних.

Гносеология 1. 2. - - Утверждение познаваемости мира через познание Бога. Выделение двух видов Гносеология 1. 2. - - Утверждение познаваемости мира через познание Бога. Выделение двух видов знания: сверхъестественного, даваемого в Божественном откровении и зафиксированного в священных текстах; естественного, доступного для человеческого разума через толкование священных текстов.

Этика Проблема теодицеи – проблема ответственности Бога за существование в мире зла. В основе Этика Проблема теодицеи – проблема ответственности Бога за существование в мире зла. В основе решения – принцип свободы воли. Аргументы: 1) Свобода включает для своей полноты возможность морального зла. 2) Частные недостатки усиливают совершенство мироздания.

Представители средневековой философии периода патристики: Августин Блаженный (354 -430) Основные труды: «Исповедь» - автобиография, Представители средневековой философии периода патристики: Августин Блаженный (354 -430) Основные труды: «Исповедь» - автобиография, рисующая внутреннее развитие с детских лет до утверждения в ортодоксальном христианстве. «О граде Божием» , где выделены два вида человеческой общности: государственность и духовная общность, основанная на любви к Богу. «О прекрасном и пригодном» «Против академиков»

Основные положения философии Августина Блаженного n n n n Заложил основы догматов католической Церкви. Основные положения философии Августина Блаженного n n n n Заложил основы догматов католической Церкви. Утверждал, что Бог – высшее бытие, в котором пребывают вечные идеи, обусловливающие существующий в мире порядок. Утверждал, что мир – свободный акт Бога, поэтому он является разумным творением. Разрабатывал проблемы динамики человеческой личности и динамики истории. Сформулировал учение предопределении: субъективно человек действует свободно, но все, что он делает, делает через него Бог, который своим предвечным решением избрал одних для вечной жизни, других осудил на муки. Выделяет два источника знания: опыт и веру. Утверждает, что вера и знание взаимно дополняют друга: «Разумей, чтобы мог верить, верь, чтобы разуметь» .

Представители средневековой философии периода схоластики: n n n Фома Аквинский (1225 -1274) Осуществил синтез Представители средневековой философии периода схоластики: n n n Фома Аквинский (1225 -1274) Осуществил синтез христианской религии с философским наследием Аристотеля. Сформулировал концепцию компромисса между знанием и верой. Развил космологическое доказательство существования Бога как верховной причины всех реальных явлений

Основные положения философии Фомы Аквинского n n n Цель человеческой жизни – достижение счастья, Основные положения философии Фомы Аквинского n n n Цель человеческой жизни – достижение счастья, возможное только через познание Бога. Мир устроен по принципу иерархии, где Бог – совершенная реальность. Основные человеческие способности: чувственность, воля, разум, вера. Наука и вера не противоречат другу, т. к. у них разные задачи: задача науки – объяснение закономерностей мира, задача веры – постижение Бога. Таинства христианской веры недоступны для естественной силы мышления и представляют собой сверхъестественные истины, данные в Божественном откровении. Церковь должна стоять над гражданским обществом. Власть государя должна подчиняться высшей, духовной власти.

Предпосылки возникновения гуманистической философии - совершенствование орудий труда и отношений; производственных - усиление городов, Предпосылки возникновения гуманистической философии - совершенствование орудий труда и отношений; производственных - усиление городов, превращение их в торговоремесленные, военные, культурные и политические центры, независимые от феодалов и Церкви; - укрепление, централизация европейских государств, усиление светской власти; - появление первых парламентов;

Предпосылки возникновения гуманистической философии - кризис Церкви и схоластической (церковной) философии; - повышение уровня Предпосылки возникновения гуманистической философии - кризис Церкви и схоластической (церковной) философии; - повышение уровня образованности в Европе в целом и складывание системы светского образования; - великие географические открытия (Колумб, Васко да Гама, Магеллан); - научно-технические открытия (изобретение пороха, огнестрельного оружия, станков, доменных печей, микроскопа, телескопа, книгопечатания, открытия в области медицины и астрономии, иные научнотехнические достижения).

Характерные черты философии эпохи Возрождения: - - - антропоцентризм и гуманизм — преобладание интереса Характерные черты философии эпохи Возрождения: - - - антропоцентризм и гуманизм — преобладание интереса к человеку, вера в его безграничные возможности и достоинство; секуляризация общественного сознания, оппозиционность к Церкви и церковной идеологии (то есть отрицание не самой религии, Бога, а организации, сделавшей себя посредником между Богом и верующими); перемещение основного интереса от формы идеи к ее содержанию; пантеизм, и принципиально новое, научно-материалистическое понимание окружающего мира (шарообразности, а не плоскости Земли, вращения Земли вокруг Солнца, а не наоборот, бесконечности Вселенной, новые анатомические знания и т. д. ); большой интерес к социальным проблемам, обществу и государству; торжество индивидуализма; широкое распространение идеи социального равенства.

Гуманизм Особенности: - - гуманизм как философское направление получил распространение в Европе в XIV Гуманизм Особенности: - - гуманизм как философское направление получил распространение в Европе в XIV - середине XV вв. Центр Италия; по своему жанру гуманистическая философия сливалась с литературой, излагалась иносказательно и в художественной форме; наиболее известные философы-гуманисты одновременно были писателями. К ним прежде всего относились Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валла; стремление уменьшить всемогущество Бога и доказать самоценность человека; антропоцентризм - особое внимание к человеку, воспевание его силы, величия, возможностей.

Натурфилософия Основные черты натурфилософии: - обоснование материалистического взгляда на мир; стремление отделить философию от Натурфилософия Основные черты натурфилософии: - обоснование материалистического взгляда на мир; стремление отделить философию от теологии; формирование научного мировоззрения, свободного от теологии; выдвижение новой картины мира (в которой Бог, Природа и Космос едины, а Земля не является центром Вселенной); наиболее яркими представителями натурфилософии эпохи Возрождения являлись Леонардо да Винчи, Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей.

Утопическая философия Особенности: основное внимание сосредоточено на разработке проектов идеального государства, где были бы Утопическая философия Особенности: основное внимание сосредоточено на разработке проектов идеального государства, где были бы уничтожены социальные противоречия и восторжествовала социальная справедливость; - эти проекты были сильно оторваны от реальности и практически неосуществимы; - идеи социалистов-утопистов отражали стремление изменить мир, как в эпоху Возрождения, так и в будущем. - наибольший вклад в развитие теории утопического социализма внесли Томас Мор и Томмазо Кампанелла. -

Политическая философия Никколо Макиавелли (1469 - 1527) Политическая философия исследовала проблемы управления реально существующим Политическая философия Никколо Макиавелли (1469 - 1527) Политическая философия исследовала проблемы управления реально существующим государством, методы влияния на людей, приемы политической борьбы. Ярким представителем политической философии являлся Никколо Макиавелли итальянский политический деятель, философ и писатель.

Основные положения философии Макиавелли : человек обладает изначально злой природой; движущими мотивами поступков человека Основные положения философии Макиавелли : человек обладает изначально злой природой; движущими мотивами поступков человека являются эгоизм и стремление к личной выгоде; совместное существование людей невозможно, если каждый будет преследовать только свои эгоистические интересы; для обуздания низменной натуры человека, его эгоизма создается особая организация — государство; правитель должен руководить государством, не забывая о низменной природе подданных; правитель должен выглядеть щедрым и благородным, но не быть таковым в действительности, поскольку при соприкосновении с реальностью данные качества приведут к противоположному результату (правитель будет свергнут далеко не благородными соратниками либо противниками, а казна — промотана); в борьбе за освобождение родины от иностранного владычества за ее независимость допустимы все средства, в том числе коварные и аморальные. Философия Макиавелли стала руководством к действию для многих политиков как средневековой, так и последующих эпох. Получила название «макиавеллизм» . -

Философия Реформации Главная цель - реформа католицизма, демократизацию Церкви, установление более справедливых отношений между Философия Реформации Главная цель - реформа католицизма, демократизацию Церкви, установление более справедливых отношений между Богом, Церковью и верующими. Предпосылки возникновения : - зарождение и укрепление класса торгово-промышленной буржуазии; незаинтересованность руководителей государств, политической элиты в чрезмерной, национальной, надгосударственной, общеевропейской власти Папы Римского и католической Церкви; - кризис, моральное разложение католической Церкви и практика выдачи индульгенций; - распространение в Европе идей гуманизма; - рост самосознания личности, индивидуализм.

Философия Реформации Томас Мюнцер (1489 -1525) Мартин Лютер (1483 -1546) Жан Кальвин (1509 -1564) Философия Реформации Томас Мюнцер (1489 -1525) Мартин Лютер (1483 -1546) Жан Кальвин (1509 -1564)

Мартин Лютер Основные идеи : - общение между Богом и верующими должно происходить напрямую; Мартин Лютер Основные идеи : - общение между Богом и верующими должно происходить напрямую; - между Богом и верующими не должно быть такого посредника, как католическая Церковь; - церковь должна стать демократичной, а обряды — понятными людям; - необходимо уменьшение влияния на политику других государств со стороны Папы Римского и католического духовенства; - должен быть восстановлен авторитет государственных институтов и светской власти; - дело служения Богу — не только профессия, которую монополизировало духовенство, но и функция всей жизни верующих христиан

Жан Кальвин - ключевой идеей протестантизма является идея предопределения (смысл данной идеи в том, Жан Кальвин - ключевой идеей протестантизма является идея предопределения (смысл данной идеи в том, что людям изначально предопределено Богом либо быть спасенным, либо погибнуть, не состояться в жизни); - все люди должны надеяться, что именно они предопределены к спасению; - выражением смысла жизни на Земле для человека является профессия; - профессия — это не только способ зарабатывания денег, но и место служения Богу; - добросовестное отношение к своему делу — путь к спасению; - успех в работе — признак богоизбранности; - вне работы необходимо быть скромным и аскетичным.

Выводы: - - человек - творец самого себя и господин над окружающей природой; активная Выводы: - - человек - творец самого себя и господин над окружающей природой; активная деятельность человека как его способ существования в мире (особенно творческая деятельность); формирование культа телесной и духовной красоты человека.